Роль России в ЕАЭС в дезинтеграционных процессах на территории Большой Евразии: теория, методология, практика

Автор: Фадеева Инна Авенировна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Экономика

Статья в выпуске: 2, 2025 года.

Бесплатный доступ

Целью исследования является определение роли России, выступающей страной - участницей региональной международной организации ЕАЭС, в дезинтеграционных процессах на территории Большой Евразии. В статье раскрыто содержание понятия «дезинтеграционный процесс», определены его формы и проявления, тенденции и закономерности развития. Выявлено, что роль России в ЕАЭС в дезинтеграционных процессах на территории Большой Евразии выражена преодолением кризисных явлений экономической дезинтеграции с Европейским союзом. Определено, что внешнеполитическая и внешнеэкономическая стратегия масштабного «поворота Российской Федерации на Восток» в условиях санкций и геополитической турбулентности выступает в качестве как дезинтеграционного процесса, нацеленного на разрыв экономических связей со странами ЕС, так и интеграционного устремления Российской Федерации к Большой Азии. Установлено, что ужесточение торговых и транспортных барьеров странами - участницами ЕС по отношению к Российской Федерации привело к укреплению торгово-экономических связей последней в ЕАЭС и нацелено на защиту экспортных поставок российских энергетических ресурсов, всех видов сырья, товаров и услуг.

Еще

Дезинтеграционный процесс, торговые барьеры, разрыв транспортных связей, санкции, геополитическая турбулентность, экономическая дезинтеграция, европейский союз, евроазиатское экономическое сообщество, торгово-экономические связи, поворот на восток

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/149147373

IDR: 149147373   |   DOI: 10.24158/tipor.2025.2.16

Текст научной статьи Роль России в ЕАЭС в дезинтеграционных процессах на территории Большой Евразии: теория, методология, практика

над торгово-экономическими связями и политическим взаимодействием стран региона и сотрудничеством между государствами Большой Евразии в условиях санкционных ограничений со стороны Европейского союза против Российской Федерации1.

Наша страна выступает в качестве участницы международной организации региональной экономической интеграции ЕАЭС (Евразийский экономический союз), в состав которой входят: Кыргызская Республика, Республика Казахстан, Республика Армения и Республика Беларусь2. ЕАЭС нацелен на укрепление конкурентоспособности национальных экономик государств – членов интеграционной структуры и в рамках противостояния стран Евросоюза и Российской Федерации, Евразийский экономический союз расширяет перспективы торгово-инвестиционного, производственно-технологического, транспортного взаимодействия как внутри объединения, так и со странами Большой Азии3.

Фундаментальные противоречия торгово-экономических и политических интересов стран ЕС, с одной стороны, и Российской Федерации, а также стран – участниц интеграционной структуры ЕАЭС – с другой, выступают в качестве основы для реализации процесса, нацеленного на разрыв экономических связей России со странами ЕС, а также в качестве интеграционного устремления ее в направлении развития сотрудничества на пространстве Большой Азии, что подчеркивает актуальность проведения исследования.

Материалы и методы исследования . В статье применены методы системного и сравнительного анализа, изучения и аналитики статистических данных и трудов научной литературы, графический метод.

Теоретическую базу исследования представляют научные публикации российских и зарубежных исследователей.

Результаты и обсуждение . Теоретическая основа содержания определения «дезинтеграционный процесс» раскрывает его сущность с позиции характеристики свойств, представленных высокой динамикой регрессивной трансформации как экономических систем интеграционных объединений, так и непосредственно их структур, при этом дезинтеграционные процессы предстают в качестве одно- или многоэтапных явлений, которые способны функционировать в пределах единственной или множественной формы интеграции (Кузнецов, 2019).

Теоретическая основа содержания определения «дезинтеграционный процесс» раскрывает его сущность с позиции свойства цикличности (Скачков, 2020), при этом форму дезинтеграционного процесса принято описывать с позиции количественной или качественной характеристики, связанной с нарушением как целостной структуры интеграции, так и экономической системы интеграционного объединения (Фадеева, 2023).

Теоретическая основа содержания определения «дезинтеграционный процесс» раскрывает его сущность с позиции сформированных тенденций, которые предстают перед исследователями в качестве устойчивых дезинтеграционных проявлений определенной направленности (Дынкин, 2024) и ряда закономерностей их развития, которым после разобщения свойственно стремление к повторному интеграционному взаимодействию (Дугин, 2024).

Дезинтеграционные процессы ослабляют политические, экономические, информационные и прочие взаимосвязи участников объединения, и в конечном итоге они нацелены на его распад, реализуемый путем нарушения целостности функционирования его экономической системы (Stiglitz, 2012).

Теоретическая основа содержания определения «дезинтеграционный процесс» раскрывает его сущность также и с позиции модификации торгово-экономических, коммуникативных и политических взаимосвязей участников интеграционного объединения, предполагающих на локальном, национальном, наднациональном уровнях частичную или полную трансформацию экономической системы объединения (Мищенко, 2022).

Внешнеполитическая и внешнеэкономическая стратегия масштабного «поворота Российской Федерации на Восток» в условиях санкций и геополитической турбулентности выступает как в качестве дезинтеграционного процесса, нацеленного на разрыв экономических связей со странами ЕС, так и в качестве репрезентации устремления Российской Федерации в ЕАЭС для включения в пространство Большой Азии.

Все государства, расположенные на территории Евразии, сфокусированы на целях, связанных с обеспечением устойчивого национального развития своих экономик, но противостояние ЕС и Российской Федерации в глобальном масштабе предстает в виде дезинтеграционного процесса, препятствующего достижению данных целей.

Между тем страны ЕАЭС, выступая в качестве участников дезинтеграционных процессов, продолжают в текущих условиях наращивать взаимодействие транспортно-логистической системы интеграционного объединения. Результаты его, реализуемого через ведение экспортноимпортной торговли на базе автомобильного, железнодорожного и авиационного сообщения, раскрывает анализ динамики изменений объемов грузовых перевозок (Алексеева и др., 2021).

В начале XXI в. произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих широкие возможности для повышения эффективности организованного взаимодействия стран ЕАЭС. Качественно новые возможности публичной отчетности в сфере грузоперевозок в цифровой среде требуют открытости и прозрачности деятельности от представителей аппарата интеграционного объединения ЕАЭС. Так, по итогам 2020/2024 гг. санкционное воздействие со стороны стран Европейского Союза нарушило железнодорожное транспортное сообщение с Российской Федерацией и значительно сократило объемы отечественных грузоперевозок в ЕАЭС. Они снизились на 266 млн т (19,5 %). Тем не менее Кыргызская Республика, Республика Казахстан, Республика Армения и Республика Беларусь, не опасаясь угрозы наложения вторичных санкций со стороны ЕС, нарастили свои совокупные объемы грузоперевозок в ЕАЭС на 122,9 млн т (23,25 %) и оказали существенную помощь России в сфере логистики для всех видов сырья и готовой продукции, экспортируемых железнодорожными маршрутами (рис. 1).

■ Россия    Казахстан ■ Беларусь    Кыргызстан ■ Армения

Рисунок 1 – Объемы грузоперевозок в ЕАЭС железнодорожными маршрутами (млн т)1

Figure 1 – Volumes of Freight Transportation in the EAEU by Railway Routes (mln tons)

Аналогичным образом в 2020/2024 гг. складывалась ситуация с автомобильными перевозками. Их объем в отношении ЕС снизился на 1 464 млн т (27 %), причем Кыргызская Республика, Республика Казахстан, Республика Армения и Республика Беларусь также нарастили свои совокупные объемы грузоперевозок в ЕАЭС на 1 356 млн т (38,9 %) и оказали существенную помощь России в сфере грузоперевозок всех видов сырья и готовой продукции автомобильными маршрутами (рис. 2).

1 Составлено автором на основании материалов: О работе транспорта в Евразийском экономическом союзе: объем грузоперевозок [Электронный ресурс] // ЕЭК. URL: (дата обращения: 20.01.2025).

■ Россия ■ Казахстан ■ Беларусь ■ Кыргызстан ■ Армения

Рисунок 2 – Объемы грузоперевозок в ЕАЭС автомобильными маршрутами (млн т)1

Figure 2 – Volumes of Freight Transportation in the EAEU by Road Routes (mln tons)

В этот же период воздушные маршруты грузоперевозок между Россией и ЕС также стали менее востребованными вследствие санкционной политики Запада. Объемы российских грузоперевозок в ЕАЭС при помощи авиатранспорта снизились на 446 млн т (33,28 %). На этом фоне Кыргызская Республика, Республика Казахстан, Республика Армения и Республика Беларусь нарастили свои совокупные объемы грузоперевозок в ЕАЭС на 29 млн т (40,2 %) и оказали существенную помощь России в реализации грузоперевозок по воздушным маршрутам (рис. 3).

■ Россия ■ Казахстан ■ Беларусь ■ Кыргызстан ■ Армения

Рисунок 3 – Объемы грузоперевозок в ЕАЭС воздушными маршрутами (млн т)

Figure 3 – Volumes of Cargo Transportation in the EAEU by Air Routes (Mln Tons)

1 Рисунки 2, 3 составлены автором на основании материалов: О работе транспорта в Евразийском экономическом союзе: объем грузоперевозок …

Система ответственности представителей аппарата интеграционного объединения ЕАЭС опирается на основные нормативные акты, регламентирующие деятельность служащих, нормы и требования, должностные права и функциональные обязанности в рамках самостоятельно принятых решений управления грузоперевозками и соблюдения их сроков (Непарко, Галстян, 2021). Развитие экономики интеграционного объединения ЕАЭС и национальных экономик стран-участниц находится в зависимости от эффективного функционирования транспортно-логистической системы ЕАЭС, реализующей железнодорожное, автомобильное и воздушное сообщение с третьими странами, расположенными на территории Большой Евразии (Едронова, 2023).

Заключение . Подходы к пониманию управления грузоперевозками в интеграционном объединении ЕАЭС сходны в репрезентации интересов различной направленности при противостоянии ЕС и Российской Федерации в глобальном масштабе, предстающим в виде дезинтеграционного процесса, препятствующего достижению устойчивого национального развития экономик стран – участниц ЕАЭС и связанного с отношениями отдельных субъектов, к которым относятся:

  • 1)    представители бизнес-структур стран – участниц ЕАЭС, заинтересованные в изменении бизнес-моделей ведения внешнеэкономической деятельности для повышения эффективности процессов функционирования организаций и предприятий;

  • 2)    представители широкой общественности стран – участниц ЕАЭС, стремящиеся к изменению основных процессов жизнедеятельности общества и к его дальнейшему развитию;

  • 3)    представители органов государственной и муниципальной власти стран – участниц ЕАЭС, заинтересованные в достижении качественных преобразований при реализации экспортно-импортной торговли на территории Большой Евразии и укреплении торгово-экономических связей со странами региона в условиях санкционных ограничений со стороны Европейского союза, направленных против Российской Федерации.

Подводя итоги, отметим, что все государства, расположенные на территории Большой Евразии, сфокусированы на целях, связанных с обеспечением устойчивого национального развития своих экономик, при этом противостояние ЕС и Российской Федерации препятствует достижению данных целей.

Процессы, связанные с перестройкой глобальных транспортных коридоров из-за противостояния стран Европейского союза и Российской Федерации, выступают в качестве вызовов для архитектуры экономики региональной интеграционной структуры ЕАЭС и приводят к укреплению торгово-экономических связей России в ЕАЭС, нацеленных на защиту поставок отечественных энергетических ресурсов, всех видов сырья, товаров и услуг за счет развития экспорта в страны Большой Азии.

Внешнеполитическая и внешнеэкономическая стратегия масштабного «поворота Российской Федерации на Восток» в условиях санкций и геополитической турбулентности, может быть представлена как дезинтеграционный процесс, нацеленный на разрыв экономических связей со странами ЕС, а также как иллюстрация интеграционного устремления Российской Федерации в ЕАЭС в направлении пространства Большой Азии. Последнее стало играть заметную роль в обеспечении внешнеэкономических связей нашей страны в условиях более интенсивных контактов с евразийскими соседями.

Роль России в ЕАЭС в дезинтеграционных процессах на территории Большой Евразии состоит в преодолении кризисных явлений национальной экономикой, связанных с увеличением торговых и транспортных барьеров странами – участницами ЕС по отношению к Российской Федерации, что привело к укреплению торгово-экономических связей России в ЕАЭС.

Список литературы Роль России в ЕАЭС в дезинтеграционных процессах на территории Большой Евразии: теория, методология, практика

  • Алексеева Е.В., Трутнева Н.Ю., Кучерявенко А.К. Транспортно-логистическое сотрудничество в ЕАЭС: условия и перспективы // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 38 (6). С. 39-45. https://doi.org/10.24412/2309-4788-2021-6-39-45.
  • Дугин А.Г. Многополярный мир. От идеи к реальности. М., 2024. 383 с.
  • Дынкин А.А. Трансформация мирового порядка: экономика, идеология, технологии // Полис. Политические исследования. 2024. № 5. С. 8-23. https://doi.org/10.17976/jpps/2024.05.02.
  • Едронова В.Н. Внешняя торговля России в условиях санкций 2014-2022 гг. // Экономический анализ: теория и практика. 2023. Т. 22, № 3 (534). С. 445-464. https://doi.org/10.24891/ea.22.3.445.
  • Кузнецов А.В. Дезинтеграция мировой торговой системы: причины и следствия // Финансы: теория и практика. 2019. Т. 23, № 5 (113). С. 50-61. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2019-23-5-50-61.
  • Мищенко Я.В. Процессы интеграции и дезинтеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе: задачи и перспективы для России // Век глобализации. 2022. № 1 (41). С. 139-151. https://doi.org/10.30884/vglob/2022.01.10.
  • Непарко М.В., Галстян Н.А. Перспективы и тенденции развития таможенно-логистических кластеров в России // Вестник Академии знаний. 2021. № 42 (1). С. 232-236. https://doi.org/10.24412/2304-6139-2021-10915.
  • Скачков В.С. Освоение области Магальянес: драйверы роста и риски дезинтеграции // Латинская Америка. 2020. № 11. С. 39-51. https://doi.org/10.31857/S0044748X0011912-2.
  • Фадеева И.А. Влияние геополитических факторов на дезинтеграционные процессы в Европе // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 3 (116). С. 76-81. https://doi.org/10.24158/pep.2023.3.10.
  • Stiglitz J.E. The Price of Inequality: How Today’s Divided Society Endangers Our Future. N. Y., 2012. 452 p.
Еще
Статья научная