Роль ментативных компонентов в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»

Автор: Ляляев Сергей Васильевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Статьи и сообщения. Прочтения

Статья в выпуске: 1 (12), 2010 года.

Бесплатный доступ

Проза Б. Пастернака раннего периода не подчинялась законам линейного повествования. В романе «Доктор Живаго» писатель по видимости стал выдерживать эти законы. Однако в этом романе велика и роль текста-ментатива, который обыкновенно не относился к художественной сфере письма. Роль ментативных компонентов троякая: они способствуют раскрытию идейного замысла произведения; участвуют в создании романного диалога; реализуют магистральную для своего времени литературную макростратегию интерференции художественного и внехудожественного слова

Нарратив, ментатив, художественность, интерференция, диалог

Короткий адрес: https://sciup.org/14914202

IDR: 14914202

Список литературы Роль ментативных компонентов в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»

  • Степун Ф. Б.Л. Пастернак//Литературное обозрение. 1990. № 2. С. 69.
  • Зотова Е.И. Как читать «Доктора Живаго»? М., 1998. С. 11.
  • Якобсон Р.О. Заметки о прозе поэта Пастернака//Якобсон Р.О. Работы по поэтике. М., 1987. С. 332.
  • Баевский В.С. Миф в поэтическом сознании и лирике Пастернака: опыт прочтения//Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1980. Т. 39. № 2. С. 116-127.
  • Бройтман С.Н. Поэтика книги Бориса Пастернака «Сестра моя -жизнь». М., 2007.
  • Пастернак Б.Л. О предмете и методе психологии//Вопросы философии. 1988. № 8. С. 102.
  • Лавров А.В. «Судьбы скрещенья»: теснота коммуникативного ряда в «Докторе Живаго»//Новое литературное обозрение. 1993. № 2. С. 246
  • Воздвиженский В. Проза духовного опыта//Вопросы литературы. 1988. № 9. С. 87.
  • Маркович В.М. Автор и герой в романах Лермонтова и Пастернака: «Герой нашего времени» -«Доктор Живаго»//Автор и текст: сб. ст. СПб, 1996. С. 151.
  • Левин Ю.И. О некоторых чертах плана содержания в поэтических текстах//Структурная типология языков. М., 1966. С. 211.
  • Синева О.В. Стилистическая структура художественной прозы Б.Л. Пастернака (роман «Доктор Живаго»): автореф. дис… к.ф.н. М., 1995. С. 14
  • Лотман Ю.М. Устная речь в историко-культурной перспективе//Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Т.1. Таллинн, 1992. С. 184-190.
  • Магомедова Д.М. Соотношение лирического и повествовательного сюжета в творчестве Пастернака//Известия АН СССР. Серия лит. и яз. 1990. Т. 49. № 5. С. 414-419
  • Бак Д.П. «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака: функционирование лирического цикла в романном целом//Пастернаковские чтения: материалы межвуз. конф. 23-25.10.90. Пермь, 1990. С. 10-15
  • Орлицкий Ю.Б. Стихи и проза в русской литературе. М., 2002.
  • Зотова Е.И. Взаимодействие поэзии и прозы в творчестве Б.Л. Пастернака: автореф. дис… к.ф.н. М., 1998. С. 16
  • Кузнецов И.В., Максимова Н.В. Текст в становлении: оппозиция «нарратив -ментатив»//Критика и семиотика. Вып. 11. Новосибирск; М., 2007. С. 54-67.
  • Максимова Н.В. «Чужая речь» как коммуникативная стратегия. М., 2005. С. 110.
  • Ржевский Л. О тайнописи в романе «Доктор Живаго»//Грани. (Frankfurt a. M.) 1960. № 48. С. 153-154
  • Лихачев Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»//Новый мир. 1988. № 1. С. 6.
  • Максимова Н.В. Чужая речь в нарративе и ментативе//Слово. Словарь. Словесность: материалы науч. конф., посвящ. 80-летию проф. С.Г. Ильенко. СПб, 2004. С. 71-77
  • Максимова Н.В. «Чужая речь» как коммуникативная стратегия. М., 2005.
  • Кузнецов И.В. Историческая риторика: Стратегии русской словесности. М., 2007.
  • Пелихова А.А. Проза О.Э. Мандельштама и Б.Л. Пастернака 1920-х гг.: типологические особенности и образная структура: автореф. дис… к.ф.н. Улан-Удэ, 2004. С. 17
  • Смирнов И.П. Порождение интертекста: Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака. СПб, 1995.
  • Силантьев И.В. Газета и роман: риторика дискурсных смешений. М., 2006. С. 34.
Еще
Статья научная