Российская промышленность в январе 2020 года

Бесплатный доступ

Медленное торможение спроса обусловливает сдерживание роста выпуска промышленности. При этом планы и прогнозы предприятий все еще сохраняют стабильный уровень оптимизма. По причине дефицита кадров промышленные предприятия прилагают значительные усилия для удержания работников и планируют расширение найма.

Короткий адрес: https://sciup.org/170176375

IDR: 170176375

Текст научной статьи Российская промышленность в январе 2020 года

В январе промышленность справилась с декабрьским скачком избыточности запасов готовой продукции. Тогда баланс оценок запасов вырос, достигнув 28-месячного максимума. Затем показатель вернулся к прежним уровням. При этом абсолютное большинство производителей считает свои запасы готовой продукции «нормальными». В январе 2020 г. такие ответы получены от 76% опрошенных предприятий, что является еще одним абсолютным (историческим, 1992–2020 гг.) максимумом.

Вполне закономерной реакцией промышленности на символическое ухудшение динамики спроса и декабрьский рост избыточности запасов готовой продукции стало дальнейшее торможение роста выпуска . В январе баланс (или в более привычных терминах – темп роста/снижения) фактического выпуска потерял после очистки от сезонности и случайностей еще полпункта.

Планы выпуска российской промышленности с июля 2019 г. остаются стабильно-оптимистичными . Об этом свидетельствует превышение баланса планов над балансом фактических изменений выпуска.

3(104) 2020

Очистка от сезонных и случайных колебаний оценок фактических и ожидаемых изменений цен выявила показательную динамику темпа роста/ снижения отпускных цен предприятий в последние 20 месяцев. После мая 2018 г. баланс фактических изменений цен стабильно снижался и в январе 2020 г. достиг уже -1 пункта. Январское абсолютное снижение отпускных цен предприятий в последние 20 лет наблюдалось только в действительно кризисном для промышленности январе 2009 г. (несмотря на высокую инфляцию промышленность снижала цены ввиду того, что кризис для нее оказался совершенно неожиданным).

Кадровая политика российской промышленности третий квартал подряд формируется в условиях дефицита работников . Так оценивают предприятия имеющееся у них количество квалифицированных кадров в связи с ожидаемыми ими же изменениями спроса. Последние, напомним, не очень оптими-

2. Российская промышленность в январе 2020 года стичны и стали снижаться в последние месяцы. С июля 2019 г. в российской промышленности доля ответов «недостаточно» стабильно превышает долю ответов «более чем достаточно». Такого не было с 2014 г.

В такой ситуации промышленность старается удержать имеющихся работников и добилась в этом определенных успехов: фактическая динамика численности кадров в конце 2019 г. выглядит не так пессимистично, как в конце 2018 г., а январь 2020 г. показал даже рост численности занятых на предприятиях. Вторым следствием дефицита кадров становится необычно активное для последних лет желание найти новых работников.

Если работников предприятиям не хватает, то мощностями российская промышленность обеспечена с избытком. Дефицит мощностей за все 29 лет наших опросов регистрировался только в 2007–2008 гг. С наступлением кризиса 2008–2009 гг. дефицит мгновенно исчез (ему на смену логично пришел значительный навес избыточных мощностей) и до сих пор не проявился.

В январе 2020 г. опросы зарегистрировали необычно резкие для последних трех лет изменения оценок мощностей предприятиями . Доля ответов «более чем достаточно» увеличивалась на 11 пунктов за счет такого же снижения доли ответов «достаточно». В результате баланс оценок мощностей повысился до 15-квартального максимума избыточности.

Указанное обстоятельство стало, вероятно, причиной негативного пересмотра предприятиями инвестиционных планов. Баланс этих намерений в начале 2020 г. потерял 8 пунктов.

Минимальная предлагаемая банками российской промышленности ставка по кредитам в начале 2020 г. продолжила снижаться. В январе этот показатель опустился уже до 10,6% годовых в рублях, что стало очередным рекордом. Между 2009 и 2015 гг. ставка опускалась в лучшем случае до 11,8%. ж

3(104) 2020

Статья научная