Роль знаменного пения в духовно-нравственном возрождении российского общества
Автор: Суханов М.С., Гаращенкова А.Н.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Культурология
Статья в выпуске: 9 (12), 2017 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию знаменного пения как одного из уникальных явлений русской православной культуры. Проанализированы особенности структурных элементов, мелодико-ритмическая система пения, а также определена его роль в процессе духовно-нравственного воспитания граждан России.
Знаменный распев, духовно-нравственное воспитание, православие, духовная культура, церковное пение
Короткий адрес: https://sciup.org/170184693
IDR: 170184693
Текст научной статьи Роль знаменного пения в духовно-нравственном возрождении российского общества
В настоящее время Российская Федерация переживает один из самых сложных и динамичных периодов своей истории, характеризующийся возрождением традиционных ценностей и духовной культуры, которые в связи с глобализационными процессами долгое время находились под гнетом западной культуры, с целью консолидацией российского общества для противостояния внешней угрозе в лице нарастающего экстремизма, терроризма, санкций со стороны западных стран. В соответствии с Концепцией духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) и Стратегий развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [8, 9].
Русская культура играет огромную роль в духовном возрождении общества, так как способна сохранить и донести духовный смысл до личности через художественное творчество. Её фундаментом является православное вероучение. На современном этапе религиозное воспитание является одним из важнейших аспектов в процессе духовно-нравственного становления личности гражданина России. В связи с этим возникает необходимость показать составляющие русской православной культуры, обратившись к ее духовным основаниям.
Среди феноменов русской духовной культуры, в котором видятся основы возрождения общества, ученые выделяют церковное пение - язык, с которым человек приходит к Богу, выражение благоговеющей перед Богом души; своеобразная духовная идея, определившая движение различных сфер сознания человека и воплощающаяся в реальных образцах [1, с. 33]. Русский музыкальный историк церковного пения конца XIX - начала XX века, палеограф, композитор В.М. Металлов писал: «История церковных напевов - это историческое раскрытие религиозного сознания и художественного миропонимания русского человека» [3, с. 44].
В русской православной традиции основным и старейшим видом древнерусского богослужебного пения, тесно связанным с русским словом и с речевой культурой, является знаменное пение (распев), которое существует и поныне. В его основу положено одноголосное хоровое исполнение композиции [4, с. 51]. Принцип распева представляет собой стремление к соединению со всех песнопений службы единой мелодико-ритмической системе, «в результате чего вся служба становится как бы одним песнопением, пронизанным единым молитвенным дыханием» [1, с. 65]. В данном случае подчеркнуто преобладание коллективизма над индивидуализмом, исконно свойственное русскому народу.
Этимология названия связана с древнерусским понятием «знамя», которое родственно христианскому понятию «знамение», означающему «символ», «знак». Знаменами назывались знаки, которые использовались для записи пения [5]. В православии каждый вид искусства, каждый род деятельности рассматривается как служение Богу. В связи с этим, говоря о названии данного вида церковного пения, следует акцентировать внимание не на технической стороне, а на том, что оно являлся неким знаком, знаменем, некоей записью, знаменующей собой явление более высокого порядка. С древних времен знаменное пение является прообразом «ангельского пения» [4, с. 45].
Первые знаменные певческие азбуки датируются XV веком. Они содержат в себе интересный и насыщенный материал для исследования музыкальной семиогра-фии в трех планах: 1) графическом (начертание), 2) в названии знамени, 3) в его значении [1, с. 66].
Графический образ знаменного пения – это его письменная, изобразительная сторона. В начертании знамен используется знак «крюк», поэтому знаменное пение называют «крюковое». Зрительный образ связывал звуковой мир с семантикой культуры. Ее исследование позволяет не только узнать о том, какой была древнерусская музыка, но и понять стиль мышления наших предков, их эстетические представления, богатство творческой фантазии и восприятия. В зрительном образе знаменных нот отражаются элементы христианской символики. Например, символ чаши проявляется в таких знаменах, как «чашка», «подчашие», «чашка полная» [2, с. 83].
Названия знамен, фит, попевок и целых песнопений также содержат в себе яркую образно-ассоциативную часть наряду с технологическим значением. Названия знамен в азбуках-толкованиях XVIXVII вв. века дают примеры отчетливой связи названия и приема голосоведения:
«голубчик – горкнуть из гортани», «тряска – гортанью потрясти», «скамейца – к земле пригнуть» и т.д. [5].
Певческие азбуки XVI-XVII веков показывают два значения крюковых знамен. Большинство крюковых азбук содержат толкование знамен в привычном для нас смысле и значении слова «пение». Такие азбуки указывают, какие именно движения голоса обозначаются тем или иным крюковым знаменем. Однако существует целый ряд азбук, в которых тем же самым крюковым знаменам приписываются значения определенных состояний сознания или определенных психических качеств. Сопоставляя содержание азбук, можно говорит о том, что одно и то же крюковое знамя обозначает одновременно и определенное движение голоса, и определенное состояние сознания [3, с. 54]. Приведем несколько примеров: «крюкъ простой – крепкое ума блюдение от золъ», «крюкъ мрачный – крепкое целомудрие намъ и надежда», «стопица – смиренномудрие в премудрости», «статия мрачная – за чистоту душевную и телесную крепкое страдание» и др. [5].
Знаменный распев не имеет четкой фиксации высоты звучания. Музыковед Б.П. Карастоянов для характеристики высоты знаменного распева ввёл понятие «тонема», которое обозначает не какой-то конкретный звук, а переход с одного звуковысотного уровня на другой уровень либо постоянное пребывание на одном и том же уровне. И в том и в другом случае тонема обозначает некий процесс, некое движение, в ней заложена некая «идея текучести или протекания». Однако между отдельными тонемами отсутствует ярко выраженная система тяготений [6].
Основной точкой отсчета звуковысотных связей является понятие «строки». В звукоряде строки нет господствующих и подчиненных звуковысотных уровней, а значит, и нет уровней более тяжелых и менее тяжелых. Уровень строки ни в коем случае нельзя приравнивать к основному тону, так как строка есть всего лишь результат условной договоренности [4, с. 43]. Ощущение пребывания, а также отсутствия необратимого, четко направлен- ного движения приводит к переживанию остановки времени, остановка же времени вызывает в сознании представление о соприкосновении с вечностью.
Ритмический рисунок знаменного распева представлен тактовым (характерен для певческого искусства, формирующегося на основе звучащего слова, логиче-ски-конструктивных связей) и свободным (элемент смеховой культуры, скоморошества) ритмами, которые символизируют два противостоящих друг другу музыкальных мира – слово и движение, мысль и непосредственное чувственное выражение – в древнерусском искусстве они были полюсами эстетико-филосовской системы подобно высокому и низкому, духовному и телесному, небесному и земному. В наибольшей степени асимметрия выражена в старом знаменном распеве (до XVI в.). Для характеристики ритмического «состояния» знаменных песнопений чрезвычайно важно учесть типично христианское, идущее от Византии осуждение телесных движений при совершении культовых обрядов [2, с. 72-73].
Знаменный распев развивался в рамках системы осмогласия. Идея «осьмерично-сти «лежит в основе мироздания [6]. В шесть дней сотворил Господь мир и «благословил седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог начал творить». Восьмой день, по толкованию святых отцов, есть день Господень, единый и нескончаемый, день будущего века (Царствия Небесного) [7, с. 643].
Восемь гласов составляли «столп» – цикл, повторявшийся каждые восемь недель. В связи с этим знаменный распев иногда называют столповым. Система осмогласия представляла собой сумму отстоявшихся мелодия, формул (попевок), служивших материалом для распевания текста на тот или иной глас [2, с. 85].
Древнерусская теоретическая система нотации выработала основы, которые позволили выстроить мелодическую линию и увидеть ее структуру без привлечения понятий абсолютной высоты звука и кратности ритмических соотношений. В связи с этим распев не имеет четкой метроритмической структуры.
В настоящее время идет активный процесс возрождения знаменного пения, проводятся различные фестивали, а также создан Фонд знаменных песнопений, который представляет собой электронную базу древнерусских певческих рукописей.
Таким образом, в содержании знаменного пения преобладает не эстетическая, а религиозно-транцендентальная функция – главным является внутренняя сосредоточенность на молитве, с помощью которой осуществляется общение с Богом. Музыкальные звуки, возбуждая особым образом душу человека, способны приводить ее в некое возвышенное и приятное расположение, позволяют интернализировать традиционные для русского народа православные ценности, что способствует духовному возрождению и единению общества.
Список литературы Роль знаменного пения в духовно-нравственном возрождении российского общества
- Мартынов В.И. История богослужебного пения: учебное пособие. - М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. - 240 с.
- Мартынов В.И. Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе. - М: Филология, 1997. - 219 с.
- Металлов В.М. Очерк истории православного церковного пения в России / В.М. Металлов. Репр. изд. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. - 150 с.
- Мещерина Е.Г. Музыкальная культура Средневековой Руси. - М.: Изд-во «Канон», 2007. - 316 с.
- Певческое наследие древней Руси в наше время. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/pevcheskoe-nasledie-drevnej-rusi-v-nashe-vremya (дата обращения: 14.08.2017).
- Карастоянов Б.П. О таблицах мелодических формул знаменного распева. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://znamen.ru/txt/k/tabl.htm (дата обращения: 17.08.2017).
- Библия. - М.: Русское библейское общество, 2013. - 1361 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения: 18.08.2017).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 18.08.2017).