Российская экономическая помощь развитию в 2019 году
Автор: Зайцев Ю.К., Кнобель А.Ю.
Журнал: Мониторинг экономической ситуации в России @monitoring-esr
Статья в выпуске: 26 (128), 2020 года.
Бесплатный доступ
В 2019 г. Правительство Российской Федерации увеличило ассигнования на официальную помощь развитию (ОПР). Ее объем превысил 1 млрд долл. Однако реальный объем российской экономической помощи больше, чем показывают статистические данные ОЭСР, которые не учитывают бюджетные трансферты и помощь непризнанным государствам. Самая большая доля (61,2%) российской помощи предоставлялась на двусторонней основе. Более того, Армения, Киргизия и Таджикистан, помимо двусторонних проектов, получают российскую помощь и через механизмы международных организаций. Наконец, объем списания Россией долговых обязательств составил в прошлом году почти 425 млн долл.
Короткий адрес: https://sciup.org/170176068
IDR: 170176068
Текст научной статьи Российская экономическая помощь развитию в 2019 году
В 2019 г. Правительство Российской Федерации увеличило ассигнования на официальную помощь развитию (ОПР). Ее объем превысил 1 млрд долл. Однако реальный объем российской экономической помощи больше, чем показывают статистические данные ОЭСР, которые не учитывают бюджетные трансферты и помощь непризнанным государствам.
Самая большая доля (61,2%) российской помощи предоставлялась на двусторонней основе. Более того, Армения, Киргизия и Таджикистан, помимо двусторонних проектов, получают российскую помощь и через механизмы международных организаций. Наконец, объем списания Россией долговых обязательств составил в прошлом году почти 425 млн долл.
В 2019 г. объем российской экономической помощи развивающимся странам снова превысил 1 млрд долл. и достиг 1,13 млрд долл., или 0,07% ВНД1. Эта сумма сопоставима с объемами официальной помощи развитию (ОПР)2 за последние 5 лет3 ( рис. 1 ). При этом мировой объем ОПР составил 152,8 млрд долл., а крупнейшими донорами стали США (34,82 млрд долл.), Германия (23,81 млрд долл.), Великобритания (19,37 млрд долл.) и Япония (15,51 млрд долл.)4.
Крупнейшим направлением российского содействия международному развитию (СМР) в 2019 г. оставалось, как и в предыдущие годы (2016– 2018 гг.), списание долговых обязательств зарубежным странам, объем которого составил 424,93 млн долл.
26(128) 2020
млн долл.
Рис. 1. Официальная помощь развитию, предоставленная Российской Федерацией в 2005–2019 гг.
Источник: составлено на основе данных Комитета содействия развитию (КСР) ОЭСР и Минфина России.

Рис. 2. Распределение российской помощи по многосторонним и двусторонним каналам, 2010–2019 гг.
Источник: составлено на основе данных КСР ОЭСР и Минфина России.
26(128) 2020
Основным каналом предоставления помощи, как и раньше, стали проекты на двусторонней основе. Объем двусторонней помощи в 2019 г. достиг 692,9 млн долл., что составляет порядка 61,2% от общего объема ОПР. Объем многосторонней помощи также вырос и в относительном выражении, составив 38,7% от общего объема финансирования ( рис. 2 ).
В 2019 г. наибольший объем многосторонней помощи был предоставлен Россией через институты ООН (126,67 млн долл.) ( табл. 1 ). 19 марта 2019 г. МИД России провел консультации о стратегическом сотрудничестве с Программой Объединенных наций (ПРООН)1. Обсуждались возможности повышения эффективности сотрудничества в интересах достижения устойчивого социально-экономического развития в странах – получателях российской помощи, в том числе за счет использования российского экспертного потенциала и подготовки молодых специалистов. В 2019 г. из Трастового фонда «Россия – Программа развития ООН в целях раз-
Таблица 1
Объем финансового участия России в международных институтах развития в 2019 г.
Международный институт |
Объем финансового участия России, млн долл. |
Институты ООН |
126,67 |
Институты Всемирного банка (МАР, МБРР, МФК, МАГИ) |
30,88 |
Региональные банки развития |
222,22 |
Монреальский протокол* |
7,95 |
Другие международные институты |
51,08 |
Всего |
370,92 |
Источник: составлено на основе данных КСР ОЭСР и Минфина России.
* Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Принят 16 сентября 1987 г. URL:
вития» (ТФР), учрежденного в 2015 г., Армения получила 4,6 млн долл., Киргизия – 1,9 млн долл., Таджикистан – 1,7 млн долл.1
Объем российского финансирования институтов Всемирного банка в 2019 г. превысил 30 млн долл. В период с 2007 г. Россия приняла обязательство направить порядка 896 млн долл. в Международную ассоциацию развития (МАР). Кроме того, Правительство Российской Федерации за указанный период внесло 279 млн долл. в 24 трастовых фонда под управлением Всемирного банка, созданных для поддержки систем образования, малого и среднего предпринимательства (МСП), государственных финансов в странах Европы, Центральной Азии, Африки и Ближнего Востока2. В настоящее время существенный объем сотрудничества осуществляется по линии предоставления консультационных услуг и аналитики в сфере развития человеческого капитала, содействия макроэкономической стабильности и повышения конкурентоспособности.
Традиционно более половины многостороннего финансирования направляется в региональные банки развития (222,22 млн долл.), включая Евразийский банк развития (ЕАБР) и Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР).
26(128) 2020
В 2019 г. российские программы помощи были адресованы прежде всего странам СНГ, Африки и Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. В части, касающейся Юго-Восточной Азии, 9 июля 2019 г. в рамках заседания Российско-Лаосской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству Правительство Лаоса и госкорпорация «Росатом» подписали два меморандума о сотрудничестве в использовании атомной энергии в мирных целях. В частности, сторонами определены проекты в сфере обучения и подготовки кадров, а также меры по формированию в Лаосе благоприятного общественного мнения в отношении использования атомной энергии в мирных целях3.
В 2019 г. Россия направила в Венесуэлу партию медикаментов общим весом 7,5 т. Помощь оказывается через международные организации – за счет целевого взноса во Всемирную организацию здравоохранения и в рамках сотрудничества с Панамериканской организацией здравоохранения1.
Что касается Африки, то в начале 2019 г. Правительство России обсуждало совместные проекты с правительствами Зимбабве2 и ЦАР. Россия продолжит оказывать содействие властям ЦАР в укреплении силовых структур3.
В части, касающейся стран СНГ, Россия заинтересована оказывать экономическую помощь тем странам, которые могут потенциально принять участие в евразийской экономической интеграции (Таджикистан и Узбекистан)4.
По состоянию на конец октября 2020 г. данные о российской ОПР отсутствуют. Тем не менее в 2020 г. российские программы СМР были связаны с предоставлением гуманитарной помощи. Уже по состоянию на апрель 2020 г. МИД России получил 12 запросов на российскую помощь из-за коронавируса5. Российская гуманитарная помощь была доставлена в Венесуэлу6, Перу7, ЦАР8, Зимбабве9, а также в Республику Конго10. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 29 сентября 2020 г., Россия предоставила 68 млн руб. для оказания срочной гуманитарной помощи Анголе, Кабо-Верде и Афганистану11.
Гуманитарная помощь была предоставлена Россией также и ряду развитых стран – Италии12 и США13 – в целях борьбы с последствиями распространения коронавируса.
Работа по предоставлению гуманитарной помощи продолжается по линии Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), который в настоящее время работает над программами гуманитарной помощи для ряда развивающихся стран. Программы будут связаны с предоставлением доступа к вакцине от коронавируса14.
26(128) 2020
Несмотря на наличие официальных данных о российской помощи, предоставляемая статистика отражает не все программы, связанные с российским содействием международному развитию. В частности, ОЭСР не учитывает финансовую помощь, предоставленную Россией Республике Абхазия, поскольку страна не попадает в официальный список получателей помощи. В 2019 г. помощь республике составила более 36 млн долл.1 Такая же ситуация сложилась в отношении Южной Осетии2.
Необходимо отметить, что, несмотря на проведенную в 2018 г. реформу системы статистического учета помощи КСР ОЭСР, новый подход технически не способствовал существенному росту отражаемых объемов ОПР. Это связано с тем, что Россия выделяет странам, не входящим в список получателей ОЭСР, средства на борьбу с международным терроризмом, предоставляет военную помощь, в то время как эти направления не учитываются в статистике ОПР.
Поддержание высокого уровня расходов на финансирование программ СМР может быть частично объяснено стремлением властей сохранить экономическое влияние в отдельных регионах (в первую очередь в странах СНГ), а также усилить евразийскую экономическую интеграцию. Последующие объемы российской ОПР будут зависеть от сбалансированности федерального бюджета, в котором существенную долю продолжат занимать социальные обязательства, включая расходы на борьбу с экономическими последствиями пандемии в 2020 г.
Кроме того, использование двусторонних каналов финансирования позволяет продвигать отечественный бизнес и расширять российский экспорт на рынках стран – реципиентов помощи3. ж
26(128) 2020
rabotaet-nad-programmoy-gumanitarnoy-pomoshchi-dlya-bednykh-stran-po-vakcinacii-ot-covid-1029491139.