Роман Джо Аберкромби "Красная страна" как фэнтези-вестерн: особенности жанровой природы

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу жанровой природы романа выдающегося современного британского автора фэнтези Джо Аберкромби «Красная страна» (2012). Для всего творчества Джо Аберкромби характерна постмодернистская игра с жанровыми конвенциями и смешение жанров. Исследуемый роман не становится исключением и соединяет в себе черты вестерна и фэнтези. Данные жанры представляются на первый взгляд несовместимыми и даже взаимоисключающими, поэтому целью предлагаемой статьи является изучение того, какие элементы каждого из них используются автором и какие видоизменения они претерпевают при этом. В статье анализируются ключевые характеристики обоих жанров на основе работ русских и зарубежных исследователей. В ходе анализа роман рассматривается на уровнях строения сюжета и конфликта, системы персонажей, создаваемого автором мира (хронотопа), а также системы ценностей и транслируемого произведением мировоззрения. Аберкромби создает внутри уже существующего мира серии своих произведений территорию, отвечающую требованиям сеттинга в вестерне, использует типичные для вестерна сюжетные завязки и ходы, отчасти задействует образ типичного героя вестерна, хотя лишает его характерного ареола загадочности. Однако большинство центральных персонажей романа далеко не соответствуют жанровым конвенциям вестерна, а идейная составляющая романа прямо ставит его базовые ценности под сомнение. В идейно-содержательном плане элементы фэнтези и индивидуального мировоззрения автора значительно превалируют в романе над элементами вестерна.

Еще

Фэнтези, вестерн, аберкромби, жанр, жанровые конвенции, «красная страна»

Короткий адрес: https://sciup.org/147238228

IDR: 147238228   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2022-2-92-100

Список литературы Роман Джо Аберкромби "Красная страна" как фэнтези-вестерн: особенности жанровой природы

  • Аберкромби Дж. Красная страна / пер. В. Русанова. М.: Эксмо, 2015. 557 с.
  • Аронсон О. Этика вестерна // Аронсон О. Ме-такино. М.: Ад Маргинем, 2003. С. 51-61.
  • Базен А. Вестерн, или Избранный жанр американского кино // Базен А. Что такое кино? М.: Искусство, 1972. С. 231-241.
  • Горячок К. Л. Эволюция американского вестерна: витальность, эстетика, мифология // Художественная культура. 2020. № 2. С. 220-247.
  • Демина А. В. Архетип героя в литературе жанра фэнтези // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. № 2 (35). С. 310-317.
  • Епанчинцев Р. В., Фролова А. А. К вопросу о жанре фэнтези в современной литературе // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2016. № 26. С. 22-24.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001. 1597 с.
  • Карцева Е. Н. Вестерн. Эволюция жанра. М.: Искусство, 1976. 255 с. URL: https://www.mnogo-book.ru/nauka_obrazovanie/kulturologiya/3 02891/fulltext.htm (дата обращения: 25.12.2021)
  • Левченко Я. Жанр освобожденный. Авторский вестерн - о будущем цивилизации // Логос. 2014. № 6 (102). С. 135-148.
  • Рахманова Т. Д. Эволюция американского вестерна: жанр массового кино от зарождения до мифа // Клио. 2014. № 5 (89). С. 29-32.
  • Хализев В. Е. Теория литературы. 3-е изд., пере-раб. и доп. М.: Высшая школа, 2002. 437 с.
  • Attebery B. Strategies of Fantasy. Indiana University Press, 1992. 152 p.
  • Beyer M. A. M. Shooting (a) Woman - Comparative Study of Gender Roles in American and Italian Western Movies. Munich: GRIN Verlag, 2007. 106 p. URL: https://www.grin.com/document/89432 (дата обращения: 25.12.2021).
  • Borowska-Szerszun S. Representation of Rape in George R. R. Martin's A Song of Ice and Fire and Robin Hobb's Liveship Traders // Extrapolation. 2019. Vol. 60, no. 1. P. 1-22. doi: 10.3828/extr.2019.2
  • Castro Balbuena A. De hobbits, tronos de hierro y vikingos. Desarrollo narrativo y cronológico de la fantasía épica. URL: http://www.tonosdigit-al.es/ojs/index.php/tonos/article/view/1509/854 (дата обращения: 15.08.2020).
  • Complete National Film Registry Listing | Film Registry | National Film Preservation Board | Programs at the Library of Congress | Library of Congress. Library of Congress, Washington, DC. Retrieved May 8, 2020. URL: https://www.afi.com/afis-10-top-10 (дата обращения: 15.08.2020).
  • Encyclopedia of Fantasy / Ed. by J. Clute, J. Grant. URL: https://sf-encyclopedia.com/fe/ (дата обращения: 25.12.2021).
  • James E., Mendelsohn F. A Short History of Fantasy. Middlesex University Press, 2009. 285 p.
  • Meteling A. Krieg und Kartographie. Einführung in die epische Fantasy // Vergemeinschaftung in Zeiten der Zombie-Apokalypse: Gesellschaftskonstruktionen am fantastischen Anderen / Ed. by M. Dellwing, M.Harbusch. Springer VS, 2015. P. 37-68.
  • Mitchell L. C. Late Westerns: The Persistence of a Genre. University of Nebraska Press, 2018 - Performing Arts. 336 p.
  • Petzold J. Constructing and Deconstructing the Fantasy Hero: Joe Abercrombie's "First Law" Trilogy // Heroes and Heroism in British Fiction since 1800: Case Studies / Ed. by B. Korte, S. Lethbridge. Palgrave Macmillan, 2016. P. 135-150.
  • Polack G. Grim and grimdark // Fantasy and Science Fiction Medievalisms: From Isaac Asimov to A Game of Thrones / Ed. by Young H. Cambria Press, 2015. P.77-96.
  • Schmeink L., Müller H.-H. Fremde Welten: Wege und Räume der Fantastik im 21. Jahrhundert. Walter de Gruyter, 2012. 470 S.
  • Shippey T. A. Introduction // Sobczak A.J., Ship-pey T.A. Magill's Guide to Science Fiction and Fantasy Literature: Vol. 1: The Absolute at Large -Dragonsbane. Salem Press, 1996. 260 p.
  • Wilkins K. From Middle Earth to Westeros: Medievalism, Proliferation and Paratextuality // New Directions in Popular Fiction: Genre, Distribution, Reproduction. Palgrave Macmillan, 2016. P. 201-221.
Еще
Статья научная