Роль кряжа Карпинского в формировании залежей углеводородов в акватории Каспийского моря
Автор: Остроухов Сергей Борисович, Крашакова Анна Валентиновна, Бочкарев Виталий Анатольевич
Журнал: НБИ технологии @nbi-technologies
Рубрика: Технико-технологические инновации
Статья в выпуске: 7, 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются перспективы обнаружения нефти и газа в средней части кряжа Карпинского. Установлен южный рубеж с широтной полосой перспективных и бесперспективных земель по палеозойским и мезозойским отложениям.
Кряж карпинского, перспективные и неперспективные земли, риски, нефтяные залежи, зоны газосбора
Короткий адрес: https://sciup.org/14968234
IDR: 14968234
Текст научной статьи Роль кряжа Карпинского в формировании залежей углеводородов в акватории Каспийского моря
Кряж Карпинского – уникальный гео-структурный элемент на стыке двух разновозрастных платформ (Восточно-Европейской и Скифско-Туранской) и двух нефтегазоносных провинций (Прикаспийской и Северо-Кавказско-Мангышлакской). Кряж является инверсионной частью узкого и протяженного Припятско-Днепровско-Донецко-Карпинского авлакогена и в настоящее время вместе с Восточным Донбассом представляет собой в значительной степени размытое (до 5 км верхнесреднекаменноугольных отложений) складчатое сооружение с предельно преобразованными осадочными породами (до фации зеленых сланцев и графита), как и на всем Предкавказье [1]. По этой причине слагающие их палеозойские отложения не являются источником углеводородов. В исключительных случаях коры выветривания этих отложений могут содержать незначительные залежи углеводородов, поступивших на путях миграции из мезозойских отложений. Ранее была обоснована бесперспективность палеозойских отложений Скифско-Туранс-кой плиты к югу от северной границы кряжа Карпинского по контрастной степени мета-генеза/катагенеза пород (графит/антрациты) на границе платформ [1; 5]. От этой грани- цы до южной границы выклинивания региональной пермской соленосной покрышки располагается территория развития палеозойских пород с абсолютными рисками ведения геолого-разведочных работ (Кара-кульско-Смушковская и Южно-Астраханская зоны поднятий) [1–3]. Материнские отложения данной переходной зоны пребывают в зоне образования кислых газов и поставляют сероводород и углекислый газ в залежи-супергиганты в органогенных постройках (углеводородные газы поступают со стороны Прикаспийской впадины с умеренным катагенезом материнских пород). В результате в цепи крупных сводовых сооружений формируются месторождения с уникальными запасами по количеству и составу мультисистем (месторождения Астраханское, Тенгиз, Кашаган) [1; 5].
Установлено, что месторождения в юрско-меловых отложениях Северного Каспия сформировались за счет мультисистем (в различных соотношениях углеводородные смеси нефти и газоконденсата), прорвавшихся сквозь соленосную покрышку под огромным пластовым давлением по зонам дробления разрывных нарушений за счет разрушения массивных рифогенных залежей в подсолевых каменноугольных отложениях [6]. Из разбуренных палеозойских рифовых массивов уникальные по запасам нефтяные залежи сохранились на месторождениях Тенгиз, Кашаган, Кайран, Ак- тоты в пределах Приморского атоллообразного сводового сооружения, тогда как полностью разрушенные или частично сохранившиеся залежи в таких же рифовых постройках (Кара-тон, Тажигали, Пустынное, Огайский, Королевское и супергигант Южный) стали источником углеводородов в юрско-меловых отложениях. Движение палеозойской нефти по юрско-меловым отложения в южном направлении прекратилось перед северной границей кряжа Карпинского (месторождения Укатное, Хазар, Ауэзов, Каражанбас, Северные Бузачи, Жал-гизтюбе), совпадающей с границей Северного (где залежи под и над пермскими солями формируются за счет нефти палеозойского происхождения) и Среднего Каспия (где залежи под и над юрскими солями формируются за счет нефти юрского происхождения) [6].
Вдоль всего южного борта кряжа Карпинского и Восточного Донбасса контрастно выделяется система крупных валообраз-ных поднятий от Главной антиклинали в Открытом Донбассе на западе до РакушечноШиротной системы поднятий на востоке. В акватории Каспийского моря РакушечноШиротная система поднятий оказалась непреодолимой преградой для углеводородов, двигающихся со стороны Терско-Каспийского прогиба в северном направлении. По этой причине на сложившихся путях миграции все ловушки Ракушечно-Широтной системы поднятий оказались заполненными углеводородными мультисистемами до предела, а избыточные углеводороды двигались по валу в северо-западном направлении в сторону Промысловско-Межевой зоны газосбора. В результате юрско-меловые нефти вала (Средний Каспий) и одновозрастные нефти месторождений Северного Каспия генетически не связаны и поэтому кардинально отличаются при сравнении важнейших показателей состава и свойств углеводородов. Севернее Северо-Ракушечного вала Ракушечно-Широтная система поднятий переходит в погруженную зону широтного простирания (Главная синклиналь – на западе; Полдневская депрессионная зона на востоке). Данная депрессионная зона является одной их основных причин обособления юрско-меловых нефтей в пределах Северного и Среднего Каспия [5; 6].
Выводы
-
1. Кряж Карпинского явился непреодолимым барьером для движения в южном направлении палеозойской нефти (по девонским, каменноугольным, юрско-меловым отложениям) и юрской нефти (по юрским и меловым отложениям) в северном направлении.
-
2. По индивидуальным условиям формирования и размещения залежей углеводородов в пределах Северного и Среднего Каспия в центральной и северной частях кряжа Карпинского выделяется широтная полоса земель (дна моря в северной части Среднего Каспия), бесперспективная для ведения геолого-разведочных работ.
-
3. Установленный южный рубеж перспективности и бесперспективности к югу от него палеозойских отложений, а также широтная полоса земель Северного Каспия по мезозойским отложениям позволяет таким образом предупредить значительный финансовый ущерб недропользователей от бурения в их пределах непродуктивных скважин, уйти от потери времени на их бурении в сложных горно-геологических условиях и сосредоточить свои усилия на реально перспективных для добычи нефти и газа территориях.
Список литературы Роль кряжа Карпинского в формировании залежей углеводородов в акватории Каспийского моря
- Бочкарев, А. В. Катагенез и прогноз нефтегазоносности недр/А. В. Бочкарев, В. А. Бочкарев. -М.: ВНИИОЭНГ, 2006. -324 с.
- Бочкарев, А. В. Опыт предлицензионной оценки перспектив нефтегазоносности территорий/А. В. Бочкарев [и др.]//Геология нефти и газа. -2001. -№ 2. -С. 7-12.
- Бочкарев, В. А. Реальная оценка нефтегазоносности палеозойских отложений юга Астраханской области/В. А. Бочкарев//Вопросы геологии и нефтегазоносности Прикаспия и шельфа Каспийского моря: сб. ст./В. А. Бочкарев; ООО «ЛУКОЙЛ-ВолгоградНИПИморнефть». -2002. -Вып. 59. -С. 22-29.
- Бочкарев, А. В. Рубеж перспективности палеозойских отложений на юге России/А. В. Бочкарев, В. А. Бочкарев//ТЭК России -основа процветания страны: сб. докл. -СПб.: ВНИГРИ, 2004. -С. 178-184.
- Остроухов, С. Б. Геолого-геохимические критерии формирования залежей углеводородов Среднего и Северного Каспия/С. Б. Остроухов, В. А. Бочкарев//Зоны концентрации углеводородов в нефтегазоносных бассейнах суши и акваторий. -СПб.: ВНИГРИ, 2010. -С. 408-413.
- Условия формирования углеводородных скоплений месторождения Укатное Северного Каспия/А. В. Бочкарев [и др.]//Геология, геофизика и разработка нефтяных и газовых месторождений. -2011. -№ 11. -С. 3-7.