Роман В. Г. Авсеенко «Злой дух» в контексте поиска новой жанровой формы в литературе второй половины XIX века
Автор: Андреева Валерия Геннадьевна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Литература в контексте культуры
Статья в выпуске: 4 (28), 2014 года.
Бесплатный доступ
Рассматривая роман В. Г. Авсеенко «Злой дух», автор статьи делает попытку показать, что в нем писатель смог воссоздать широкую картину русской жизни 1880-х гг. XIX в., тонко переплетая личные и общественные интересы, воплотить тот «бесконечный лабиринт сцеплений», который является смысловой основой по-настоящему реалистического романа. «Злой дух», несмотря на незначительное внимание к изображению народа, нельзя назвать антинародным. Присутствие героев из народа, мировоззрение главного персонажа, наличие в романе рассуждений о месте России, ее роли, позиции между «западом» и «востоком» позволяют писателю создать емкую и своеобразную зарисовку русской национальной жизни. По мнению автора статьи, Авсеенко, во многом ориентированный на русских писателей первого ряда, особенно Л. Н. Толстого, в «Злом духе» поднимается на несколько иной уровень мастерства (по сравнению с ранним периодом творчества), осваивает стремление к целостному, эпическому изображению жизни. Роман «Злой дух» отражает общую тенденцию к расширению рамок жанра романа, существовавшую в русской литературе второй половины XIX в. Роман Авсеенко нельзя считать эпическим в полной мере, но он содержит ряд специфических особенностей, характерных для этой жанровой формы.
Роман, авсеенко, эпический роман, антинигилистический роман, реализм, художественный мир, конфликт, система героев
Короткий адрес: https://sciup.org/14729337
IDR: 14729337
Список литературы Роман В. Г. Авсеенко «Злой дух» в контексте поиска новой жанровой формы в литературе второй половины XIX века
- Авдевнина О. Ю. Смысловая плотность художественного текста (на материале русскоязычной прозы В.В. Набокова): автореф. дисс. … канд. филол. наук. Саратов, 1997. 20 с
- Авсеенко В. Г. Злой дух//Русский вестник. 1881-1883
- Бабаев Э. Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. М.: МГУ, 1978. 294 с
- Агеева Ю. П. Поэтика прозаических микроциклов в русской малой прозе 20-х годов XX века: дисс. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2014. 173 с
- Берковский Н. Я. О мировом значении русской литературы. Л.: Наука, 1975. 184 с
- Дарвин М. Н. и др. Цикл//Введение в литературоведение: учеб. пособие/под ред. Л. В. Чернец. М.: Высш. школа, 2004. С. 124-134
- Зинченко В. Г., Зусман В. Г., Кирнозе З. И. Методы изучения литературы. Системный подход: учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 2002. 200 с
- Купреянова Е. Н., Макогоненко Г. П. Национальное своеобразие русской литературы. Очерки и характеристики. Л.: Наука, 1976. 416 с
- Литературная энциклопедия терминов и понятий/Рос. акад. наук.; гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001. Стб. 892
- Недзвецкий В. А. История русского романа XIX века: неклассические формы. М.: Моск. ун-т., 2011. 152 с
- Сыромятников О. И. Русская публицистика о Боге и судьбе России (Ф. М. Достоевский, К. Н. Леонтьев, В. С. Соловьев)//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. Вып. 2(18). С. 108-120
- Терпигорев С. Н. (С. Атава) Собр. соч.: в 6 т. Т. 1, 2. СПб.: издан. А. Ф. Маркса, Б. г
- Эртель А. И. Записки Степняка. М.: Худож. лит., 1958. 612 с
- Яницкий Л. Циклизация как коммуникативная стратегия в современной культуре//Критика и семиотика. 2000. Вып. 1-2. С. 170-174