Роль личности в истории: Николай Тютчев и Кирилл Пигарев как создатели музея в Мураново
Автор: Фдорова Анна Владимировна
Журнал: Современные проблемы сервиса и туризма @spst
Рубрика: Усадьбы северного подмосковья - туристские жемчужины России
Статья в выпуске: 2 т.9, 2015 года.
Бесплатный доступ
Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» имени Ф. И. Тютчева» связан с именами двух замеча- тельных русских поэтов - Евгения Абрамовича Боратынского (1800-44) и Федора Ивановича Тютчева (1803-73). Создателем первой экспозиции музея Мураново является внук поэта Тют- чева - Николай Иванович Тютчев (1876-1949). Разработанная им основная экспозиция включа- ла разнообразные материалы: семейные портреты, старинные книги, редкие произведения искусства, образцы русского и европейского фарфора, автографы. После смерти Н. И. Тютчева директором музея был назначен его племянник, правнук поэта Ф. И. Тютчева Кирилл Василье- вич Пигарев (1911-84). Он являлся литературоведом и ученым, одним из ведущих специалистов- тютчеведов. Статья посвящена жизни и деятельности Н. И. Тютчева и К. В. Пигарева на посту директоров музея-усадьбы, а также освещает отзывы посетителей музея о встрече и знакомстве с наслед- никами усадьбы. Н. И. Тютчев был знаменит как коллекционер фарфора и редких предметов ис- кусства. Он обогатил коллекцию музея своими дарами. К. В. Пигарев и его вклад в научную жизнь музея оценен по достоинству литературоведами и знатоками русской литературы. При нем из- давались базовые научные труды для дальнейших исследований поэзии Тютчева, Боратынского и «золотого века» русской литературы.
Мураново, директор и наследник, жизнь музея, родовое наследие, н. и. тютчев, к. в. пигарев
Короткий адрес: https://sciup.org/140206398
IDR: 140206398 | DOI: 10.12737/11401
Текст научной статьи Роль личности в истории: Николай Тютчев и Кирилл Пигарев как создатели музея в Мураново
К. В. Пигарев.
В суровые годы революционной смуты после 1917 г. погибло много дворцов, усадеб, музеев и коллекций. Тем удивительнее судьба Мурановского музея, который не пострадал в годы гонений от вандализма и разорения. Вышедший 12 апреля 1918 г. Декрет Совнаркома о памятниках Республики позволил сохранить музей, опираясь на имя поэта Ф. И. Тютчева, чья фамилия значилась под номером 17 в списке писателей, которым новая власть собиралась поставить памятники. Проект этого декрета был подготовлен управляющим делами Совнаркома В. Д. Бонч-Бруевичем, а затем документ подписал В. И. Ленин. Не последнюю роль в сохранении усадьбы как музея сыграла легенда о посещении Муранова А. С. Пушкиным, озвученная как семейное предание в первой публикации о Мурановском музее в 1920 г. [1]. Основное же значение для организации и дальнейшего сохранения музея сыграло имя поэта Ф. И. Тютчева. При организации музея акцентировалось внимание на неоднократном посещении поэтом усадьбы, и даже на том, что в Муранове были написаны некоторые его стихи.
Последняя владелица усадьбы Ольга Николаевна Тютчева, мать Н. И. Тютчева, приходилась племянницей поэту Е. А. Боратынскому и невесткой поэту Ф. И. Тютчеву. Она получила от отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Охранную грамоту на усадьбу «Мураново», а Н. И. Тютчев был назначен «хранителем усадьбы и всей обстановки».
Основой создания музея стал дом, построенный Е. А. Боратынским, а так же мемориальные предметы, бережно собранные и сохраненные в семье. В Мурановском доме хранился архив, значение которого выходило за рамки только семейных документов. Архив содержал переписку Ф. И. Тютчева и его семьи, письма
Е. А. Боратынского, материалы Аксаковых, Путят и Энгельгардтов. К началу 1920-х гг. Н. И. Тютчев был известен в искусствоведческих кругах как собиратель и знаток фарфора, живописи, редких автографов, уникальных предметов прикладного искусства. Он был членом различных обществ по изучению русского искусства и усадебного быта. За время своей деятельности на посту хранителя и директора музея «Мураново» он обогатил музейные фонды, передав из своих личных коллекций в безвозмездное пользование порядка 500 предметов искусства, а более 100 предметов были переданы в дар музею. Все эти вещи имеют культурное, историческое и художественное значение, многие связаны с памятью о поэтах Ф. И. Тютчеве и Е. А. Боратынском.
-
Н. И. Тютчев всячески способствовал популяризации материалов Мурановского мемориального архива, делая доступным его для исследователей жизни и творчества Е. А. Боратынского и Ф. И. Тютчева. Это было семейной традицией. В 1908 г. отец Н. И. Тютчева предоставил семейные архивные материалы для издания полного собрания сочинений Е. А. Боратынского, а в 1928–29 гг. Н. И. Тютчев предоставил материалы из фамильного архива для издания воспоминаний А. Ф. Тютчевой «При дворе двух императоров» [2]. Сестры Н. И. Тютчева Екатерина Ивановна Пи-гарева, урожденная Тютчева (1879–1957), а так же Софья Ивановна Тютчева (1870– 1957) были его неизменными помощниками в работе. Семья, проживая в усадьбе постоянно, занималась систематическим изучением архивных документов, хранившихся в Муранове. Проводилась серьезная работа по изучению семейного архива, обработке писем в хронологическом порядке и по именам, перевод с французского языка, делались выписки из писем Ф. И. Тютчева, Е. А. Боратынского, И. С. Аксакова и других. Составлялись картотеки материалов по изучению жизни и творчества Ф. И. Тютчева, словари поэтического языка обоих поэтов, велась работа по составлению комментариев к письмам Е. А. Боратынского. Общее число карточек составляет около 20 000. Мурановский музей сделался источниковедческой базой для специалистов
по истории русской литературы. Исследователи творчества поэтов обращались в музей за консультацией и помощью по сбору научных материалов. Плодами картотеки пользуются специалисты до сих пор. На основе этой многолетней научно-исследовательской работы в 1928 г. вышел из печати «Мурановский сборник» [3], в который вошли не только статьи многих ведущих литературоведов того времени, но и статьи Н. И. Тютчева, его брата Федора Ивановича (1873–1931) и племянника К. В. Пигарева.
Мурановский музей и личность самого Н. И. Тютчева привлекали в Мураново многих творческих людей. В 1926–27 гг. художник М. В. Нестеров написал портрет Н. И. Тютчева, на котором он изображен в своем Мурановском кабинете, сидящим в мягком кресле, окруженный привычными, любимыми вещами, он «был элегантным, всегда безукоризненно одетым, обладал красивыми манерами во всем, и даже в том, как он курил, держал папиросу <…>. Внешность Николая Ивановича прекрасно отражала его внутреннюю глубокую культуру, пронизывающую все его существо» [4]. О гостях Муранова свидетельствуют памятные записи на книгах, подаренных музею или лично Николаю Ивановичу. Писатель и литературовед Г. И. Чулков подарил свои книги в благодарность за помощь: «Николаю Ивановичу, которому я так обязан в дорогом для меня деле изучения жизни и творчества его деда», «Глубокоуважаемому Н. И. Тютчеву, без помощи коего книги эти не могли бы увидеть свет».
С благодарностью за помощь и содействие в работе Николаю Ивановичу как директору и хранителю Мурановского музея оставили памятные надписи на подаренных ему книгах литературоведы И. Н. Медведева-Томашевская (1903–79), Б. Л. Модзалевский (1874–1928), писатель А. К. Виноградов (1888–1946), художник А. И. Кравченко (1889–1940) и другие. Советский литературовед Д. Д. Благой (1883– 1984) был автором первого путеводителя по Мурановскому музею, он не раз обращался к рукописному наследию Ф. И. Тютчева, хранящемуся в Муранове, и оставил ценные труды о жизни и творчестве поэта. Н. И. Тютчева он назвал «Славным зодчим
Мурановского музея». Поэт «серебряного века» и литературовед Ю. Н. Верховский (1878–1956), издатель материалов к биографии Е. А. Боратынского, также был гостем Муранова и посвятил Н. И. Тютчеву свое стихотворение, в котором назвал его «живого прошлого хранитель». В фондах музея хранится изящный альбом Лукутин-ской фабрики, с красивой лаковой миниатюрой на обложке – это первый журнал «Записи посетителей». В нем много отзывов посетителей с добрыми словами в адрес устроителя музея. Знаменательна запись М. А. Волошина (1877–1932) с его впечатлениями об усадьбе: «Мураново (дом, музей, парк и пейзаж) делают честь русскому музейному делу и, несомненно, являются одним из лучших европейских достижений в этой области». В 1939 г. И. Э. Грабарь (1871–1960) записал в этом альбоме: «Мурановский музей не только первоклассный литературный музей, но и редчайшее собрание произведений русской живописи, заслуживающее специ- альной монографии, автором которой по праву, знаниям и таланту должен быть Николай Иванович Тютчев».
В годы Великой Отечественной войны Мурановский музей не был эвакуирован, он продолжал не только сохранять и изучать свои фонды, но и поддерживать моральный дух населения своей просветительской работой. В 1945 г. Московский областной отдел образования вручил Н. И. Тютчеву Почетную грамоту. В 1946 г. Н. И. Тютчеву было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а затем он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Скончался Н. И. Тютчев 26 августа 1949 г., похоронен в склепе у алтарной стены Мурановского храма, рядом с могилой своего отца. Н. И. Тютчев родился и умер в Муранове и всю свою жизнь посвятил продолжению семейной традиции сохранения этого чудесного места. В хозяйственной книге расходов музея за 1949 г., которая хранится в музее, последняя запись, сделанная рукой Н. И. Тютчева, не

Рис. 1 – Н. И. Тютчев и К. В. Пигарев в зале Мурановского музея
закончена. Эту запись через несколько дней закончил его племянник К. В. Пигарев, как бы «подхватив» из рук дядюшки перо. Николай Иванович не только создал замечательный музей, посвященный памяти двух поэтов, способствовал популяризации их творчества, но еще успел подготовить достойного приемника, что немаловажно (рис. 1).
После кончины Н. И. Тютчева, директором музея был назначен К. В. Пигарев, к тому времени известный литературовед. Более тридцати лет К. В. Пигарев возглавлял Мурановский музей, одновременно занимаясь серьезной научной работой, был научным сотрудником Института мировой литературы им. А. М. Горького. Он издал произведения Е. А. Боратынского и Ф. И. Тютчева, три путеводителя по музею, написал около ста работ о Тютчеве,
занимался изучением творчества поэтов и писателей XVIII и XIX вв. Как и Н. И. Тютчев, К. В. Пигарев много сил уделял популяризации музея, сам водил экскурсии, подготовил достойных учеников-экскурсоводов. В 1950–80-е годы музей пережил пик посещаемости: за день музей принимал до 500 посетителей. В 1960-е гг. Мурановский музей под руководством К. В. Пи-гарева становится центром по изучению жизни и творчества поэта Ф. И. Тютчева. В музей на имя К. В. Пигарева приходили письма со всего света – из Китая, Японии, Югославии, Норвегии, Новой Зеландии, Германии, США, Чехословакии, Финляндии, Англии, со всех концов Советского Союза: из Львова, Брянска, Ташкента, Мордовии, Москвы, Ленинграда… Переписка велась по самым разнообразным темам, прежде всего по искусству и литературе. Давались консультации как советским, так и зарубежным специалистам по творчеству Е. А. Боратынского и Ф. И. Тютчева.
Главной работой К. В. Пигарева является монография «Жизнь и творчество Тютчева» (1962), посвященная «светлой памяти Н. И . Тютчева», в которой он систематизировал огромный материал, накопленный тютчеведами почти за столетие. Издание монографии вызвало отклик у многих специалистов. Норвежский ученый-славист Гейер Хетсо (1937–2008) назвал её «просто превосходный труд». В прессе отклик на книгу о Тютчеве так же был отличный: «Труд сразу захватывает читателя стройным, старательно собранным материалом, настоящим знанием эпохи и своего предмета. Стих изучен до мелочей. И всюду видна горячая любовь автора книги к избранному поэту, но это не слепая, а зрячая любовь, желающая знать правду, оценить человека со всеми его достоинствами и слабостями. Автор исключительно тактичен в обращении с работами предшественников, и это и приятно и достойно» [5].
После выхода из печати в 1965–66 гг. двухтомного сборника стихотворений Ф. И. Тютчева [6], подготовленного К. В. Пи-гаревым, пришли письма с отзывами от известных ученых. Г. Хетсо писал К. В. Пи-гареву: «Ваше издание красивое, образцо- вое. И, важнее всего, научное, надежное». Польский профессор С. Фишман благодарил за присланные ему экземпляры: «Я исклю чительно рад, что эти два томика пополнят мое собрание образцово изданных текстов русской поэзии». Английский литературовед Р. Лейн поздравил К. В. Пигарева с «отличным изданием – вполне достойно великого поэта».
В Мурановский музей обращались не только ученые, но и журналисты. Кто-то делился своими архивными находками, присылал статью на редактирование или просил помощи в работе. К. В. Пигарев всегда был рад помочь в поисках информации, документов. Однажды в музей пришло письмо от школьников с просьбой помочь в подготовке к уроку об А. С. Пушкине. Письмо адресовано: город Пушкино, литературный музей. В ответном письме Кирилл Васильевич объяснил школьникам разницу между городом Пушкин Ленинградской области, в котором находится пушкинский Лицей, и городом Пушкино Московской области, коротко рассказал о литературном музее «Мураново» им. Ф. И. Тютчева и выслал книги о А. С. Пушкине и Ф. И. Тютчеве, а также путеводитель по музею «Мураново».
Щедрую душу ученого радовало, приносило творческое удовлетворение расширение аудитории, интересующейся русской литературой. На просьбу Ио Симада из Японии о помощи в работе над диссертацией о Тютчеве-дипломате и цензоре, Кирилл Васильевич ответил: «…Готов консультировать вас по любому вопросу, связанному с темой Вашей диссертации». Так в документах, письмах сохраняется образ ученого, литературоведа, человека – умного, отзывчивого, благожелательного. Как и Н. И. Тютчев, К. В. Пигарев воспитал достойных учеников, которые с энтузиазмом и большой любовью продолжили его дело. Памяти учителя посвятил замечательную статью с описанием творческого пути К. В. Пигарева профессор Литературного института Е. Н. Лебедев [7]: «С научной точки зрения ценность всего сделанного К. В. Пигаревым по собиранию, осмыслению и пропаганде тютчевского наследия очень значительна. С точки зрения нравственной вся деятельность К. В. Пигарева предстает как подвижническое служение великой русской культуре». Под руководством К. В. Пигарева сотрудники музея учувствовали в создании двух книг 97-го тома «Литературного наследства», посвященного Ф. И. Тютчеву, работа затем продолжилась созданием трех томов «Летописи жизни и творчества Ф. И. Тютчева» [8].
Один из посетителей музея написал Кириллу Васильевичу: «Спасибо Вам за всё, за то, что Вы такой удивительный человек, за музей и за Тютчева, который теперь самый “мой”».
Список литературы Роль личности в истории: Николай Тютчев и Кирилл Пигарев как создатели музея в Мураново
- Мураново. Художественная жизнь. Бюллетень художественной секции Народного комиссариата по просвещению, 1920, № 2. С. 13-14.
- Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник. Вып. 1. М., Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1928, 1929.
- Мурановский сборник. Вып. 1. Мураново, 1928.
- Свирин А. Люди, веши, природа. Мои воспоминания//«Памятники Отечества». Альманах. № 58. Мураново. 2003. С. 149.
- Плетнев Р. Новый Журнал. № 76. 1965. С. 297-299.
- Лирика/Изд. подг. К. В. Пигаревым. М.: Наука, 1965. В 2-х тт. (Сер. «Литературные памятники»).
- Литературное наследство. М.: Наука, 1989. Кн. 2.
- Летопись жизни и творчества Ф. И. Тютчева. Кн. 1-3. М.: Литограф, музей-усадьба «Мурано-во», 1999, 2003, 2012.