Российская промышленность в 1 квартале 2016 г.: начало стагнации?

Автор: А. Каукин, Г. Идрисов

Журнал: Мониторинг экономической ситуации в России @monitoring-esr

Статья в выпуске: 7 (25), 2016 года.

Бесплатный доступ

Производство в большинстве сегментов реального сектора экономики в I кв. 2016 г. демонстрировало невысокие темпы роста, часто близкие к нулевым. Последствий ослабления курса рубля и снижения цен на нефть в конце 2015 г. практически не заметно. Исчерпание благоприятных факторов как со стороны спроса, так и со стороны предложения может быть первым сигналом вступления российской экономики в длительный период нулевых темпов роста.1

Короткий адрес: https://sciup.org/170176583

IDR: 170176583

Текст научной статьи Российская промышленность в 1 квартале 2016 г.: начало стагнации?

Производство в большинстве сегментов реального сектора экономики в I кв. 2016 г. демонстрировало невысокие темпы роста, часто близкие к нулевым. Последствий ослабления курса рубля и снижения цен на нефть в конце 2015 г. практически не заметно. Исчерпание благоприятных факторов как со стороны спроса, так и со стороны предложения может быть первым сигналом вступления российской экономики в длительный период нулевых темпов роста. 1

Для российской экономики 2015 г. стал периодом поиска нижней точки общего спада, являвшегося результатом действия негативных факторов и со стороны спроса, и со стороны предложения – изменения условий торговли, падения реальных доходов, роста неопределенности и рисков, повышения кредитной нагрузки на предприятия, санкций и контрасанкций. В силу разных моделей роста в начале 2015 г. у различных отраслей промышленности наблюдалась разнонаправленная динамика индексов физического объема производства. Часть отраслей смогла воспользоваться рядом благоприятствовавших им факторов, в первую очередь со стороны спроса, и демонстрировала некоторый рост, часть же, в наибольшей степени затронутых шоками, снижала объемы выпуска2. К концу года указанная «поляризация» фактически прекратилась, в целом можно было говорить о том, что большей части отраслей «дно» падения было найдено3.

В конце 2015 – начале 2016 гг. экономика столкнулась с новым ухудшением условий торговли, которое, однако, в отличие от изменений 2014 г., не было перманентным. Изменения мировых цен на нефть и соответственно курса рубля на данном этапе, похоже, можно рассматривать в качестве флуктуаций, определяемых нестабильностью конъюнктуры на внешних рынках. Статистика индексов производства за I кв. 2016 г., опубликованная Росстатом 19 апреля4, может рассматриваться как свидетельство того, что российские предприятия воспринимают эти изменения в аналогичном ключе.

В Институте Гайдара на основе этих статистических данных была проведена декомпозиция и выделена трендовая составляющая рядов1 промышленного производства по отдельным секторам. Полученные результаты показывают, что ситуация в промышленности в I кв. 2016 г. была достаточно стабильной, существенного спада, подобного тому, что произошел в конце 2014 – начале 2015 гг., не наблюдается. Более того, можно говорить о некотором росте, хоть и небольшом (около 0,7% в I кв. к уровню декабря 2015 г.).

Рост промышленного производства в первые месяцы 2016 г. был обусловлен в основном подъемом в добывающем сегменте промышленности – здесь ситуация была сравнительно неплохой даже в наиболее сложные периоды 2014–2015 гг.; обрабатывающий сектор, скорее, переживает период стагнации (см. табл. 1, рис. 1 ), при этом внутри обрабатывающего сектора ситуация неоднородная. Такие различия в динамике отдельных отраслей обусловлены разными моделями развития, действующими для каждой из них. В зависимости от специфики той или иной отрасли и устройства соответствующего рынка замедление роста или снижение выпуска могут быть обусловлены набором факторов как со стороны спроса, так и со стороны предложения2. Говоря о «проблемах со стороны спроса», экономисты, как правило, предполагают, что произошло снижение реального спроса на товары и услуги со стороны экономических агентов – наиболее очевидными результатами станут безработица, недозагрузка производственных мощностей и снижение роста цен. При упоминании «стороны предложения» речь идет об объемах квалифицированного труда, конкурентоспособных производственных мощностях, производительности экономики, доступе к финансовым ресурсам и технологиям, конкуренции и регулировании, административных барьерах на пути бизнеса. Наиболее очевидными следствиями проблем со стороны предложения являются замедление потенциальных/структурных темпов экономического роста3 и рост цен.

Небольшой, но достаточно стабильный рост в добывающем секторе экономики, наблюдавшийся, как было указано выше, в начале 2016 г., обусловлен тем, что влияние негативных факторов для данного сектора не было критическим. Безусловно, основной шок, с которым столкнулась российская экономика в 2014–2015 гг., – это шок со стороны спроса, выразившийся в изменении условий торговли: за то же количество произведенной нефти российская экономика начала получать меньше доходов4 (по нашим оценкам – на 180 млрд долл.). Однако в результате специфического устройства российских экспортных пошлин и запаздывания изменения контрактных цен относительно биржевых1 наблюдалось положительное влияние со стороны предложения – за каждую проданную тонну нефти российские нефтяные компании стали получать больше в рублевом исчислении. В результате, даже при новом долларовом уровне спроса (и цен) наращивание производства энергоресурсов было выгодно, и это привело к росту выпуска. Старая «модель роста» в этом секторе все еще работает, что и подтверждается статистикой.

В обрабатывающем секторе уверенный рост демонстрируют только отрасли, производящие продукцию массового спроса (пищевые продукты, одежда и обувь), а также металлургическое производство (обусловливается ростом топливно-энергетического комплекса и производства машин и оборудования)2 и производство машин и оборудования (восстановительный рост после очень глубокого спада прошлого года). В этих секторах действовали негативные факторы как стороны предложения (рост кредитной нагрузки на предприятия в следствии ослабления валюты, удорожание импортных промежуточных товаров, снижение конкуренции в результате ответных санкций, рост процентных ставок), так и со стороны спроса (первоначальный ажиотаж на рынках, но затем снижение потребления населения, падение инвестиций в результате роста неопределенности, секвестр бюджета в 2015 г.). Сейчас спад потребительского спроса на отечественную продукцию, по-видимому, остановился и спрос стабилизировался (для легкой промышленности возможно даже некоторое его увеличение по сравнению с докризисным уровнем в связи с ростом цен на иностранную продукцию в рублевом выражении), что создает условия не только для остановки снижения выпуска, но и для роста.

Динамика других отраслей промышленности остается достаточно вялой, не сильно отличимой от нулевых темпов роста, в ряде отраслей продолжается спад (производство прочих неметаллических минеральных продуктов, производство электрооборудования и транспортных средств). Для всех этих подотраслей промышленного производства основными препятствиями являются проблемы со стороны предложения – высокая зависимость от импорта промежуточной продукции и факторов производства, низкий уровень технического обеспечения, высокие процентные ставки кредитования, низкий уровень конкурентоспособности продукции и т.д. Безусловно, проблемы со стороны спроса также есть, однако стимулировать выпуск со стороны спроса получится лишь в краткосрочной перспективе, для решения средне- и долгосрочных проблем этих отраслей нужно в первую очередь заниматься устранением узких мест со стороны предложения.

Аналогичная картина наблюдается и в ряде других важнейших отраслях реального сектора экономики (см. рис. 1 ).

Таблица 1

ИЗМЕНЕНИЕ ИНДЕКСА ВЫПУСКА ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ, АПРЕЛЬ 2016 Г. К ИЮЛЮ 2014 Г.

Доля в индексе промышленного производства, %

Март 2016 г. к июлю 2014 г., %

Изменения последних месяцев

Индекс промышленного производства

96,94

медленный рост

Добыча полезных ископаемых

33,99

100,86

медленный рост

Обрабатывающие производства

52,50

93,53

стагнация

в т.ч.:

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

17,05

103,72

рост

текстильное и швейное производство

1,43

83,69

рост

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

0,32

96,73

рост

обработка древесины и производство изделий из дерева

2,20

97,62

стагнация

целлюлозно-бумажное производство

3,92

95,69

медленный рост

производство кокса, нефтепродуктов

18,78

101,16

медленный рост

химическое производство

7,46

111,10

медленный рост

производство резиновых и пластмассовых изделий

2,26

97,12

стагнация

производство прочих

неметаллических минеральных продуктов

4,41

84,28

спад

металлургическое пр-во и пр-во готовых металлических изделий

17,23

92,60

рост

производство машин и оборудования

6,24

92,43

рост

производство

электрооборудования, эл-го и

6,05

90,18

медленный

оптического оборудования

спад

производство транспортных средств и оборудования

7,06

79,91

спад

прочие производства

5,59

84,96 ^i

стагнация

Электроэнергия, газ и вода

13,51

98,66

медленный рост

Розничная торговля

86,66

спад

Оптовая торговля

89,28

стагнация

Транспорт

100,40

медленный спад

Строительство

90,86

медленный спад

Платные услуги населению

97,15

медленный спад

Показатели оборота как оптовой, так и розничной торговли на протяжении длительного времени демонстрируют медленный спад, в случае оптовой торговли, похоже, переходящий в стагнацию. Аналогичную динамику показывают и объемы строительства. Грузооборот транспорта, для которого конец 2015 г. был периодом небольшого восстановительного роста, в последние несколько месяцев также практически не меняется.

Описанный характер динамики трендовых составляющих рядов производства в наиболее важных сегментах реального сектора экономики может являться первым сигналом вступления российской экономики в фазу нулевых темпов роста после исчерпания благоприятных факторов как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

Добыча полезных ископаемых % к июню 2014 108

Обрабатывающие производства % к июню 2014

Оборот оптовой торговли

% к июню 2014

Оборот розничной торговли % к июню 2014

Грузооборот транспорта

тренд

% к сент. 2014

Объемы строительства

Источник : Росстат, расчеты авторов.

Рис. 1. Динамика индексов производства по секторам экономики в 2014–2016 гг., фактические данные и трендовая компонента

Статья научная