Российская промышленность в январе 2021 года: восстановление прогнозов спроса

Бесплатный доступ

Умеренно негативная по сравнению с пессимистичными прогнозами динамика спроса позволила промышленности избежать в январе сокращения выпуска, пересмотреть в лучшую сторону планы выпуска и продаж. Однако, как показывают регулярные опросы Института Гайдара, эти факторы привели и к интенсивному росту цен на продукцию предприятий по сравнению с уровнем предыдущего месяца и вопреки прогнозам. В декабре промышленность, ожидавшая ухудшения эпидемиологической ситуации и падения спроса, была готова поступиться ростом цен для поддержания продаж. Но в январе этого не потребовалось, предприятия получили возможность поднять свои цены и пересмотреть прогнозы их изменения. Кадровая политика промышленных предприятий демонстрирует большую устойчивость к влиянию фактической и ожидаемой эпидемиологической ситуации.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/170176024

IDR: 170176024

Текст научной статьи Российская промышленность в январе 2021 года: восстановление прогнозов спроса

Снижение баланса фактических изменений продаж в январе 2021 г. оказалось не таким катастрофическим, как виделось предприятиям в декабре 2020 г. в условиях ухудшения показателей спроса. Показатель снизился на 10 пунктов против ожидавшегося месяцем ранее падения на 30 пунктов.

Успешные ограничительные меры и успехи отечественной медицинской науки и фарминдустрии позволили избежать в январе негативного эпидемиологического сценария. Эти же обстоятельства обеспечили восстановление прогнозов спроса после декабрьского провала. В январе они отыграли 12 пунктов из 30, потерянных месяцем ранее.

4(136) 2021

Динамика спроса удержала удовлетворенность продажами на уровне декабря 2020 г. 59% предприятий считали объемы январского спроса «нормальными». Аналогичные средние оценки были получены в 2018 и 2019 гг. В 2020 г. средняя удовлетворенность спросом составляла 53%.

В январе 2021 г. промышленные предприятия отказались от политики минимизации запасов готовой продукции. Доля ответов «выше нормы» выросла до 8% после достижения в декабре 2020 г. исторического (с марта 1992 г.) минимума показателя в 5%. Это свидетельствует об уверенном контроле предприятий над запасами.

Мониторинг экономической ситуации в России

Январская динамика выпуска после очистки от сезонности в б о льшей степени по сравнению с динамикой спроса соответствовала декабрьским планам предприятий. Баланс (темп прироста) выпуска снизился до нуля, т.е. в январе, по оценкам предприятий, продукции было выпущено столько же, сколько и в декабре. Именно такую ситуацию в декабре и планировали предприятия.

Январские планы выпуска полностью восстановились после декабрьского провала. Баланс производственных намерений российской промышленности вырос до +16 пунктов. Это значение является посткризисным максимумом показателя, впервые зарегистрированным опросами еще в июне 2020 г.

Кадровая политика промышленности в конце 2020 г. – начале 2021 г. демонстрировала б о льшую устойчивость к влиянию фактической и ожидаемой эпидемиологической ситуации. С сентября 2020 г. предприятия перешли к набору персонала и сохраняют этот позитивный тренд уже 5-й месяц подряд. В декабре промышленность сообщила о самом интенсивном за десятилетие найме работников. В январе 2021 г. балансы и фактических, и ожидаемых изменений численности работников снизились, но остаются на уровне совсем некризисных значений.

В январе 2021 г. промышленность сообщила о таком интенсивном росте своих цен по сравнению с уровнем предыдущего месяца, которого опросы не регистрировали 10 лет – с января 2011 г. Впрочем, аналогичный результат (+31 пункт после сезонной очистки) был достигнут в январе 2015 г. – после девальвации рубля в декабре 2014 г. В 2020–2021 гг. аналогичной по масштабам одномоментной девальвации рубля не было. Однако промышленность вынуждена сейчас нарастить баланс изменения своих цен с +10 в декабре до +31 пункта. Результат последних 6 месяцев выглядит еще более впечатляющим. После июльских -7 пунктов (абсолютное снижение цен) показатель вырос на 38 пунктов. Б о льший полугодовой рост баланса изменения цен для всего периода наших опросов 1992–2021 гг. был получен только единожды – после дефолта 1998 г. Тогда баланс взлетел с -12 до +41 пункта.

Ценовые прогнозы предприятий декабря 2020 г. не предвещали такого роста цен. Более того, в декабре баланс ожидаемых изменений цен снизился (после сезонной очистки) с +20 ноябрьских пунктов до +6. Январский баланс ожидаемых изменений цен вырос до +28 пунктов и стал 6-летним максимумом – предыдущий пик инфляционных ожиданий пришелся на январь 2015 г., тогда он составлял +31 пункт и остался непревзойденным. ж

4(136) 2021

Статья научная