Роль Великобритании в развитии международного информационного обмена в ХIХ в

Автор: Санжиева Людмила Буянтуевна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Зарубежный опыт

Статья в выпуске: 4, 2012 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены некоторые факторы, определившие приоритет Великобритании в развитии международного информационного обмена в XIX в., раскрывается английское влияние на процессы возникновения национальной прессы в британских колониях.

Английские газеты, британские колонии, международный информационный обмен, телеграф

Короткий адрес: https://sciup.org/170166328

IDR: 170166328

Текст научной статьи Роль Великобритании в развитии международного информационного обмена в ХIХ в

М еждународный информационный обмен (МИО) является важнейшим элементом общественного развития, одной из основных форм политико-культурного взаимодействия народов разных стран, их ознакомления с происходящими в мире событиями. В современных условиях актуальное значение приобретает изучение процессов МИО в историческом аспекте. В связи с этим несомненный научный интерес представляет исследование факторов, определивших приоритет Великобритании в формировании международного информационного обмена в указанный период.

САНЖИЕВА

Людмила

Высокий уровень капиталистического развития, новое соотношение сил, сложившееся после окончания наполеоновских войн, закрепили ведущую роль Англии на мировой арене, содействовали упрочению ее позиций в формировании обмена информацией с другими странами. Расширение колониальной экспансии, завоевание огромных территорий, современные коммуникации, создание английских опорных пунктов в разных концах земного шара, многочисленная периодическая печать также содействовали тому, что Англия становится лидером в распространении международной информации. К середине ХIХ в. Великобритания в основном завершила завоевание Индии, проводила колонизацию Австралии, Новой Зеландии и Южной Африки. В 1880-х–1890-х гг. англичанами были завоеваны огромные территории на западном и восточном побережье Африки, продолжалось британское проникновение в Китай, страны Ближнего и Среднего Востока. С 1876 по 1914 г. Англия захватила территорию в 9 млн. кв. км с населением 146,6 млн чел.1

Буянтуевна – к.и.н., научный сотрудник отдела истории, этнографии

Интересы метрополии предусматривали укрепление связей со своими заморскими владениями, повышение эффективности управления ими. Огромный морской флот, растущая сеть коммуникаций связывали туманный Альбион с колониями и другими государствами, открывая дорогу английским товарам на местные рынки и расширяя ареал британского политического, экономического и информационного влияния. Торгово-экономическое, политическое и военное проникновение Англии ускоряло процессы культурной трансформации на периферии, способствуя вовлечению последней в орбиту формирующегося международного информационного обмена.

Важнейшим инструментом британ -ского воздействия на зарубежный мир была печать. Опережающее экономическое и политическое развитие, финансовая мощь Англии, ее активное участие в развитии политических событий в Европе и других регионах мира придавали особую важность публикациям британской прессы, обусловили ее востребованность за пределами страны. В газетах освещались вопросы английской внешней и внутренней политики, торговли и финансов, комментировались текущие зарубежные события. Свобода печати позволяла газетам высказывать различные мнения по поводу тех или иных событий в стране и за рубежом, что привлекало внимание иностранных читателей разной политической ориентации. На сообщения лондонских газет ссылались влиятельные европейские и американские органы печати.

Повышение социально-политической значимости английской прессы за рубежом оказывало большое влияние на процессы становления и развития информационного обмена. Широкое распространение английской прессы в других странах объяснялось также традиционным влиянием Великобритании на европейские государства и США, а также англоманией, распространившейся за пределами империи со второй половины XVIII в. В российской печати оживленно обсуждались события английской политической жизни, освещалось чартистское движение, кампания за свободную торговлю. Ожесточенную полемику вызывали вопросы расширения британской колониальной экспансии.

Важнейшим фактором растущего влияния английской прессы на развитие информационного обмена явилось британское присутствие на огромных территориях колоний и зависимых стран. Газеты были связующим звеном между представителями колониальной администрации, военными и моряками, коммерсантами, предпринимателями, строителями, плантаторами, служащими различных торговых компаний, миссионерами и далекой Англией. Кроме того, широкие слои английской буржуазии были также заинтересованы в получении из коло- ний и других регионов текущих торговоэкономических, финансовых, политических, военных и иных новостей. Все это содействовало расширению процессов обмена информацией. С учетом растущих запросов британской колониальной аудитории к отечественной информации, а также с целью более успешного осуществления экспансионистской политики в торговых, финансовых и промышленных центрах, морских портах начался выпуск англоязычных газет, рассчитанных также на представителей местной национальной верхушки и формирующейся интеллигенции. Газеты, издаваемые англичанами, содержали иностранные новости, освещали дебаты в парламенте, печатали отрывки из британской прессы, сообщения из жизни местного английского общества. Они отражали интересы колониальной администрации и были для нее средством политического влияния на население колоний и, естественно, находились под ее строжайшим контролем. Так, при публикации иностранных новостей газетам запрещалось печатать сообщения из европейской прессы, содержащие критику английской колониальной политики. В 1854 г. при Бомбейском секретариате была открыта «комната редакторов», где можно было ознакомиться с новостями государственной важности. В таких же целях командующий Индийским флотом открыл стол справок, где репортеры могли снимать копии с английских газет, когда прибывала почта из Англии.

Британская колониальная пресса стимулировала зарождение местных национальных газет на английском, а затем и на национальных языках. Еще в 1780 г. англичанин Дж.А. Хикки начал издавать первую газету в Индии «Бенгал Газетт» на английском языке, где печатались выдержки из лондонских газет. В последующем стали издаваться «Индиа Газетт», «Мадрас Газетт», «Индиа Герольд», «Курьер», «Айшиэйн Миррор» и др. В 1818 г. миссионеры стали выпускать первую газету на национальном языке (бенгали) – «Самачар Дарпан». Наряду с религиозной пропагандой, в ней помещались информация из жизни Англии и сообщения о зарубежных событиях. Первой газетой на языке хинди была газета «Бенарес Ахбар». В 1833 г. в Индии было уже около 20 газет и журна- лов на местных языках1. Таким образом, возникновение национальной печати в колониях было важным аспектом британского влияния на формирование информационного обмена. Последующее вовлечение локальной национальной аудитории в мировые информационные процессы способствовало расширению географии информационного обмена и превращению его в международный.

Рассматривая роль Великобритании в формировании международного информационного обмена, необходимо отметить определенную двойственность английского влияния на вовлечение регионов в обмен информацией. Еще в середине ХIХ в. К. Маркс подчеркивал, что «Англии предстоит выполнить в Индии двоякую миссию: разрушительную и созидательную, – с одной стороны, уничтожить старое азиатское общество, а с другой стороны, заложить материальную основу западного общества в Азии»2. Это положение К. Маркса справедливо и в отношении процессов развития индийской и другой национальной прессы и формирования обмена информацией. Завоеванием новых колониальных владений и втягиванием их в мировой рынок Англия способствовала расширению ареала информационного обмена. Она явилась важнейшим связующим звеном между Европой и периферийными регионами. Кроме того, организация английских газет в колониях была катализатором возникновения и развития национальной прессы. В то же время, преследуя свои цели и опасаясь нарастания национальноосвободительного движения в колониях, британская администрация принимала меры, ограничивающие деятельность национальной печати, ввела жесткую цензуру и усиливала запреты, закрывала неугодные газеты, подвергала репрессиям издателей, редакторов и журналистов. Указанные факторы укрепляли приоритет Британии в мировых коммуникативных процессах, а обмен информацией превращался в эффективный инструмент колониальной политики и пропаганды.

Одним из основополагающих условий для развития информационных связей и интенсивного формирования МИО явилось изобретение и внедрение электрического телеграфа (1834 г.), ускорившего передачу информации на дальние расстояния и снизившего действенность фактора географической удаленности. Первая телеграфная линия была введена в действие в Англии в 1840 г. Высокий промышленный потенциал и монопольное положение на всемирном рынке позволяли Великобритании успешно конкурировать с другими странами в получении концессий на строительство телеграфных линий на территории зависимых государств. Крупные британские фирмы, связанные с «телеграфным королем» Джоном Пендером, были задействованы в проектировании, сооружении и эксплуатации телеграфных линий во многих районах земного шара. Уже в 1860-х гг. англичанами были построены телеграфные линии в Ираке, связавшие страну с Европой и Индией. Соглашения о прокладке телеграфных линий в 1862, 1865, 1872 и 1901 гг. обусловили получение Англией телеграфных концессий в Иране3. Телеграфная связь в стране находилась в ведении преимущественно британской Индоевропейской телеграфной компании. Сооружение телеграфа активизировало формирование сети печати в подвластных Великобритании территориях, содействовало установлению контроля над процессами передачи сообщений, получения и распространения важной информации из других государств и регионов. Таким образом, усиливается роль информационного обмена как испытанного политического орудия.

Особое значение для развития международного телеграфа имело применение подводных кабелей, первый из которых был протянут в 1851 г. между Великобританией и Францией. В 1866 г. два первых трансокеанских кабеля соединили Европу с Америкой. Первенство в системе подводных коммуникаций также принадлежало Англии. Гигантская сеть британских трансокеанских кабелей, контролируемая корпорацией «Бритиш кэйбл», связывала

Великобританию с колониями и другими государствами. Контроль над глобальной системой кабелей создавал для нее огромные преимущества в возрастающих коммуникативных процессах. Соединение коммуникационного и информационного контроля позволяло Британии регулировать потоки телеграфной информации, поставило остальные страны в зависимое положение. В 1892 г. на долю Англии приходилось 66,3% общей протяженности подводных кабелей1 .

С развитием телеграфа увеличивается поток сообщений в периодическую печать, в т.ч. иностранных новостей, ускоряется процесс создания прессы на периферии, в т.ч. и на национальных языках. Так, к концу 1860-х гг. сеть телеграфной связи, построенной англичанами, охватывала всю Индию. Вследствие этого почти в каждом крупном городе стали выходить газеты на английском языке. Так, появились газеты «Бомбей Таймс», «Стандарт», «Телеграф» (1868 г.), «Стейтсмен» (1875 г.),

«Хинду» (1878 г.), «Иллюстрейтед уикли оф Индиа» (1880 г.) и многие другие. В Пенджабе на английском, хинди и пенджаби выходила ежедневная газета «Трибюн» (1868 г.). В Бенгалии и Бомбее стали издаваться газеты «Амрита Базар Патрика» (1868 г.), «Шом Пракаш», «Громбара Гха Прокашик» (1863 г.) и др.

Таким образом, расширение колониальной экспансии, укрепление связей с заморскими владениями, развитие коммуникаций и телеграфа усиливали роль Великобритании в развитии информационного обмена. Возникновение и рост национальной печати в английских колониях и связанное с этим расширение международной читательской аудитории, ее социального состава значительно увеличили число стран и регионов – участников информационного взаимодействия. Это свидетельствовало о том, что развитие обмена информацией шло не только по горизонтали, но и развивалось вглубь. Обмен зарубежной информацией перестает быть «уделом избранной Европы», он охватывает все более широкие слои общественности в разных странах.

Статья научная