Роль мышевидных грызунов в циркуляции возбудителей природно-очаговых заболеваний в Республике Мордовия
Автор: Андрейчев Алексей Владимирович, Боярова Екатерина Ивановна, Кузнецов Вячеслав Александрович
Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук @izvestiya-ssc
Рубрика: Общая биология
Статья в выпуске: 5-2 т.18, 2016 года.
Бесплатный доступ
Показано что в Республике Мордовия чаще всего мышевидные грызуны являются переносчиками туляремии и ГЛПС. За период исследований наибольшее число зарегистрированных случаев носительства туляремии и ГЛПС мышевидными грызунами отмечено в 2009, 2010 и 2015 гг. Среди разных видов мелких млекопитающих инфицированных туляремией наибольшее количество отмечено для рыжей полевки (42%), малой лесной мыши (25%) и домовой мыши (15%). Среди разных видов мелких млекопитающих инфицированных ГЛПС наибольшее количество отмечено для домовой мыши (41%), рыжей полевки (23%) и обыкновенной полевки (23%). В структуре населения мелких грызунов инфицированных лептоспирозом на обыкновенную полевка приходится 52%, полевую мышь - 34%, домовую мышь - 14%. Выявлена положительная корреляция динамики заболеваемости населения республики от численности мышевидных грызунов, особенно это четко прослеживается для ГЛПС и лептоспироза.
Мелкие млекопитающие, грызуны, эпизоотическая ситуация, туляремия, лептоспироз, иерсиниоз, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, республика мордовия
Короткий адрес: https://sciup.org/148204904
IDR: 148204904
Текст научной статьи Роль мышевидных грызунов в циркуляции возбудителей природно-очаговых заболеваний в Республике Мордовия
районирования территории региона выделяют три зоны: западную, центральную и восточную. Наиболее активные природные очаги ГЛПС расположены в восточной и центральной зонах. Во всех зонах заражения ГЛПС преобладают на территориях широколиственных лесов и сельскохозяйственных угодий [11]. Аналогичная ситуация показана и для другого региона Среднего Поволжья – Ульяновской области [7]. Основными хранителями и участниками циркуляции возбудителя ГЛПС в природной среде и источниками инфекции для человека являются мышевидные грызуны [12].
Кроме ГЛПС мышевидные грызуны в РМ являются участниками циркуляции таких широко распространенных заболеваний человека как туляремия, лептоспироз, иерсиниоз. В природных очагах, как и при ГЛПС периодически возникают эпизоотии. Таким образом, мышевидные грызуны выполняют одну из главных ролей в распространении особо опасных заболеваний человека.
Целью данной работы была оценка роли мышевидных грызунов в эпизоотической активности природных очагов туляремии, лептоспироза, иерсиниоза, ГЛПС в Мордовии за последние годы.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА
Для характеристики активности эпизоотии в популяциях мышевидных грызунов использованы материалы многолетних зоологических и эпизоотологических исследований, проведенных на природно-очаговых территориях Республики Мордовия. Отлов грызунов осуществлялся на территориях всех административных районов региона с использованием ловушек Геро. За период зимне-весенних и летне-осенних исследований 2009-2015 гг. отработано 19900 ловуш-ко-суток. Всего добыто 1195 особей следующих видов грызунов: рыжая полевка (Clethrionomys glareolus), обыкновенная полевка (Microtus arvalis), домовая мышь (Mus musculus), желтогорлая мышь (Sylvaemus fl avicollis), малая лесная мышь (Sylvaemus uralensis), полевая мышь (Apodemus agrarius). Динамика численности обычных видов мышевидных грызунов позволяет судить о состоянии популяций во времени и опосредованно может свидетельствовать о прогнозе развития природно-очаговых заболеваний [2].
Отловленных грызунов доставляли в лаборатории ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия». На ГЛПС исследования проводились методом иммуноферментного анализа (ИФА) с применением тест-системы «Хантагност» на наличие антигена возбудителя. На туляремию исследования проводились серологическим и бактериологическим методами. На лептоспироз и иерсиниоз исследования проводились серологическим методом.
Кроме того, в работе проанализированы статистические данные о заболеваемости населения республики туляремией, лептоспирозом, иерсиниозом, ГЛПС. Статистическая обработка полученных данных и построение графиков выполнены в программе Microsoft Excel 2007.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В лесокустарниковых стациях регистрировались следующие виды грызунов: рыжая полевка, малая лесная мышь, желтогорлая мышь, полевая мышь. Доминантом являлась рыжая полевка. В луго-полевых стациях отмечались обыкновенная полевка, малая лесная мышь, полевая мышь, домовая мышь. Доминировала обыкновенная полевка. В околоводных стациях выявлены обыкновенная полевка, полевая мышь, рыжая полевка. В качестве вида-доминанта выступала обыкновенная полевка. В населенных пунктах регистрировались обыкновенная полевка, малая лесная мышь, полевая мышь, домовая мышь, рыжая полевка. Доминировала домовая мышь.
По результатам наших исследований за все годы не выявлено ни одного грызуна, который являлся бы переносчиком иерсиниоза. В отношении обнаружения возбудителей других природно-очаговых заболеваний ситуация в регионе нестабильна. Чаще всего мышевидные грызуны являются переносчиками туляремии и ГЛПС (рис. 1). В меньшей степени переносят лептоспироз. Зависимости между численностью ифицированных мышевидных грызунов и заболеваемостью населения определенной инфекцией не выявлено. Однако следует отметить, что после года подъема численности грызунов (2014 г.) весной следующего года число случаев инфицированных зверьков существенно возрастает.

Год
S исследовано зверьков О выявлено носительство туляремии
1111 выявлено носительство ГЛПС ■ выявлено носительство лептоспироза
Рис. 1. Динамика выявления ГЛПС, туляремии, лептоспироза среди грызунов в Республике Мордовия
В 2009 г. инфицированность мышевидных грызунов ГЛПС выявлена в Атяшевском, Старо-шайговском, Дубенском, Чамзинском районах и в северо-западной части г. Саранска. В 2009 г. инфицированность мышевидных грызунов туляремией выявлена в Лямбирском, Ельников-ском, Краснослободском районах, юго-западной и в северо-западной частях г. Саранска. В 2010 г. инфицированность мышевидных грызунов ГЛПС выявлена в Чамзинском, Краснослободском, Тень-гушевском районах. В 2010 г. инфицированность мышевидных грызунов туляремией выявлена в Дубенском, Большеберезниковском, Торбеевском, Теньгушевском, Краснослободском районах. В 2011 г. инфицированность мышевидных грызунов ГЛПС выявлена в Чамзинском и Торбеевском районах. В 2011 г. инфицированность мышевидных грызунов туляремией выявлена в Больше-игнатовском, Дубенском, Ичалковском, Зубово-Полянском, Теньгушевском, Краснослободском районах и юго-западной части г. Саранска. В 2012 г. инфицированность мышевидных грызунов туляремией выявлена в Инсарском, Кадошкинском, Лямбирском и Большеберезниковском районах. В 2013 г. инфицированность мышевидных грызунов туляремией выявлена в Ковылкинском, Краснослободском и Теньгушевском районах. В 2014 г. инфицированность мышевидных грызунов лептоспирозом выявлена в юго-западной части г. Саранска. В 2014 г. инфицированность мышевидных грызунов туляремией выявлена в Аратовском, Чамзинском, Краснослободском, Ромодановском районах, юго-западной части г. Саранска. В 2015 г. инфицированность мышевидных грызунов ГЛПС выявлена в Ельниковском, Лямбирском, Ромодановском районах, юго-западной части г. Саранска. В 2015 г. инфицированность мышевидных грызунов лептоспирозом выявлена в юго-западной части г. Саранска и в Торбеевском районе. В 2015 г. инфицированность мышевидных грызунов туляремией выявлена в Большеигнатовском, Чам-зинском, Кочкуровском районах, юго-западной части г. Саранска.
Известно, что носительство туляремии у мышевидных грызунов возрастает в обильные паводковые годы [1]. За период проведения нами исследований таким годом в республике являлся 2012 г. [4], однако не выявлено существенного значения мышевидных грызунов в циркуляции туляремии (рис. 1).
Сравнивая полученные результаты в РМ по спектру инфицированных туляремией видов мышевидных грызунов (рис. 2) с данными полученными по всему Приволжскому федеральному округу (ПФО) [9] следует отметить сходную картину в первостепенной роли носителя этого заболевания рыжей полевки (в РМ – 42%, в ПФО – 56,2%) и малой лесной мыши (в РМ – 25%, в ПФО – 21,9%). Третьим видом грызунов по числу регистраций туляремии в РМ выступает домовая мышь (15%), а в ПФО – полевая мышь (15,6%).
Анализируя результаты инфицированности мышевидных грызунов хантавирусом за 19972001 гг. М.Э. Чумаковым [10] и 2007 г. Т.А. Чурба-новой [11], и полученные нами результаты (рис. 3) можно констатировать смену роли главного носителя этого заболевания. Так если в 1997-2001 гг. высокая доля инфицированных особей отмечалась у желтогорлой мыши, полевой мыши, рыжей и обыкновенной полевки. В 2007 г. в этой роли выступала обыкновенная полевка (21,4%). За период наших исследований первостепенное значение имела домовая мышь (41%), при высокой инфицированности рыжей (23%) и обыкновенной полевок (23%). Возможно, причиной этому является то что, большое количество зверьков было отловлено близ населенных пунктов. В носительстве ГЛПС среди обычных видов грызунов в регионе [3] за период наших исследований не отмечена полевая мышь, хотя в России данный вид может быть активным в эпизоотическом процессе [5, 6, 8].
Наибольший показатель инфицированности возбудителем лептоспироза был у обыкновенной полевки (рис. 4). На втором месте по инфициро-ванности была полевая мышь (34%). В меньшей
5%
15%
25%

42%
13%
-
□ рыжая полевка
-
■ домовая мышь
S обыкновенная полевка В малая лесная мышь
В полевая мышь
Рис. 2. Структура населения грызунов, принимающих участие в хранении и циркуляции туляремии
41%

9% 4%
□ рыжая полевка
S обыкновенная полевка Q желтогорлая мышь
-
■ малая лесная мышь В домовая мышь
Рис. 3. Структура населения грызунов, принимающих участие в хранении и циркуляции ГЛПС
14%
52%
-
□ обыкновенная полевка в полевая мышь и домовая мышь
Рис. 4. Структура населения грызунов, принимающих участие в хранении и циркуляции лептоспироза степени инфицированность выявлена у домовой мыши. У остальных видов отловленных видов грызунов возбудитель не обнаружен.
Относительная численность мышевидных грызунов по годам варьировала от 2,3 до 6 ос./100 л.с. Выявлена положительная корреляция дина- мики заболеваемости населения республики от численности мышевидных грызунов, особенно это четко прослеживается (рис. 5) для ГЛПС и лептоспироза. Случаев заболевания туляремией среди населения не выявлено. В общей структуре инфекционной и паразитарной заболеваемости

ШИЗ ГЛПС
- -^ - Иерсиниоз
898999898 Лептоспироз
—•— Численность зверьков , ос ./100 л . с .
Рис. 5. Динамика выявления природно-очаговых инфекций среди населения республики и относительная численность мышевидных грызунов по результатам отловов
населения ГЛПС принадлежит значительная доля. Всего за анализируемый период было зарегистрировано 1160 случаев заболеваний ГЛПС. Регистрация заболеваемости ГЛПС и лептоспирозом была высокой в 2014 гг., когда многие виды грызунов в регионе имели высокую численность. Наиболее низкие значения общей заболеваемости отмечались в 2012 г.
Основными факторами, определяющими уровень заболеваемости населения ГЛПС и лептоспирозом в Республике, являются: биологические процессы в популяциях рыжей и обыкновенной полевок; заражение местного населения как результат заражения мышевидными окружающей среды; заражение маятниково – мигрирующего населения (город – деревня – город) в деревне при посещении родственников, работах на огороде, по уходу за животными; завоз зараженного картофеля и других продуктов питания из деревни домой и на рынок; использование территории в рекреационных целях, заражение на дачных и огородных работах; заражение в лесу и лесопосадках.
Таким образом, среди мышевидных грызунов в республике рыжая полевка, обыкновенная полевка и домовая мышь играют важную роль в качестве переносчиков природно-очаговых заболеваний. Данное обстоятельство обусловлено высокой численностью данных представителей родентофауны региона. За период исследований наибольшее число зарегистрированных случаев носительства туляремии и ГЛПС мышевидными грызунами отмечено в 2009, 2010 и 2015 г. Выявлена положительная корреляция динамики заболеваемости населения региона от численности мышевидных грызунов, особенно это четко прослеживается для ГЛПС и лептоспироза.
Список литературы Роль мышевидных грызунов в циркуляции возбудителей природно-очаговых заболеваний в Республике Мордовия
- Аднагулова А.В., Высочина Н.П., Лапин А.С., Гуляко Л.Ф., Громова Т.В., Иванов Л.И., Ковальский А.Г. Эпизоотическая активность природных и антропоургических очагов туляремии на территории Еврейской автономной области и в окрестностях Хабаровска в период паводка на Амуре//Проблемы особо опасных инфекций. 2014. Вып. 1. С. 90-93.
- Андрейчев А.В. Структура населения и динамика численности мелких грызунов и насекомоядных млекопитающих Республики Мордовия//Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2014. Т. 16. № 1. С 164-168.
- Андрейчев А.В., Кузнецов В.А. Фаунистический анализ населения мелких млекопитающих свалки ТБО Чамзинского района и Саранского полигона ТБО//Вестник Мордовского университета. 2009. № 1. С. 100-101.
- Андрейчев А.В., Кузнецова М.А. Изменения в населении мелких грызунов Среднего Присурья после половодья 2012 г.//Вестник Мордовского университета. 2013. № 3-4. С. 111-115.
- Бойко В.А., Трифонов В.А., Потапов В.С., Фассахов Р.С., Кутыркин А.В., Беляев А.Н. Природно-очаговые инфекции в лесонасаждениях Казани и прилегающих территорий//Казанский медицинский журнал. 2010. Т. 91. № 2. С. 129-136.
- Кушнарева Т.В., Слонова Р.А. Роль прямого пути передачи хантавирусов -возбудителей геморрагической лихорадки с почечным синдромом среди мышей рода Apodemus//Тихоокеанский медицинский журнал. 2008. № 2. С. 57-60.
- Нафеев А.А., Коробейникова А.С., Шемятихина Г.Б., Сибаева Э.И., Клочкова Л.А., Гайниева Л.М. Ландшафтная эпидемиология геморрагической лихорадки с почечным синдромом в Среднем Поволжье//Здоровье населения и среда обитания. 2009. № 2. С. 15-17.
- Транквилевский Д.В., Стрыгина С.О., Кутузов А.В., Бахметьева Ю.О., Трегубов О.В., Родина И.В., Бернштейн А.Д., Коротина Н.С., Дзагурова Т.К., Стёпкин Ю.И., Чибирко М.И., Ткаченко Е.А. Многолетняя динамика численности и видовой состав мелких млекопитающих в открытых луго-полевых стациях Воронежской области и изменение эпизоотологической и эпидемиологической ситуации в очагах зоонозов//Дезинфекционное дело. 2011. № 1. С. 48-57.
- Транквилевский Д.В., Удовиков А.И., Попов В.П., Захаров К.С., Попов Н.В., Безсмертный В.Е. Состояние численности грызунов и эпидемиологическая обстановка по туляремии на территории Российской Федерации во втором полугодии 2014 г. и прогноз на 2015 г.//Проблемы особо опасных инфекций. 2015. Вып. 1. С. 30-35.
- Чумаков М.Э. Эколого-эпидемиологическая характеристика природных очагов геморрагической лихорадки с почечным синдромом в Республике Мордовия//Казанский медицинский журнал. 2003. Т. 84. № 8. С. 388-392.
- Чурбанова Т.А. Природные очаги геморрагической лихорадки с почечным синдромом в Республике Мордовия//Проблемы особо опасных инфекций. 2008. Вып. 97. С. 68-69.
- Цвирко Л.С., Козлов А.М. Геморагическая лихорадка с почечным синдромом в Белорусском Полесье//Веснiк Палескага дзяржаунага унiверсiтэта. Серыя прыродазнаучых навук. 2012. № 1. С. 3-9.