Роль личности в истории становления отечественного спорта конца XIX века
Автор: Солдатова Мария Александровна
Журнал: Грани познания @grani-vspu
Статья в выпуске: 2 (36), 2015 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается становление в XIX-XX вв. спорта, связанное с деятельностью неординарных и талантливых личностей, бравших на себя функции организаторов, финансистов и идеологов
История, становление спорта, спортивные общественные организации, меценатство, личность, олимпийское движение, руководство спортивными обществами
Короткий адрес: https://sciup.org/14822233
IDR: 14822233
Текст научной статьи Роль личности в истории становления отечественного спорта конца XIX века
Роль личности в исторических процессах всегда являлась предметам пристального внимания ученых. Однако значение деятельности отдельных персон дореволюционного спорта для развития отечественного спорта, в целом, редко попадало в диапазон исторических исследований. Между тем, спорт на рубеже XIX-XX вв., носивший сугубо общественный характер по сути дела «встал на ноги» благодаря отдельным энтузиастам, неординарным и талантливым личностям, которые брали на себя функции и организаторов клубов, и финансистов и идеологов молодого спорта.
Особенностью стиля руководства дореволюционными обществами было то, что председатели обществ, как правило, были одновременно их меценатами и фактически содержали клубы. Меценатство в России конца XIX – начала ХХ в. было существенной, заметной стороной общественной жизни государства. Спорт оказался в поле зрения и деятельности меценатов наряду с искусством, культурой, образованием, медициной. Полностью поддерживая вывод, сделанный А.А. Ароновым, что «… личностные качества меценатов «золотого века», спектр их интересов и потребностей, общий уровень образованности и воспитанности, высоконравственные мотивы благотворительности дают основание утверждать, что перед нами подлинные интеллигенты»*, добавим, что во многом благодаря деятельности благотворителей спорт в России завоевал почетное место в социально-культурной жизни общества.
В ряду основателей российского спортивного движения имя Вячеслава Измайловича Срезневского (1849–1937) должно быть названо одним из первых. Приват-доцент Петербургского университета, директор Александровского профессионального женского училища, В.И. Срезневский занимался организаторской и меценатской деятельностью в сфере конькобежного спорта, а позднее и российского спорта в целом. Он стоял у истоков отечественного хоккея с мячом, был бессменным председателем крупнейшей спортивной организации «Санкт-Петербургское Общество любителей бега на коньках» (1877–1923), а с 1911 по 1917 гг. – председателем Российского Олимпийского комитета.
В плеяде основателей Петербургского и российского спорта одно их почетных мест принадлежит графу Григорию Ивановичу Рибопьеру (1854–1916), основателю Санкт-Петербургского атлетического общества (1896), представителю России в МОК. Известный коннозаводчик, он слыл одним из самых щедрых меценатов спорта. На нужды отечественного спорта граф пожертвовал огромные, по тем временам, суммы. В анкете Международного олимпийского комитета в графе «Род занятий» числилось: спортивный меценат.**Активность графа, его великолепные организаторские способности на поприще спорта были замечены руководством МОК, и в 1899 году Пьер де Кубертен предложил графу Г.И. Рибопьеру войти в состав МОК, а в 1900 году, после ухода в отставку А.Д. Бутовскиго, он им становится. Именно по его инициативе в состав МОК входит и меценат князь С.К. Белосельский-Белозерский. С этого момента долгие годы Россию в МОК представляют одни из самых активных представителей Петербургской спортивной общественности.
Г.И. Рибопьер тринадцать лет представлял Россию в Международном олимпийском комитете (1900–1913) и является одним из основоположников Российского олимпийского движения. Именно
Рибопьер организовал поездку россиян на Олимпийские игры 1908 г. в Лондони полностью профинансировал ее.
Одна из ключевых фигур в зарождении и развитии отечественного спорта – Георгий Александрович Дюперрон, происходивший из мещан, юрист по профессии. Основатель и член правления нескольких Петербургских организаций (Петербургская футбольная лига, Петербургская хоккейная лига, Пригородный комитет футбол-лиги, Всероссийский любительский спортивный союз, Общество содействия физическому развитию учащейся молодежи и др.), основатель Российского футбола, секретарь Российского Олимпийского комитета, публицист, автор более 200 работ. Все наиболее значимые события в истории отечественного спорта на рубеже XIX – ХХ вв. проходили при его непосредственном участии. В 1913 году Г.А. Дюперрон сменил графа Рибопьера в Международном олимпийском комитете.
Пресса внимательно относилась к благотворителям, на ее страницах встречаются следующие заметки: «Обществу «Богатырь» М.И. Сухотина пожертвовала 1000 рублей»*, в связи с этим можно сделать вывод, что оказывать материальную поддержку спорту становилось престижным делом.
Основателями обществ становились и известные в деловых кругах петербуржцы: банкир Штаф-фер («Сестрорецкий лаун-теннис клуб»), заводчик Кеннинг («Павловско-тярлевский кружок любителей спорта), генерал-адъютант барон Мейенфорд («Богатырь»). Интересен состав учредителей Петербургского общества любителей бега на коньках, среди которых: А.А. Ильин – основатель «Картографического заведения», архитекторы А.К. Бруни и И.А. Кавос, владелец Орлинского завода химического стекла Н.Е. Ретинг**.
Нередко инициаторами создания спортивных организаций становились врачи, некоторые из них считаются основателями отдельных видов спорта: организатор первого кружка тяжелой атлетики доктор Владислав Францевич Краевский назван современниками родоначальником тяжелой атлетики; Петр Павлович Москвин, известный врач, – основатель и первый председатель Петербургского кружка любителей спорта (в этом кружке берет свое начало отечественная легкая атлетика), В.В. Горинев-ский, детский врач, основатель дошкольной системы физического воспитания, – в дореволюционный период активный деятель спортивной прессы, один из основателей ОСФРУМа (Общество содействия физическому развитию учащейся молодежи) и Петроградского гимнастического клуба.
Особой популярностью в дореволюционном Санкт-Петербурге пользовались лаун-теннис клубы. Крупнейшими считались «Крестовский лаун-теннис клуб» и «Санкт-Петербургский кружок спортсменов». Владелец и председатель Крестовского лаун-теннис клуба, биржевой маклер, А.Д. Макферсон стал первым, кто удостоился награды за труды по развитию спорта в России, он награжден Императором Николаем II орденом Святого Станислава 3-й степени.
Таким образом, очевидно, что в России присутствовал успешный опыт развития спорта, не имевшего государственного финансирования, но при этом опиравшегося на финансы, силу, организаторские способности личностей - пионеров дореволюционного спорта, выдающая деятельность которых, незаслуженно забыта.
В последние годы, благодаря исследованиям многих отечественных историков спорта, обнародованы ранее неизвестные факты зарождения олимпийского движения и его становление в России. Исследования А.Б. Суника, Л.А. Финогеновой, В.Е. Петраковой, В.В. Столбова, В.Г. Афанасьева достаточно широко раскрывают различные аспекты российского олимпийского движения. Однако изучение олимпийского движения России было бы неполным без ролевой оценки деятельности Санкт-Петебург-ских организаторов спорта в формировании олимпийских структур.
Известно, что дореволюционная Россия за время пребывания в международном олимпийском движении была представлена в Международном Олимпийском комитете шестью своими гражданами. Ими были: генерал-лейтенант А.Д. Бутовский (1896–1900), граф Г.И. Рибопьер (1900–1913), князь С.К. Белосельский-Белозерский (1900–1908), князь С.А. Трубецкой (1908–1910), князь Л.В. Урусов
(1910–1933) и Г.А. Дюперрон (1913–1915). Каждый из них, избранный пожизненно в состав МОК, пребывал в нем довольно ограниченное время.
Князь Белосельский-Белозерский – спортивный меценат, с 1898 года член Крестовского лаун-теннис клуба, с 1902 года – председатель Петербургской лиги футбола и хоккея. Непонятно отношение к спорту только князей С.А. Трубецкого и Л.В. Урусова, напротив: графы «спортивная карьера» и «спортивная специальность» в анкете Международного Олимпийского комитета стоят вопросительные знаки.
Дольше всего Россию представлял в МОКе князь Л.В. Урусов (1910–1933) и граф Г.И. Рибопьер (1900-1913). Однако Л.В. Урусов, избранный в состав МОК в 1910 г., после революции 1917 г. был вынужден эмигрировать во Францию. Хотя он сохранил российское гражданство и по-прежнему оставался членом МОК до своей кончины (1933 г.), потеря связей со спортивными организациями России и отсутствие в России олимпийского комитета, членом которого он должен был состоять, оставляли ему лишь формальное право быть членом МОК.
Анализируя персоны, ставшие членами МОК от России, можно констатировать, что и в этой сфере спортивной жизни – сфере международных спортивных отношений, возрождения олимпийского движения – инициирующая роль принадлежит представителям петербургской общественности, выражавшим интересы российского спорта не только в России, но и за ее пределами.
В дореволюционном российском спорту сложилась достаточно парадоксальная ситуация. С одной стороны в России еще не было Олимпийского комитета, Империя не участвовала в Олимпийских играх, результаты спортсменов, в целом, были далеки от мировых, спорт не имел государственной поддержки, но при всем при этом сильнейшие персоны российской спортивной общественности с первых лет существования Международного Олимпийского Комитета входили в его состав, активно участвуя в становлении международного олимпийского движения. Поэтому, следующей задачей представителей петербургской общественности стало создание условий для обеспечения участия отечественных спортсменов в Олимпийских играх. Однако этот вопрос являлся одним из самых сложных. Россия не принимала участия в первых трех Олимпиадах. Анализ причин этого явления вывел нас на существенную отличительную черту российского и петербургского спорта. Российский спорт, как молодое, бурно развивающееся явление, носил общественный характер, благодаря чему мог привлечь в свои ряды массы, обеспечить пропаганду, но для формирования сборных команд по отдельным видам спорта нужна была государственная поддержка и единый орган, занимающийся спортом высшего мастерства. Именно с этой сложной задачей и решили справиться представители Петербургской спортивной общественности.
Еще перед второй Олимпиадой активную деятельность по вхождению России в международное Олимпийское движение развернул граф Г.И. Рибопьер. Петербургским кружком любителей спорта (руководитель А.П. Лебедев) 27 октября 1897 года в Санкт-Петербурге было организовано собрание представителей 10 спортивных обществ, на котором избран Главный и Центральный комитет в составе 6 лиц: А.Д. Бутовский, председатель; членами комитета: Н.А. Сытенко, А.П. Лебедев (СПб кружок любителей спорта), граф Г.И. Рибопьер (Спб Атлетическое общество); Ф.И. Бергман и Р.Я. Вывод-цев. Кроме того, были созданы секции по конькобежному, парусному, велосипедному, конькобежному спорту, фехтованию и боксу, гимнастике, тяжелой атлетике, легкой атлетике, играм. В состав секций были избраны: А.Д. Бутовский, граф Толстой, В.Ф. Краевский (тяжелая атлетика, Санкт-Петербург), граф Г.И. Рибопьер (борьба, Санкт-Петербург), Бергман, Москвин (легкая атлетика, Санкт-Петербург), Ф.Е. Макферсон (теннис, Санкт-Петербург), А.П. Лебедев (гимнастика, Санкт-Петербург), В.И. Срезневский (конькобежный спорт, Санкт-Петербург), Г.А. Дюперрон (игры, Санкт-Петербург). Георгий Дюпперон, знакомя читателей журнала “Спортсмен” с программойII Олимпиады, завершил статью так: “Нужно надеяться, что русский спорт буден достойно представлен, если не на выставке, то в состязаниях”*. Но надежды Г.А. Дюперрона не оправдались, Россия тогда была представлена только на всемирной выставке, опять же, благодаря графу Г.И. Рибопьеру, которому удалось создать команду спортсменов России и направить ее в Париж для участия в спортивной программе Всемирной про- мышленной выставки.Спортсмены выступали именно в рамках спортивной программы выставки. Этот факт вызвал некоторую путаницу, так какв официальных документах МОК среди участников Олимпийских игр 1900 г. фигурируют три представителя России (2 конника и 1 стрелок). Но отечественные историки не отсутствуют упоминания об участии спортсменов России в Олимпиаде 1900 г.
Весьма символично приглашение России участвовать в Играх III Олимпиады. В связи с отсутствием Олимпийского комитета, приглашение от комиссара русского отдела Всемирной выставки, которая проходила в 1904 году в Сент-Луисе, было направлено на имя редактора журнала «Спорт» Г.А. Дюперрона, о чем он и рассказал на страницах журнала в ноябре 1903 г. под заголовком «Выставка и Олимпийские игры в Сент-Луисе». Г.А. Дюперрон в статье дает своеобразный ответ на приглашение, здраво оценивая возможности российских атлетов: «Нечего говорить, что выступать нам в качестве участников Олимпийских игр несколько рано, да нам и не собрать таких сил, которые хоть с небольшим успехом могли бы конкурировать с американскими атлетами... Но что мы не только могли бы, но и должны были бы сделать, это постараться дать некоторую картину развития спорта у нас в России, показать, что мы не чужды прогрессу в данной области»*. Сам факт выбранного адресата свидетельствует о том, что не только в России, но и за рубежом чрезвычайно высоко оценивалась роль лидеров российской спортивной общественности, в данном случае – выдающаяся личность Г.А.Дюперрона.
Игры IY Олимпиады стали первыми, в которых участвовала небольшая группа российских спортсменов. Первая информация о предполагаемом участии россиян в лондонской олимпиаде появились в журнале “Спорт” в июне 1908 года. Читателей известили о том, что «... в двадцатых числах в Лондон выезжают борцы-любители: Петров, Орлов, Демин и Замотин. Д-р Петров деятельно тренируется в настоящее время в Атлетическом обществе»**. Георгий Дюпперон в «Олимпийских впечатлениях» написал: «Лондонская Олимпиада видела уже целую русскую команду. Ведали тогда всем этим граф Г.И. Рибопьер и Санкт-Петербургское атлетическое общество...»***. Действительно, во многом благодаря деятельности Санкт-Петербургского Атлетического общества и лично графу Г.И. Рибопьеру, о чем мы уже упоминали выше, дореволюционная Россия получила первые Олимпийские награды. Периодическая спортивная печать отмечала, что комплектование Олимпийской команды под руководством графа Рибопьера проходило достаточно демократично. По просьбе графа клубы и общества Санкт-Петербурга определили спортсменов, которые могли достойно представить Россию. В команду вошли: Н. Панин-Коломенкин, Н. Орлов, А. Петров, Е. Замотин, Г. Демин, Г. Линдт, А. Петровский и Марти-сон. Результаты выступления петербуржцев были успешными. Н.А. Панин – Коломенкин (фигурное катание), воспитанник общества «Юсупов сад», стал первым российским олимпийским чемпионом, Н. Орлов и А. Петров (борьба), члены Петербургского Атлетического общества, – серебряными призерами.
После успешного выступления петербуржцев на Олимпиаде движения в сторону создания национального олимпийского комитета заметно активизировались. И, наконец, благодаря активной позиции лидеров крупнейших спортивных организаций Санкт-Петербурга.Историческое собрание, на котором был создан Российский олимпийский комитет состоялось в Санкт-Петербурге в феврале 1911 года. Г.А. Дюперрон отмечает полное численное превосходство петербургских обществ. Помимо столичных клубов, участвовало только два всероссийских союза (гребной и теннисный) и еще два представителя из Москвы, провинциальные же представители на приглашение вообще не отреагировали. Так, в результате многолетней работы по развитию спорта в Российской Империи выдающихся личностей, прежде всего:Г.И. Дюпперона, Г.А. Рибопьера, В.И. Срезневского, А. Макферсона, Россия стала полноправным членом международной спортивной системы, а российский спорт начал переход на следующую ступень своего развития, связанного с появлением Канцелярии главнонаблюдающего по физическому развитию народонаселения Российской Империи (1913 г.), по сути, прообразом первой государственной структурой, отвечающей за развитие спорта и многих других фактов.
Список литературы Роль личности в истории становления отечественного спорта конца XIX века
- Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. М., 1995.
- Дюперрон Г.А. Олимпийские впечатления.//Красота и сила, 1913. № 3.
- Дюперрон Г.А. Спорт на французской выставке 1900 года.//Спортсмен, 1899. № 10.
- Дюперрон.Г. А. Выставка и олимпийские игры в Сент-Луисе.//Спорт, 1903. № 45. С.734-736.
- Панин-Коломенский Н.А. Страницы из прошлого: Воспоминания спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1951. Т.1.
- Русский спорт, 1913. № 46.
- Суник А. Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX-ХХ вв. М., 2001.
- IY Олимпиада.//Спорт, 1908, 21 июня. № 25