Роль реабилитации в повышении качества жизни онкогинекологических больных репродуктивного возраста после противоопухолевого лечения

Автор: Молчанов С.В., Коломиец Лариса Александровна, Гриднева Т.Д.

Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj

Рубрика: Лекции

Статья в выпуске: 3 (51), 2012 года.

Бесплатный доступ

Проведена оценка клинической эффективности комплекса реабилитационных мероприятий у больных раком тела и шейки матки репродуктивного возраста после противоопухолевого лечения. В исследование были включены 83 больные раком тела и шейки матки Ib-II стадии репродуктивного возраста. Восстановительное лечение включало преформированные физические факторы, рефлексотерапию, бальнеотерапию, психотерапию, фитотерапию, лечебную физкультуру. После проведения реабилитационных мероприятий у пациенток основной группы отмечалось статистически значимое снижение уровня нейровегетативных расстройств, уровня тревоги, а также повышение уровня эмоционального и социального функционирования, что отражается в повышении ко- эффициента «трудовой реабилитации», без ухудшения показателей общей и безрецидивной двухлетней выживаемости.

Еще

Рак шейки матки, рак тела матки, постовариэктомический синдром, качество жизни, реабилитация

Короткий адрес: https://sciup.org/14056220

IDR: 14056220

Текст научной статьи Роль реабилитации в повышении качества жизни онкогинекологических больных репродуктивного возраста после противоопухолевого лечения

Развитие новых методов комбинированного лечения диктует необходимость оценивать результаты лечения не только по показателям выживаемости, но и по показателям качества жизни [3, 4]. Оценка качества жизни (КЖ) – современный метод исследования, позволяющий выявлять даже незначительные изменения в любых сферах жизнедеятельности человека с целью всестороннего определения эффективности лечения. Больные гинекологическим раком репродуктивного возраста после радикального лечения в большинстве своем стремятся сохранить прежний образ жизни, социальный статус, а также трудовую активность [6]. Анализ материалов отечественной и зарубежной литературы свидетельствует о том, что вопросы качества жизни у онкогинекологических больных после радикального лечения, в частности со злокачественными опухолями шейки и тела матки, остаются малоизученными [4, 8]. Факторами, влияющими на КЖ у данной категории больных, являются как сам онкологический процесс, так и осложнения проводимого лечения [11, 12].

Среди факторов, определяющих уровень КЖ у молодых больных гинекологическим раком, большое место принадлежит развитию постовариэкто- мического синдрома (ПОЭС), который возникает у подобных пациенток после хирургического, комбинированного или лучевого лечения практически во всех случаях [5, 7, 9, 10].

Традиционно для коррекции проявлений по-стовариэктомического синдрома используются гормональные и негормональные методы, однако на данный момент не разработано четкой программы терапии симптомов индуцированной менопаузы у онкогинекологических больных репродуктивного периода после противоопухолевого лечения. Практически не изученным остается вопрос по использованию компонентов восстановительного лечения у этой категории пациенток [1].

Цель исследования – оценить влияние разработанной комплексной программы восстановительного лечения на качество жизни онкогинекологических больных после противоопухолевой терапии.

Материал и методы

В исследование было включено 83 больных раком тела и шейки матки, которые были разделены на 2 группы. Основную (I) группу составили 43 больные раком тела и шейки матки Ib–IIb стадий репродуктивного возраста, которым в сроки от 3 до 6 мес после завершения противоопухолевого лечения был проведен разработанный комплекс реабилитационных мероприятий. Контрольную группу (II) составили 40 женщин репродуктивного возраста, больных раком тела и шейки матки Ib–IIb стадий, которым после завершения противоопухолевого лечения реабилитационные мероприятия не проводились.

Все пациентки получили стандартное противоопухолевое лечение в зависимости от локализации, стадии процесса, гистологического варианта опухоли. Оценка выраженности климактерических нарушений осуществлялась с помощью шкалы менопаузальных расстройств Куппермана в модификации Е.В. Уваровой, анализ эмоциональных нарушений проводился с помощью Госпитальной шкалы тревоги и депрессии (HADS), качества жизни – с помощью шкалы качества жизни EORTC QLQ 30 со специальным модулем для онкогинекологических больных EORTC QLQ 28 до и после лечения и каждые 3 мес диспансерного наблюдения.

Оценка гормонального гомеостаза проведена 38 женщинам основной группы. Исследован уровень эстрадиола, прогестерона, тестостерона, ФСГ, ЛГ в сыворотке крови до начала восстановительного лечения и через 3 мес после его завершения.

Оценка отдаленных результатов лечения включала определение 2-летней общей и безрецидивной выживаемости по методу Каплана – Майера. Социально-экономическая эффективность восстановительного лечения оценивалась после завершения противоопухолевого лечения и через 12 мес с помощью коэффициента «трудовой реабилитации», который определяется по формуле: число работающих больных (вне зависимости от наличия группы инвалидности) / общее число больных × 100 %.

Статистическая обработка результатов проводилась с применением стандартной программы Statistica 6,0.

Восстановительное лечение назначалось пациенткам I группы через 3–6 мес после завершения противоопухолевой терапии при отсутствии признаков продолженного роста и метастазирования процесса при контрольном обследовании. Реабилитационные мероприятия проводились в условиях местного реабилитационного центра в течение 21 дня и включали ванны 4-камерные, КВЧ-терапию, электросон, лечебное плавание в бассейне, терренкур, психологическую разгрузку [2].

Результаты и обсуждение

При проведении анализа клиникоанамнестических данных больных исследуемых групп статистически значимых различий по возрасту, локализации, стадии процесса, гистологического варианта опухоли, объема противоопухолевого лечения получено не было. В результате проведения противоопухолевого лечения у всех пациенток основной и контрольной группы наблюдалось развитие ПОЭС, преобладающими проявлениями которого у всех больных были нейровегетативные нарушения легкой степени тяжести, которые наблюдались в основной группе в 62,8 %, в контрольной – в 62,5 % случаев.

Оценка эффективности разработанной программы восстановительного лечения показала, что у больных I группы в результате проведения реабилитационных мероприятий наблюдается статистически значимое снижение уровня ней-ровегетативных расстройств на 22,5 %, уровня тревоги – на 30,2 %, а также тенденция к снижению уровня депрессии – на 13,6 % в сроки от 3 до 6 мес после их завершения.

При анализе параметров КЖ выявлено, что восстановительное лечение способствовало статистически значимому повышению уровня эмоционального (на 167 %) и социального функционирования (на 12,4 %), а также тенденции к росту общего уровня здоровья и физического функционирования у пациенток основной группы по сравнению с контрольной в сроки до 6 мес после завершения восстановительного лечения, что обусловлено снижением нейровегетативных проявлений ПОЭС. В результате отмечалось повышение работоспособности, снижение выраженности эмоциональных нарушений, обусловливающее эмоциональную устойчивость и повышающее возможности социальной адаптации пациентки как в семье, так и в рабочем коллективе. К 12-му мес отмечается повышение исследуемых показателей практически до исходных значений, что, вероятно, обусловлено длительностью последействия природных и преформированных физических факторов и определяет сроки проведения повторных курсов восстановительного лечения.

Анализ гормонального гомеостаза у молодых больных гинекологическим раком через 3 мес после проведения восстановительного лечения выявил статистически значимое повышение уровня эстрадиола в периферической крови с 47,2 до 71,6 нг/мл (норма для постменопаузы <80 нг/мл, IMS, 2008), в то время как уровень гонадотропных гормонов оставался практически неизменным, что, возможно, связано с активацией внегонад-ного синтеза эстрогенов (в надпочечниках) в результате нормализации деятельности центральной и вегетативной нервной системы, «вывода» пациентки из состояния хронического стресса и активации процессов адаптации к новым условиям функционирования.

Важным аспектом проведения реабилитационных мероприятий является оценка социальноэкономической эффективности восстановительного лечения. У пациенток основной группы отмечено статистически значимое повышение коэффициента «трудовой реабилитации» с 69,8 до 83,7 %, при этом у больных, не получавших восстановительное лечение, этот показатель практически не изменился.

Анализ влияния разработанного комплекса восстановительного лечения на отдаленные результаты противоопухолевого лечения не выявил статистически значимых различий среди этих показателей у больных сравниваемых групп. Уровень общей 2-летней выживаемости составил в основной и контрольной группах – 93 % и 92,5 %, 2-летней безрецидивной выживаемости – 88,4 % и 90 % соответственно.

Таким образом, после проведения противоопухолевой терапии у молодых онкогинекологических больных наблюдается постовариэктомический синдром, который проявляется повышенным уровнем нейровегетативных и тревожно-депрессивных расстройств и сопровождается снижением уровня качества жизни и высоким уровнем инвалидизации. Разработанный комплекс восстановительного лечения снижает уровень климактерических нарушений у больных раком тела и шейки матки репродуктивного возраста за счет нормализации деятельности центральной, периферической и вегетативной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, активации внегонадного синтеза эстрогенов, процессов адаптации пациенток, а также положительного влияния реабилитационных мероприятий на эмоциональное состояние, что повышает показатели качества жизни и увеличивает коэффициент «трудовой реабилитации». При этом не выявлено отрицательного влияния проводимой восстановительной терапии на отдаленные результаты противоопухолевого лечения.

Статья научная