Роль налогов в экологическом развитии России

Автор: Афонина И.С., Овчинникова И.В.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 4-1 (23), 2016 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140119007

IDR: 140119007

Текст статьи Роль налогов в экологическом развитии России



Афонина И.С. студент 4 курса Овчинникова И.В. научный руководитель, старший преподаватель институт и экономики и управления Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева Россия, г. Кемерово РОЛЬ НАЛОГОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ

Важнейшей задачей любой экономической системы является обеспечение устойчивого, сбалансированного развития. Проблема устойчивости разрабатывается достаточно давно, тем не менее, до сих пор остается много спорных, нерешенных вопросов, что обусловлено динамичностью и многогранностью данной проблемы.

Проблему устойчивого развития современной экономики следует рассматривать с позиции произошедших в последние годы глубоких структурных изменений мировой экономики, политики, общего устройства, технологии, экологии.

У правительств есть целый диапазон инструментов экологической политики – законодательные (командно-контрольные) инструменты, рыночные инструменты (такие как налоги и реализуемые квоты), соглашения на договорной основе, субсидии, системы управления природопользованием и информационные компании. Хотя ни один из этих инструментов нельзя назвать наилучшим для решения всех экологических вопросов, экологические налоги (и реализуемые квоты) становятся все популярнее.

Налоги на загрязнение являются очевидным стимулом для снижения выбросов и поиска альтернативных, более чистых методов производства. При определении прямой стоимости экологического ущерба, у компаний, работающих на максимальную прибыль, появляется стимул снижать эти расходы, также как и другие производственные затраты. По сравнению с другими экологическими инструментами, такими как законодательные акты, касающиеся интенсивности выбросов или требований к технологиям, экологические налоги способствуют внедрению низкозатратных технологий устранения загрязнений и стимулируют устранение загрязнений на каждом источнике выбросов/сбросов [4].

Экологические налоги не только способствуют внедрению уже известных методов снижения загрязнения окружающей среды, но могут стать значительным стимулом для инноваций, если компании и население станут искать новые, более чистые решения при установке оплаты за загрязнение. Такие стимулы обеспечат коммерческую привлекательность инвестиций в НИОКР, проводимыми самыми предприятиями загрязнителями и другими изобретателями, в разработку новых технологий и потребительской продукции с меньшим воздействием на экологию.

В основах экологической политики Российской Федерации определены стратегические приоритеты экологического развития нашей страны.

Экологическим налогом в России также неофициально называют плату за негативное воздействие на окружающую среду. В отличие от экологического сбора, который был введен только в 2014 году, соответствующее обязательство существует уже давно. Оно было установлено ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды», принятым 10.01.2002.

Рассматриваемое обязательство — это, как и экологический сбор, не налог. Его статус звучит как «публично-правовой платеж» (определение Конституционного суда РФ № 284-О от 10.12.2002), который можно отнести к категории фискальных сборов. В данном случае — сборов компенсационного характера (за вредное воздействие на экологию).

Перечислять данный сбор должны организации и физические лица, как российские, так и иностранные, которые работают в РФ в сфере природопользования, а также те фирмы, которые пользуются арендованным оборудованием, оказывающим вредное воздействие на экологию [1].

Платежи за загрязнение окружающей среды имеют налоговую природу, но формально к налогам не относятся. Данный факт не позволяет распространять на плательщиков ответственность, предусмотренную Налоговым кодексом РФ, за нарушение правильности исчисления и уплаты налогов и сборов [2].

Существующая система экологических платежей ограничивается взиманием платы с «загрязнителей» окружающей среды, но учитывая, что главной функцией экологических налогов является все же не фискальная, а регулирующая, направлений воздействия может быть гораздо больше: повысить эффективность налогообложения добычи невозобновляемых полезных ископаемых посредством отнесения к объектам обложения природной ренты; ввести налоговые льготы, повышающие экономическую заинтересованность в использовании возобновляемых источников энергии, экологически чистых технологий и технологий, позволяющих снизить потребление сырья и энергии. Конкретные механизмы реализации значительной части из предложенных мер совершенствования экологического налогообложения уже существуют в зарубежной практике [3].

Делая вывод, можно сказать, что для повышения роли налоговых инструментов в экологическом развитии Российской Федерации, следует предпринять следующие шаги: придать экологическим платежам статус налоговых, администрирование которых осуществляли бы налоговые органы; предусмотреть поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду в целевой фонд; повысить ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду; более широко использовать налоговые механизмы экологического стимулирования при взимании уже существующих налогов (налога на прибыль, транспортного налога, налога на имущество).

Список литературы Роль налогов в экологическом развитии России

  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  • Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования на окружающую среду и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий».
  • Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
  • Громова А.И. Опыт внедрения принципов «зеленой» экономики в мировой экономике//Креативная экономика. 2014. № 8 (92). С. 113.
Статья