Роль основателя и первого директора Российского минералогического общества др. Лоренца И. Г. Фон Панснера в развитии минералогии и минералогических обществ в XIX веке
Автор: Стокрацкая Лидия Сергеевна
Журнал: Горные науки и технологии @gornye-nauki-tekhnologii
Статья в выпуске: 6, 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье дается краткий обзор возникновения и развития научных обществ в России и за рубежом на примере российского минералогического общества в Санкт-Петербурге. Важную роль в развитии и распространении минералогических знаний и создании РМО сыграл его первый директор - коллежский советник и ординарный профессор др. Лоренц фон Панснер, проживший тридцать лет в России.
Минералогия, минералогическое общество, л. панснер, йена, минералогический кабинет
Короткий адрес: https://sciup.org/140215514
IDR: 140215514
Текст научной статьи Роль основателя и первого директора Российского минералогического общества др. Лоренца И. Г. Фон Панснера в развитии минералогии и минералогических обществ в XIX веке
История создания и существования первых научных обществ в
Европе и России тесно связана с развитием науки, техники и промышленности. Первое минералогическое общество в Европе было основано в 1797 г. при университете города Йена профессором Иоганном Георгом Ленцем [1]. В основу создания общества легли минералогические коллекции европейских исследователей, ученых и общественных деятелей, носившие в то время название минералогических кабинетов. Третьим президентом Минералогического общества Йены, более известного под названием Mineralogische Sосietät zu Jena, стал Й.В. фон Гете, занимавший этот пост вплоть до своей смерти в 1832 г. и посвятивший много времени заботе о нуждах минералогического общества [1] . Спустя почти 20 лет в 1817 г. по образцу Йенского общества в Санкт-Петербурге было создано российское Минералогическое общество, чья деятельность, в свою очередь, тесно связана с деятельностью Санкт-Петербургского государственного горного института [5]. Предпосылки для создания общества сложились уже давно, и предшественником Российского минералогического общества стало ВЭО — Вольное экономическое общество, зарегистрированное еще в 1765 г. и ставшее, таким образом, первым научным обществом России [7]. Члены общества занимались преимущественно вопросами сельского хозяйства и экономики, но и горными делами, мануфактурами, а также создали свой минералогический кабинет.
Одним из основателей и первым директором Санкт-Петербургского минералогического общества стал единогласно избранный всеми членами общества доктор Лоренц фон Панснер, родившийся в 1777 г. в Арнштадте, в небогатой немецкой семье. После учебы в Йене Лоренц фон Панснер получил в 1801 г. степень доктора философии и остался преподавать в университете, хотя его больше всего влекли к себе естественные науки, в частности, минералогия [2]. Пытливый ум и желание перемен привели его в 1802 г. Россию, в Санкт-Петербург, где он, самостоятельно выучив русский язык, получил в 1803 г. должность в Картографическом депо [7]. Вскоре молодому ученому представилась возможность отправиться с русским посольством в Китай. В поездке и по возвращении Лаврентий Иванович, как его стали называть в России, кропотливо изучает физические свойства минералов — твердость и удельный вес. Публикация результатов этого исследования в 1813 г. в Йене явилась крупным событием в минералогии [4]. В книге «О твердости и относительном весе минералов» (1813 г.), он описал свойства более 200 различных минералов и внес неоценимый вклад в развитие минералогии России. Чуть позже, Л.Панснер стал первым заведующим кафедрой минералогии Главного Педагогического института и одним из крупнейших и известнейших минералогов России того времени [4]. В 1818 г. профессор Л. Панснер возглавил кафедру минералогии и геогнозии Главного Педагогического института, который в 1819 г. был переименован в Университет. Он принял созданный сенатором Петром Васильевичем Завадовским минералогический кабинет, образованный коллекциями академика Иоганна Готтлоба Георги и надворного советника Александра Васильевича Раздеришина и собранный в большей части из образцов с рудников и приисков Забайкалья, Урала и Алтая и привел его в образцовый порядок. А в 1821 г. минеральный кабинет принял коллекцию из 500 образцов венгерских минералов от доктора Ципсера из Нейзола [7].
Правда, Л. Панснер занимал эту должность лишь до 1822 г., когда он в числе некоторых других ученых, недовольных официальной политикой правления университета, покинул университет, но продолжал работать в России. Он преподавал в Коммерческом училище, стал надворным советником, участвовал в проведении тригонометрической съемки Петербурга и южного берега Финского залива [4].
Особый интерес наряду с научно-исследовательской деятельностью Лоренца фон Панснера представляет его переписка, которую он, находясь в Петербурге и по дороге в Россию, вел с ведущими минералогами, учеными и профессорами из Германии, рассказывая друзьям и коллегам о своей жизни, работе и исследованиях в далекой России. Л.Панснер среди прочего состоял в живой переписке с И.Г. Ленцем, Александром фон Гумбольдтом, П.Струве, И.В. Фон Гете и Кристианом Кеферштайном [6]. Письма хранятся до сих пор в библиотеках и архивах Берлина, Йены, Эрфурта и Санкт-Петербурга. Еще до отъезда в Петербург он писал своему хорошему знакомому проф. Ленцу, с которым поддерживал связь до самой смерти последнего, что с нетерпением ждет этой поездки, хоть ему и придется оставить все в Германии и «начать на востоке новую жизнь.» [6] Позже в своих письмах он много писал о своем участии в Китайской экспедиции и своих поездках по России — в Томск, Сибирь (современные Новосибирская и Иркутская области) и др., о своих исследованиях и минералогических находках, которые он через знакомых пересылал для анализа и в качестве подарка минералогическому обществу в Санкт-Петербурге и в Германию [6], способствуя, таким образом, развитию минералогической науки и укреплению связей между учеными Германии и России. Посетив минералогическое собрание Эрмитажа, он высоко оценил состав и качество коллекции и остался в восторге от предъявленных образцов, по сравнению с которыми, по его словам, немецкие коллекции представлялись «детским лепетом» [6]. Мы знаем, что он много писал про свою работу в РМО, делился опытом и спрашивал проф. Ленца совета по вопросам привлечения новых членов общества, ведения дел и классификации минералов [6]. Во время своих поездок и своего многолетнего пребывания в Санкт-Петербурге он продолжал поддерживать контакты с коллегами из Германии. Одной из своих основных задач, помимо экспедиций и проведения исследований, он видел в популяризации минералогии, как науки и привлечении новых членов [6]. Как и Иоганн Георг Ленц он был мастер в завязывании и поддержании контактов. Во время своих многочисленных путешествий по стране и за ее пределами он награждал выдающихся представителей различных областей того времени почетными дипломами члена Минералогического общества Йены или Санкт-Петербурга [6]. Диплом члена Санкт-Петербургского минералогического общества получил и сам И.Г. Ленц [1]. Помимо минералогии он также занимался исследованиями в области ботаники, нумизматики, механики результатом которых стал ряд трудов по этим дисциплинам [3].
В 1836 г. Лоренц фон Панснер был вынужден вернуться в Германию. Гимназии, в которой когда-то учился, он подарил коллекцию физических и астрономических инструментов, собрание географических карт, а также минералогическую коллекцию, дополнившую впоследствии собрание Минералогического музея г. Арнштадт. В 1851 г. он скончался в Арнштадте, где и был похоронен [4].
Список литературы Роль основателя и первого директора Российского минералогического общества др. Лоренца И. Г. Фон Панснера в развитии минералогии и минералогических обществ в XIX веке
- Johanna Salomon. Die Sozietät für doe gesamte Mineralogie zu Jena unter Goethe und Johann Lenz. Böhlau Verlag Köln Wien; 1990. -S. 15, 24, 26.
- Chronik von Arnstadt. Zeittafel\Lexikon. Festschrift zur 1300-Jahrfeier der Stadt Arnstadt. Kirchschlager, Arnstadt, 2003. -S. 33-36.
- Ludwig F. Hesse. Verzeichnis geborener Schwarzburger, die sich als Gelehrte oder Künstler durch Schriften bekannt machten. 12 Stück; Rudolfstadt, 1821. Saf, S. 48.
- Hans J.Klose. Leben und Werk berühmter Arnstädter Bürger in Russland. In: AVAU 2 (1992). -S. 27, 35.
- Kurbatov S.M. Die Geschichte des Lehrstuhls Mineralogie der Leningrader Universität. Leningrad, 1972.
- Universitätsarchiv Jena. Bestand U IX 8 № 841, U IX 9 № 996, 971, U IX 15 № 1570, U IX 14 № 1482, 1497, U IX 12 № 1267
- Анастасенко Г.Ф. Неизвестные страницы из жизни Л.И. Панснера (1777-1851 гг.)//Минералогический музей. Материалы IV Международного симпозиума по истории минералогии и минералогических музеев. -СПб.: НИИЗК СпбГУ, 2002. -С. 33-34.