Роль внутриполитических факторов в дестабилизации социально-политической ситуации в Республике Ингушетия
Автор: Албаков Магомед Махмутович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политика в фокусе
Статья в выпуске: 9, 2012 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена внутриполитическим факторам, влияющим на устойчивое социально-политическое развитие Республики Ингушетия. Выявляются и анализируются особенности функционирования правящей элиты, этнополитическая нестабильность, проблемы терроризма и мировоззренческие настроения населения как факторы дестабилизации.
Стабильность, социально-политическая ситуация, этнополитическая ситуация, терроризм, элита, мировоззрение
Короткий адрес: https://sciup.org/170166570
IDR: 170166570
Текст научной статьи Роль внутриполитических факторов в дестабилизации социально-политической ситуации в Республике Ингушетия
инамичные процессы, происходящие в России с начала 90-х гг. ХХ в., оказали существенное влияние на социальнополитическое развитие регионов. Несмотря на единое политическое и экономическое пространство Российской Федерации, каждый регион отличается своей социально-политической идентичностью. Особенно такая тенденция характерна для Северокавказского федерального округа, где даже в рамках одного административно-территориального деления существуют специфические особенности функционирования политической системы. На этом фоне выделяется Ингушетия, в которой существует целый пласт внутриполитических факторов, дестабилизирующих ситуацию в республике: это этнополитическая напряженность, угроза террористических актов, проблемы в формировании и функционировании элиты, мировоззренческие особенности населения.
Социально-политическая стабилизация региона, на наш взгляд, прежде всего зависит от этнополитической стабильности. Возбужденное национальное самосознание в полиэтничной среде несет в себе постоянный риск дестабилизации. По мнению А. Жирикова, «непременным условием политической стабильности являются устойчивые “константные” отношения между проживающими на территории страны и государства народами»1. В условиях эволюции воздействие этнических отношений на политическую стабильность может проявляться в латентном виде, в условиях кризиса – в открытом. Фактор этнической напряженности в государстве отодвигает решение социально-экономических проблем, способствует низкой эффективности различных сфер экономики и может привести к стагнации.
Таким образом, обеспечение этнополитической стабильности является одним из основных стержней социально-политической устойчивости в условиях полиэтничного общества. Причинами отсутствия этнополитической стабильности могут выступать низкий уровень национального самосознания населения, отсутствие идейной составляющей в национальных вопросах, превалирование бытовых ст ереотипов над рациональным пониманием сущности
1 Жириков А. Политическая стабильность Российского государства (этнополитический анализ). – М., 1997, с. 10.
проблем. В этом отношении мировоззренческая сторона данного вопроса слу-жит локомотивом динамичного развития этнополитической тематики в обществе.
Рассматриваемая нами в качестве объекта исследования Республика Ингушетия столкнулась с целым рядом этнополитических проблем1, которые препятствуют эффективному социально -политическому и экономическому раз витию. «Зависимость стабильности всего комплекса этносоциальных, этнополи тических отношений от общего благопо лучия социально экономической сферы особенно наглядна в полиэтничных регионах РФ. В то же время в этих регио-нах более чем в других регионах России этничность выступает самостоятельным фактором как стабилизации, так и деста билизации общественно политической ситуации»2. Внимание местных властей, которые не могут справиться с социально экономическими проблемами, сосре доточивается вокруг этнополитической тематики и вопросов экстремизма и тер роризма.
Последнее стало одним из главных фак -торов дестабилизации внутриполитиче ской ситуации. Религиозный радикализм в Республике Ингушетия, выливающийся в некоторых случаях в форму терроризма, проникает практически во все сферы жизнедеятельности общества. Проблема терроризма отодвигает на задний план этнополитические вопросы. Терроризм использует все ресурсы и инструменты для дестабилизации общественного порядка, в т.ч. и этнополитические конфликты.
Понимая, что терроризм играет суще ственную роль в массовом сознании, фор мирует общественные настроения, правя щая элита старается силовыми способами продемонстрировать свою способность бороться с этим явлением. Однако эти действия не приносят значимых резуль татов, а в определенной степени даже порождают новые его очаги. Все это явля-ется следствием отсутствия системности в борьбе с терроризмом.
Морально - психологический климат, формируемый угрозами терроризма, соз дает ситуацию, в которой все сферы функ ционирования государства и общества сосредоточиваются на этой проблеме. В этих условиях главная роль в обеспече нии стабильности и безопасности обще ства принадлежит правящей элите, кото рая либо принимает эффективные меры, вопреки своим узкокорыстным интере сам и личным взглядам, либо использует данную проблему в популистских целях, для получения трансферов и т.п. В пер вом случае правящая элита, используя идейный подход, сопровождаемый дей ствиями системного характера, может добиться значительных успехов в стаби лизации сложившейся ситуации. Во вто ром случае вместо стабильности можно получить углубление проблем в виде уси ления страха, роста коррупции и органи зованной преступности, который на фоне террористической угрозы может оказаться в сознании общества далеко не на первом плане.
Таким образом, мы подходим к важной составляющей обеспечения внутрипо литической стабильности в Республике Ингушетия — формированию правящей элиты.
В процессе рекрутирования мест ной элиты О. Гаман -Голутвина на пер -вое место ставит административно бюрократический канал, означающий изменение форм и методов формирования нового управленческого слоя. Выделяют открытые и закрытые типы рекрутиро вания. Открытый тип характеризуется отбором посредством честного конкурса, при котором решающее значение имеют личные качества человека. Закрытому типу селекции свойственно выдвиже ние на элитные должности «не самого умного, способного, честного, но зато “своего” человека, доказавшего предан -ность социальной группе, клану, лидеру»3. Последний тип селекции ведет к деграда ции элит. Именно тенденция к деградации свойственна правящей элите Ингушетии в последние десять лет. Л. Арапханова выделяет целый ряд проявлений кризиса региональных элит, таких как контроль федерального центра над процессами в регионах, усиление финансово-экономической зависимости и др.1
Одной из главных причин деградации правящей элиты является отсутствие устойчивой системы формирования и функционирования элиты. На наш взгляд, на основании законодательных актов, касающихся регионального развития, необходима разработка принципов формирования и функционирования региональной элиты – пакта стабильности. В основе этих принципов должны быть заложены правила, регулирующие систему функционирования региональной элиты. Рекрутирование элиты должно происходить эволюционным путем, руководители регионов обязаны нести ответственность за те или иные кадровые решения. Это позволит избежать болезненных для социально-экономической сферы регионов процессов смены региональных элит, сможет стать сдерживающим фактором в кадровой политике региональных руководителей, значительно ограничить подбор кадров по семейному, клановому, родовому принципу. Именно отсутствие ответственности региональных руководителей за кадровую политику порождает рост недовольства народных масс, создает риски для политической стабильности.
Все описанные выше аспекты внутриполитической стабильности аккумулируются вокруг мировоззренческой составляющей политической стабильности. Мировоззренческая проблема в Ингушетии и на Северном Кавказе в целом играет существенную роль в общественном согласии. Переплетение различных взглядов на общественное устройство порождает конфликт, переходящий в фазу обострения. В ингушском самосознании столкнулись взгляды представителей советского поколения, последователей западного образа жизни, адептов традиционного уклада жизни ингушей, сторонников гармоничного совмещения религиозной практики ислама и культурных особенностей ингушей и, наконец, приверженцев строгого религиозного уклада во всех сферах жизнедеятельности. Конфликт мировоззрений между этими группами социума создает серьезные риски для стабильности в республике. Местной власти необходимо найти модель общественного развития, которая была бы приемлема для всех вышеперечисленных категорий и не противопоставляла бы одну группу другой. В этом отношении идея Н. Михалкова о формировании просвещенно-консервативного мировоззрения как основы политической стабильности и экономического роста в стране2 важна и для гармоничного развития ингушского общества. Как верно заметил А. Панарин, «если общество пребывает в состоянии аномии и ценностных шатаний, то подавляющее большинство населения не представляет, чего оно хочет»3.
Игнорирование проблем мировоззренческого характера и манипуляции сознанием посредством неадекватных решений способны лишь усилить напряженность в обществе. Более того, такой подход представляет серьезную угрозу устойчивости самой власти.