Россия, Монголия, Китай: восточно-азиатский треугольник
Автор: Базаров Виктор Борисович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политика в фокусе
Статья в выпуске: 8, 2012 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена современным российско-монголо-китайским отношениям. Раскрыты вопросы экономического и геополитического взаимодействия в Восточной Азии.
Российско-китайские отношения, монголо-китайские отношения, полезные ископаемые, восточная азия, трансграничье
Короткий адрес: https://sciup.org/170166515
IDR: 170166515
Текст научной статьи Россия, Монголия, Китай: восточно-азиатский треугольник
Russian-Chinese relations, Mongolian-Chinese relations, natural resources, East Asia, trans-border territory.
В настоящее время дисбаланс в российско-китайских отношениях имеет устойчивую тенденцию к выравниванию. Все говорит о том, что восточноазиатское направление россий-ской экономики начинает набирать силу. Так, если в 2005 г. тор -говый оборот двух стран составлял 30 млрд долл.1, то в 2011 г. он достиг 83,5 млрд долл.2 В среднесрочной перспективе в российско-китайском товарообороте планируется достичь объема в 100 млрд долл. к 2015 г., и 200 млрд долл. — к 2020 г.3 Таким образом, двусто-ронний оборот с 2005 по 2011 г. возрос в 2,8 раза и по прогнозам вырастет еще в 2,4 раза. Тем самым Китай становится для России одним из самых крупных внешнеторговых партнеров. При этом в двусторонних сделках Пекин и Москва все чаще отказываются от доллара, используя собственную валюту4.
Визит Владимира Путина в Китай 5—7 июня 2012 г. многие зару-бежные и отечественные аналитики восприняли как признак осо-бых отношений между двумя странами. Обе столицы являются сторонниками многополярного мира, не приемлют вмешательство во внутренние дела третьих лиц и блокируют попытки западных стран силой разрешить сирийский конфликт подобно тому, как это было сделано в Ливии. Но в перспективе горизонты российско-китайского союза станут гораздо шире5.
БАЗАРОВ
Виктор
Конечно, область российско китайского сотрудничества не огра ничивается экспортно импортной схемой. Она распространяется также на научные и наукоемкие отрасли производства. Поэтому среди подписанных в ходе визита соглашений — «дорожная карта» российско китайского сотрудничества в области атомной энерге тики между государственной корпорацией «Росатом» и Агентством по атомной энергии Китая. Согласно этому документу, страны будут наращивать сотрудничество в области сооружения на территории КНР АЭС с демонстрационными реакторами на быстрых нейтронах типа БН - 8006. Немаловажное значение имеют парафирование про -токола о сооружении 3 го и 4 го блоков Тяньваньской АЭС и дого воренности о сотрудничестве по вопросам использования ядерных энергетических систем космического назначения.
Однако характер российского экспорта остается преимущественно сырьевым и военным. При этом России придется довольствоваться ролью «младшего брата», т.к. Китай в области экономического развития вышел на 2-е место в мире после США. Но для России данное партнерство несет ряд преимуществ:
– в первую очередь, союз с Китаем приведет к созданию нового полюса на мировой арене;
– контакты с Китаем откроют огромные рынки сбыта и, следовательно, будут способствовать росту экспорта российской продукции;
– появление новых технологий будет способствовать повышению эффективности отечественного производства;
– значительные инвестиционные ресурсы позволят увеличить капиталовложения в реальный сектор и в новые научные разработки;
– возникает возможность привлечения капиталов на Дальний Восток и в Сибирь;
– интеграция промышленности Дальнего Востока и Сибири будет способствовать включению их в единое экономическое пространство АТР, позволит развиваться транспортной инфраструктуре.
Россия имеет вполне реальную возможность встать на перекрестке главных торгово-экономических потоков между странами СНГ и тихоокеанскими государствами, а затем – между Европой и Азией. Рост потребности в эффективных трансконтинентальных перевозках между Европой и Азией, а также политические факторы, связанные с появлением в Центральной Азии новых независимых государств, стимулировали процесс разработки концепций формирования новых евроазиатских транспортных коридоров. Маршруты этих коридоров и проходящие по ним грузопотоки могут в перспективе оказать большое воздействие на экономические интересы России. К примеру, проект «Евразийский сухопутный мост» – железнодорожная ветка от Вены до российского Дальнего Востока – позволит осуществлять прямую поставку грузов из Западной Ев ропы в Восточную Азию1.
В то же время выгоды для Китая от союза или партнерства с Россией тоже трудно переоценить. Это:
– военное сотрудничество, которое может способствовать усилению военного влияния Китая в мире, связанного с поставками современных видов вооружений;
– доступ к неограниченным минеральным ресурсам, среди которых газ, нефть, лес, цветные металлы и т.д.;
– доступ к передовым научным разработкам и технологиям;
– перспективный рынок сбыта промышленной продукции (особый интерес представляет собой приграничная и межрегиональная торговля);
– транзитный коридор через территорию России, соединяющий Китай с Европой и странами СНГ.
Для Монголии, зажатой между Россией и Китаем, процессы экономического подъема Восточной Азии и выравнивание российско-китайских отношений дают принципиально новую схему трансформационных процессов и путей дальнейшего развития.
В постсоветский период Монголия на пути реформ проявила удивительную способность к маневрированию и во внутриполитической деятельности, и во внешнеполитической многовекторной ориентации, благодаря чему страна сумела уже на новой политической основе восстановить формулы дружбы и добрососедства. Сейчас Монголия воспринимается мировым сообществом как равноправный партнер в Восточно-Азиатском регионе. В новом демократическом мире и господстве рыночных отношений Монголия стала восприниматься как выгодный и потенциально сильный актор. Прежде всего, государство обладает протяженными сухопутными границами с Россией и Китаем. Более того, Улан-Баторская железная дорога соединяет российско-китайский грузопоток. Но главное и наиболее привлекательное для мировой экономики – это наличие на территории страны большого количества полезных ископаемых. В Монголии представлена вся таблица Менделеева. В центр внимания попадает ряд месторождений, представляющих экономико-политический интерес для мирового сообщества в контексте возможных геополитических сдвигов в ВосточноАзиатском регионе, например одно из крупнейших месторождений угля в мире — Тавантолгой. Его запасы, по данным поисково-разведочных работ, составляют 5 074 млн т угля, в т.ч. высококалорийного коксующегося угля — 1 495 млн т1. Оно было открыто в советское время, но его оставили в резерве, потому что не было крайней необходимости в его освоении. Для энергетической промышленности Монголии хватало бурого угля, добывае -мого на севере страны на таких месторож дениях, как Налайх, Шарын гол, Багануур, Багахангай2. Однако стремительное разви -тие Китая, Японии и Южной Кореи уве-личило потребность в коксующемся угле, хотя Китай и имеет его огромные запасы. По прогнозам Китайской угольной ассо-циации, в 2015 г. страна планирует заку-пать за границей 3,8 млрд т угля3. Кроме того, согласно прогнозу Министерства энергетики США (Energy Information Administration), потребление первичных энергоносителей в мире к 2020 г. возрас тет по сравнению с нынешним уровнем на 65%. Ископаемые виды топлива оста -нутся основными источниками энергии и будут обеспечивать до 80% мирового энергопотребления4. На перспективу до 2020 г. международные эксперты не ожи дают существенного снижения роли угля как одного из важнейших энергоносите лей. Более того, за счет весьма вероятного сокращения темпов роста потребления нефти и нефтепродуктов и пересмотра отношения к развитию атомной энерге тики (особенно после событий на АЭС «Фукусима») во многих странах может иметь место некоторый рост его доли в структуре энергопотребления.
Но освоение таких месторождений сопровождается рядом проблем. Прежде всего, это отсутствие промышленной и коммунальной инфраструктуры. Регион обладает неудовлетворительными по качеству дорогами, коммуникациями, имеет сложные климатические условия. Среднегодовое количество атмосфер ных осадков составляет 154 мм, причем основная их часть (около 70%) выпа- дает в летние месяцы. Сейсмичность в районе месторождения составляет 7 бал лов. Слабая инфраструктура вынуждает инвесторов вкладывать значительные средства в создание и развитие железно дорожного сообщения между аймаками Монголии и Внутренней Монголии. В китайском г. Жинжоу состоялся форум по вопросу интенсификации экономиче ских отношений и сотрудничества между аймаками Сухбаатар, Дорнод и Хэнтий и а ймаком Шилийн гол Автономного района Внутренняя Монголия КНР и городами провинции Ляонин, прилегаю -щей к морскому побережью5. Участники встречи обменялись мнениями по насущ ным вопросам, касающимся, в частности, создания инфраструктуры для соеди нения Азии и Европы. Китайская сто рона сообщила, что началась прокладка железной дороги от морского порта Китая Цзиньчжоу до КПП Зуун хатавч админи-стративной единицы Зуун узэмчин аймака Шилийн гол, которую сдадут в эксплуа тацию в 2013 г. А если с КПП Зуун хатавч проложат железную дорогу в сторону КПП Бичиг сомона Эрдэнэцагаан аймака Сухбаатар и далее до г. Чойбалсана, то это станет не только самым прямым выходом Монголии к морю, но и новым железно дорожным путем, соединяющим Азию и Европу6.
Во вторых, возникает экологическая опасность, связанная с последствиями разработок. Полупустыня, открытое про странство, постоянные ветра в районе месторождений создают предпосылки для усиления опустынивания Южной Гоби и загрязнения окружающей среды, в т.ч. сто -лицы Монголии г. Улан Батора, который находится всего в 540 км от Тавантолгоя. При этом в столице проживает больше половины населения страны.
В-третьих, существует острая нехватка рабочей силы. Это связано с отсутствием квалифицированной рабочей силы, вызванным оттоком населения из страны, нехваткой неквалифицированных трудо вых ресурсов в силу неразвитости рынка труда. Так как Монголия не сможет запол-нить рынок труда в силу объективных причин, активизируется мощный поток иностранной рабочей силы из соседних государств, таких как Россия и Китай. Надо заметить, что Тавантолгой — не единственное крупное месторождение, есть и ряд других крупных месторождений угля, меди, например Оютолгой, кото -рые находятся на небольшом расстоянии друг от друга (всего 100—150 км, не раз -деленных никакими препятствиями). Для их разработки потребуется порядка 200—300 тыс. чел. Это население доста-точно крупного города. Получается, что в 540 км от Улан - Батора будет построен новый город, жителями которого будут преимущественно иностранные граж-дане. Создание города потянет за собой огромные средства и инвестиции, будут задействованы множество отраслей хо зяйства. Для функционирования города будет нужна своя инфраструктура, ком муникации. Это жилые кварталы, заводы, фабрики, школы, высшие учебные заве дения, банки, больницы, места прове дения досуга населения и т.д. Но прежде всего монголы должны решить проблему снабжения города водой. Значительное увеличение числа иностранцев, настрое ния которых нельзя игнорировать, сильно повлияет на социокультурную политику государства. В дополнение к этому может серьезно пострадать кочевой уклад жизни монгольского населения.
На фоне этих проблем в монгольской аналитике стали проскальзывать тревож ные сигналы о китайской угрозе, о плане Китая — «вычерпать досуха» месторожде-ния внешней Монголии1. Эти опасения имеют реальную основу, т.к. проведенная в августе 2010 г. в Монголии международ -ная экспедиция2 подтвердила усиление активности китайской рабочей силы в данном районе. Поэтому, по мнению тех же аналитиков, монгольское правитель ство должно начать строительство широ коколейных линий3 для сдерживания южного соседа. Но в этом случае появ ляется угроза попасть в зависимость от соседа северного.
Если же рассматривать позитивные воз -можности, то Тавантолгой и другие про екты должны сконцентрировать большой объем инвестиционных потоков, кото -рые смогут внести значительный вклад в развитие Монголии. В свою очередь, Монголия способна облегчить тра нзит товаропотока через страну, усилить связь Европы и Азии, доверив развитие инфра-структуры сильным партнерам, имея от этого дополнительные доходы и прибыли. Но для этого монгольскому правительству и народу нужно осваивать свои месторож дения во благо нации, а не во благо узкого круга лиц, выработать четкую и стабиль ную правовую основу международного сотрудничества в этой области.
Таким образом, Россия, Монголия и Китай повышают экономическое и поли тическое взаимодействие, образуя свое образный треугольник в Восточной Азии, в основании которого расположились крупные доминирующие державы реги она, а на вершине — молодое демократи-ческое государство Монголия, связанное трансграничьем с районами Сибири и российского Дальнего Востока и при граничными районами Китая. Во многом стабильность этого треугольника зависит от характера отношений между Россией и Поднебесной. В настоящее время нарас тающая активность этих территорий, достаточно спокойных и удаленных от мировых финансово промышленных центров, дает возможность образования новых мощных экономических узлов. Благоприятное развитие этих центров может способствовать активному пре образованию зон российского Дальнего Востока и Внутренней Азии, находя -щихся в состоянии постсоветской стаг нации. Ввиду этого важны опережаю щие прогнозные сценарии социально экономического и политического взаи модействия в этом пространстве с учетом коренных интересов государства, гео политических разделов сфер влияния и национальной безопасности во всех ее структурных компонентах.
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 12-37-01201.