Роман К. Лафорет «Ничто» как bildungsroman? Жанровая специфика тремендистского романа

Бесплатный доступ

Роман К. Лафорет «Ничто» - значимое произведение послевоенной испанской литературы, один из первых романов тремендизма. Исследователи называют «Ничто» Bildungsroman, но отмечают, что, вопреки канону, героиня (Андрея) пассивна, а перемена в ее судьбе неочевидна. В статье показано, что роман Лафорет сочетает элементы жанровых форм романа становления и романа испытания, но в целом по ряду характеристик хронотопа и сюжета ближе к роману испытания, где герой не взрослеет и меняется, а испытывается на самотождественность, и судьбу его решает случай. Концепция «испытания» на тождество воплощена в «Ничто» через включение элементов сюжета о «деве-воительнице»: героиня отстаивает свою субъектность в поединке с мужчиной, но константным в изображении их «противостояния» оказывается мотив не только победы, но и испытания на равенство. Ретроспективность речи Андреи запечатлевает ситуацию испытания, сочетая антиномичные интенции: попытка рассказчицы переосмыслить то, что случилось не по ее воле, сопровождается новым утверждением «внешней» воли над знакомым ей ходом событий и, таким образом, возвращает ее к тому положению, которого она изначально избегала. Предпосылкой актуализации мотива испытания на (само)тождество в статье названа популярность в культуре Испании 40-50-х гг. концепций «агонизма» (бунта против собственной конечности) и «каинизма» (связи между участниками братоубийственного противостояния, любой исход которого трагичен).

Еще

Лафорет, тремендизм, испанский послевоенный роман, испанские писательницы, хронотоп, ретроспективность, роман воспитания, роман испытания, агонизм, каинизм

Короткий адрес: https://sciup.org/147240447

IDR: 147240447   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2023-1-86-95

Список литературы Роман К. Лафорет «Ничто» как bildungsroman? Жанровая специфика тремендистского романа

  • Бахтин М. М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
  • Бахтин М. М. Слово в романе // Бахтин М. М. Собрание сочинений в семи томах. Т. 3: Теория романа (1930-1961 гг.). М.: Языки славянских культур, 2012. С. 9-179.
  • Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. лит., 1975. 810 с.
  • Зусева-Озкан В. Б. Пролегомены / Дева-воительница в литературе русского модернизма: образ, мотивы, сюжеты. М.: Индрик, 2021. 712 с.
  • История Испании. Том 2. От войны за испанское наследство до начала XXI века / Ин-т всеобщей истории РАН; под общ. ред. О. В. Воло-сюк, М. А. Липкин, Е. Э. Юрчик. М.: Индрик, 2014. 872 с.
  • Лекции и речи лауреатов Нобелевских премий в русских переводах: 1901-2002. СПб.: БАН, 2003. 168 с.
  • Лотман Ю. М. Культура и взрыв. СПб.: Искусство-СПб, 2000. 152 с.
  • Тертерян И. А. Испытание историей: Очерки испанской литературы ХХ в. М.: Наука, 1973. 526 с.
  • Унамуно М. де. Испанская зависть // Унамуно М. де. Избранное: в 2 т. Л.: Худ. лит. (Ленингр. отд-ние), 1981. С. 249-257.
  • Унамуно М. де. Три назидательные новеллы и один пролог // Унамуно М. де. Избранное: в 2 т. Л.: Худ. лит. (Ленингр. отд-ние), 1981. С. 5-93.
  • Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С.16-26.
  • Cela C. J. Sobre España, los españoles y lo español // Cuatro figuras del 98: Unamuno, Valle Inclán, Baroja, Azorín y otros retratos y ensayos españoles. Barcelona: Aedos, 1961. Р. 225-240.
  • Gallo M. S. Novela rosa y fantasía amorosa en la España de los años cuarenta: análisis de La rival de Julieta de Josefina de la Torre // Aleph. Salamanca, 2016. № 8. Р. 128-148.
  • García-Ruiz V. Juan Ramón en la calle Aribau: notas sobre "Nada", de Carmen Laforet // Ars bene docendi Homenaje al Profesor Kurt Spang. Pamplona: EUNSA, 2009. Р. 305-317.
  • Jordan B. Laforet's Nada as Female Bildung? // Symposium: A Quarterly Journal in Modern Literatures. New York, 1992. Vol. 46, № 2. Р. 105-118.
  • Martínez Garnica A. Crónica de la recepción de Heidegger en Hispanoamérica // Santander. 2006. № 1(1). Р. 102-124.
  • Moliner M. Diccionario de uso del español. T. 2: I-Z. Madrid: Gredos, 2006. 1597 p.
  • Novela rosa // Diccionario de la lengua española / La Real Academia Española (RAE). URL: https://dle. rae.es/novela?m=form#5Xfn5n1 (дата обращения: 09.06.22).
  • Pérez Ó. B. La novela existencial española de posguerra. Madrid: Gredos, 1987. 306 p.
  • Puértolas J. R. Historia de la literatura fascista española. Madrid, 2008. Vol. 157. 1344 р.
  • Ripoll Sintes B. La revista Destino (1939-1980) y la reconstrucción de la cultura burguesa en la España de Franco / Amnis. Revue d'études des sociétés et cultures contemporaines Europe/Amérique. 2015. № 14. URL: https://journals.openedition.org/amnis/ 2558 (дата обращения: 11.06.22).
  • Rolón-Barada I. Carmen Lafore''s Inspiration for Nada (1945). Spanish Women Writers and Spain's Civil War. New York: Routledge, 2016. Р. 116-128.
  • Rolón-Barada I., Masforroll A. C. Carmen Laforet. Una mujer en fuga. Barcelona: RBA Libros, 2019. 624 p.
  • Rossi C.A.D.R. Filhos da guerra, cainismo e protagonismo infanto-juvenil em Los Abel (1948), de Ana María Matute e Duelo en El Paraíso (1955), de Juan Goytisolo / Doct. diss. Santa Maria, 2018. 156 p.
  • Vadillo Buenfil C. J. El Bildungsroman en las narradoras españolas de posguerra:1940-1960: Tesis doctoral. Universidad Autónoma de Madrid. Madrid, 2012. 406 p.
  • Valero E. A. Cincuenta años de usos amorosos: El amor y la novela rosa // Ogigia. Revista electrónica de estudios hispánicos. 2011. № 9. Р. 33-43. URL: https://web.archive.org/web/20171 202095047id /http://www.ogigia.es/OGIGIA9_files /ALONSO.pdf (дата обращения: 05.04.22).
Еще
Статья научная