Роль семьи в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних в России второй половины XIX-начала XX вв

Бесплатный доступ

Описывается роль семьи в процессе профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в России второй половины XIX-начале XX вв. Обосновываются ресурсы семьи в качестве компонента профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.

Семья, социальная норма, воспитание, девиантное поведение, несовершеннолетние

Короткий адрес: https://sciup.org/14822171

IDR: 14822171

Текст научной статьи Роль семьи в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних в России второй половины XIX-начала XX вв

Несмотря на неослабевающий интерес исследователей к национальному опыту превентивной деятельности с различными группами населения, ряд существенных вопросов, относящихся к истории отечественной воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними, до настоящего времени остается мало изученным. В частности, необходимо выявить специфику роли семьи в процессе профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних в переломные моменты национальной истории, определить тенденции развития теории и практики противодействия распространению девиантности среди несовершеннолетних в России. За пределами внимания исследователей, к сожалению, остается разнообразный архивный и документальный материал из области профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, требующий современного анализа и актуализации.

В свете сказанного актуальным становится обращение к одному из самых плодотворных и драматических как в историко-культурном, так и в превентивном плане временному периоду, охватывающему вторую половину XIX–начала XX вв. С середины XIX в. в России возникает и крепнет особое научное направление, связанное с изучением аспектов социально-педагогической профилактики и нахождением оптимальных путей противодействия нарастающей криминальной активности несовершеннолетних. До XIX в. проблема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних не осознавалась российской наукой как самодостаточная, требующая специального исследовательского внимания. Научный интерес к ней стал пробуждаться с середины XIX в., когда с коренным реформированием народной жизни в обстановке глубинных сдвигов перехода к новой нормативно-ценностной системе появились не только отдельные индивиды, но и целые группы людей, которые не смогли приспособиться к новым социальным стандартам и оказались в популяции отверженных, дезадаптированных личностей. В общественном сознании они воспринимались как социально опасные. В их число попадала все возрастающая масса бездомных, внебрачных, беспризорных детей, которые в свою очередь увеличивали ряды несовершеннолетних правонарушителей. В сложившейся ситуации мы наблюдаем активное развитие концепций социально-педагогической профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Данные концепции отвечали существующим обстоятельствам и активно применялись в профессиональной деятельности как педагогами, так и работниками социальных служб.

Социально-педагогическая профилактика в зависимости от выбора объекта воздействия, содержания профилактической работы, условий ее проведения вбирает в себя некоторые аспекты выявленных уровней профилактики: общесоциальной, специальной, индивидуальной (А.П. Бурцев, ЭЛ. Халинс-кий, К.Е. Игошев, Н.Г. Кобец, А.Б. Сахаров, В.С. Устинов и др). Она направлена на совершенствование образа жизни несовершеннолетнего с использованием всех позитивных изменений в обществе. Как и общая профилактика, социально-педагогическая направлена против тех явлений социальной жизни, которые детерминируют нарушение норм морали, и выступает как одно из средств правильной социальной ориентации людей, стимула общественно значимого поведения.

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, также как и специальная, направлена на предупреждение проявлений девиантного поведения, а также, при обнаружении проявлений, их коррекции. Если преступная деятельность начата, то социально-педагогический аспект профилактики отходит на второй план и в силу вступает специальная, предусматривающая правовые меры привлечения к ответственности и меры общего принуждения, порицания. Социально-педагогическая профилактика может быть охарактеризована и как индивидуальная (Н.И. Ветров, Г.М. Миньковский, А.М. Яковлев), т.е. направленная на выявление лиц, от которых можно ожидать склонностей к проявлению девиантного поведения, а так же осуществление превентивной деятельности, На основе сходства или различия этических и правовых норм поведения человека классифицируются такие виды профилактики, как моральная и правовая (А.И. Долгова, К.Е. Игошев, Г.М. Миньков-ский). Социально-педагогическая профилактика действительно является моральной, т.к. представляет собой деятельность семьи и общества по предупреждению возможных нарушений социальных механизмов моральной регуляции. К.Е. Игошев характеризует данный вид профилактики как раннюю профилактику. Успех правового воспитания в семье расширяет правовой аспект социально-педагогической профилактики как профилактики правовой, призванной предупредить и не допустить нарушения социального механизма правовой регуляции.

В рассматриваемом периоде возможности семьи в работе по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних рассматривались учеными с позиции различных подходов. Среди наиболее значимых исследователей того времени можно отметить П.Г. Редкина, взгляды которого заключались в том, что истоки девиантного поведения несовершеннолетних преимущественно кроются в атмосфере насилия и произвола, царящей в некоторых семьях, а также в отрицательном влиянии испорченных товарищей. Неуравновешенное, а порой и асоциальное поведение несовершеннолетних, он справедливо связывает с особенностями пубертата, как критического возрастного периода, обусловленного интенсивным половым развитием.

Превентивную стратегию, по мнению П.Г. Редкина, необходимо строить на знании особенностей несовершеннолетнего. Чем всестороннее, полнее, основательнее эти знания, тем реальнее вероятность объективной оценки поступков несовершеннолетних, и меньше возможностей для субъективизма и предвзятости.

Антропологизм взглядов П.Г. Редкина на проблему девиантного и противоправного поведения существенно повлиялна позиции еговыдающегося ученикаипоследователявэтомвопросеК.Д.Ушинского. До сегодняшнего дня взгляды педагога на природу преступности не получили должной оценки в педагогической науке. Между тем они дают представление о еще одной грани его разностороннего таланта. К.Д.Ушинский чрезвычайно внимательно относился к проблеме преступности, видя в ней многоаспектное социальное явление, детерминация которого уходит в систему сложного взаимодействия разнопорядковых факторов: социально-политических, социально-экономических, социальных, социально-психологических и социально-педагогических. Наличие каких-либо дисфункций, хотя бы в одной из этих сфер, приводит к колебаниям уровня преступности, и, как правило, в сторону ее возрастания. На примере анализа статистики преступлений в Англии и Франции К.Д. Ушинский показал, что к увеличению преступности приводят политические катаклизмы, издержки энергичного промышленного развития, сопровождаемые обнищанием и маргинализацией больших групп населения, их деморализацией, распадом традиционно крепкой в нравственном плане семьи, цементируемой высокими моральными качествами женщины, матери и жены, своим примером и влиянием оказывающей определяющее значение на формирование личности несовершеннолетнего.

Связывая воспитание с профилактикой преступности, К.Д. Ушинский указывал на необходимость комплексного изучения личности несовершеннолетнего с целью проникновения в мотивацию его поведения, что дает основание целенаправленно влиять на несовершеннолетнего, используя внутреннюю логику развития его природных потребностей и устремлений, способную играть как предупредительную, так и корректирующую роль. Именно такая деятельность несет в себе мощнейшую предупредительно-воспитательную направленность, т.к. формирует у несовершеннолетнего систему потребностей и установок, имеющих единую социально-субъектную ценность. Таким образом, несовершеннолетний в семье включен в разнообразные виды деятельности: познавательную, трудовую, ценностно-ориенти- ровочную, коммуникативную, оздоровительную, художественную. Среди них ключевое превентивное значение К.Д. Ушинский отводил трудовой. По мысли выдающегося ученого, трудовая деятельность в семье это в первую очередь физический, достаточно напряженный, но разумный в возрастном плане труд на огороде или саду, в поле или ремесленной мастерской, облагораживающий природу несо-вершеннолтенего, нейтрализующий дурные и стимулирующий его здоровые наклонности. Усвоению социально и личностно продуктивных норм поведения послужит включение несовершеннолетних и в другие виды деятельности, базирующиеся на ценностях благополучной семьи: любви, свободы, взаи-моответственности, взаимоуважении и др.

Представителем другого подхода являлся Д.И. Писарев, высказывающий мысль о том что обстоятельства имеют значительную силу: материальная нужда, зависимое положение в обществе, прелесть наслаждений, постороннее влияние часто с неудержимою силой сбивает человека с прямого пути, но главная причина его падения заключается в нем самом, всегда зависит от его собственной воли.

Между тем воля как одна из психических констант личности по представлениям революционных демократов того времени, каузально восходила к конкретным условиям жизни и воспитания, тем социально-педагогическим влияниям, которые испытывал несовершеннолетний на ранних этапах развития. «Дети запальчивых и страстных родителей, – писал Н.В. Шелгунов, – будут более наклонны к ошибкам воли, чем дети родителей спокойных и флегматичных». Поэтому, воля и другие (память, воображение, внимание) внутренние регуляторы поведения человека, составляющие его субъективность, согласно позиции революционных демократов, в конечном итоге подчинялись законам материального мира, т.е. внешним объективным факторам. Среди последних есть те, которые наиболее активно стимулировали негативные поступки, предрасполагавшие к асоциальному поведению и делающие его почти вероятным. Этому способствовали нарушенные эмоциональные связи в семье, а так же низкая педагогическая культура родителей, демонстрация детям аморальных моделей поведения. Доказывая доминантность данных причин в генезисе отклоняющегося поведения несовершеннолетних, Н.В. Шелгунов писал: «Не охраняя детей от ошибочных восприятий, от вредных фактов, не следя за своим собственным поведением, не предупреждая вредных влияний, мы тем самым формируем ненормальную душу и предоставляем случаю делать то, что должны делать сами».

Кроме того, следует отметить, что идея профилактики девиантного поведения несовершеннолетних развивалась так же в уголовно-правовом аспекте, испытывающем воздействие оформляющейся социологической концепции, которая объясняла преступность социальными условиями быта людей. Данный социологический подход характеризовал взгляды отечественных юристов той эпохи Н.А. Неклюдову, А. Богдановскому, А.Ф. Кистяковскому.

Классифицируя причины, порождавшие девиантную активность несовершеннолетних, они указали на первостепенность потенциала влияния семьи аморальный облик и развращенность их родителей, отсутствие надзора и попечения над несовершеннолетними, неразвитость основных психофизиологических функций и нравственных ориентиров, усиленное неблагоприятным характером управления и общественного устройства. Представители данного подхода признавали бесперспективной борьбу с преступностью, применяя репрессивно-наказательные меры к носителям противоправного поведения, потому что это не меняло сущности рассматриваемого социального явления. По их мнению, наиболее целесообразным методом было искоренение основных факторов преступной деятельности через смену ориентиров уголовной политики государства, а так же обращение к семье, как наиболее мощному институту профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Ее необходимо выстаивать на знании истинных причин преступности и преступного поведения, а не на борьбе с их следствиями.

Большинство исследователей усматривали суть профилактической деятельности в просвещении широких народных масс, в особенности несовершеннолетних, их родителей и рациональном воспитании. Так же солидарность существовала в вопросе о том, что уголовная политика должна непременно носить превентивный характер как к тем, кто наиболее склонен к преступлению, так к тем, кто его уже совершил.

Список литературы Роль семьи в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних в России второй половины XIX-начала XX вв

  • Арсеньева М.И. Деморализация в сфере полового поведения и влияние ее на преступность несовершеннолетних и молодежи: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М.,1977.
  • Арсеньева М.И. Изучение и организация борьбы с отдельными допреступными видами социально отклоняющегося поведения молодежи//Методологические и методические вопросы изучения и профилактики преступности в крупных городах. М., 1979. С.100-106.
  • Бердяев Н. Философия неравенства. Рагхз: УМСА-ргезз, 1970.
  • Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. М., 1910.
  • Бехтерев В.М. О причинах самоубийства и возможной борьбе с ним. Сп., 1912.
  • Бехтерев В.М. О социально-трудовом воспитании. Пг.: Психоневрологический ин-т, 1917.
  • Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология. М., 1984.
Статья научная