Российско-китайское сотрудничество в рамках международных организаций

Автор: Хряков С.С.

Журнал: Огарёв-online @ogarev-online

Статья в выпуске: 6 т.6, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается взаимодействие Российской Федерации и Китайской народной республики на таких международных площадках как ООН, ШОС и БРИКС. Наряду с этим приведены и проанализированы перспективные направления по укреплению сотрудничества двух стран.

Китай, международные организации, оон, российская федерация, сотрудничество

Короткий адрес: https://sciup.org/147249607

IDR: 147249607

Текст научной статьи Российско-китайское сотрудничество в рамках международных организаций

Тема развития российско-китайских отношений в международном аспекте является актуальной на сегодняшний день в силу увеличения роли обеих стран на мировой арене. Российская Федерация, имея четкую внешнеполитическую позицию, нуждается в надежных партнерах как в экономической, так и в политической плоскостях. Китайская Народная Республика в настоящее время лишь делает шаги к участию в международной политике и при этом не готова поступаться своими интересами. Исследованием проблематики российско-китайского сотрудничества занимались М. А. Маргелов, А. Ф. Клименко, М. Л. Титаренко. В последние годы наблюдается существенный рост интереса к отношениям двух государств, о чем свидетельствует увеличение научных публикаций и исследований по данной тематике.

Новая эра взаимоотношений между его правопреемницей Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой начинается после распада СССР. В период 1991-1996 гг. отношения между странами переходят от простой нормализации к добрососедскому партнерству и стратегическому взаимодействию. В 1996 году по инициативе председателя КНР Цзян Цзэминя был подписан договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве двух стран. В том же году главы Российской Федерации, Китая, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана на встрече в Шанхае и Москве подписали ряд соглашений об укреплении доверия в пограничных районах и сокращении вооруженных сил на приграничных территориях. Так было основано региональное объединение «Шанхайская пятерка». Начиная с 1998 года проводятся ежегодные встречи глав государств в каждой из стран-участниц. Совместными усилиями «Шанхайской пятерки» был урегулирован ряд пограничных противоречий, дан старт активному развитию торгово-экономических связей регионов стран-участниц, подготовлено дальнейшее укрепление сотрудничества.

15 июня 2001 года на встрече глав государств в Шанхае единогласно было принято решение подписать Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества, придав объединению статус международной организации, насчитывающей шесть членов (включая странам-участницам «Шанхайской пятерки» присоединился Узбекистан). Одним из приоритетных направлений члены ШОС провозгласили борьбу с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. 7 июня 2002 года на встрече лидеров государств-членов ШОС в Санкт-Петербурге была принята «Хартия Шанхайской организации сотрудничества», где были четко зафиксированы главные принципы и цели организации. Встречи высших государственных лиц в рамках ШОС, в основном, носили организационный характер. За это время были разработаны и институционализированы действенные механизмы функционирования организации: Совет глав государств, Совет глав правительств и Совет глав МИД.

Свою деятельность Шанхайская организация сотрудничества начала с решительных шагов. 5 июля 2005 года на саммите в Астане была принята декларация, призывавшая США опередить сроки вывода американских военных баз из региона Центральной Азии, в частности Кыргызстана и Узбекистана [7, с. 29]. Расформирование военных баз США соответствовало интересам всех государств-членов ШОС, но в большей мере было полезно Российской Федерации, рассматривающей постсоветское пространство как сферу своих интересов. 19 июля 2005 года, в ответ на декларацию, палатой представителей Конгресса США была принята резолюция, выражавшая озабоченность в связи с заявлением ШОС, которое было расценено как попытка Китая и России нейтрализовать влияние Америки в регионе. Тем не менее, военный контингент НАТО, находящийся в Узбекистане для борьбы с террористической организацией «Талибан», был выведен. В рамках укрепления взаимного доверия между Российской Федерацией и КНР с 18 по 25 августа 2005 года проводятся совместные военные учения на Шаньдунском полуострове под названием «Мирная миссия», направленные на выработку эффективных мер по противодействию экстремизму на территориях обеих стран.

Укрепляя взаимовыгодное сотрудничество в рамках ШОС, Россия и Китай налаживают торгово-экономическое и культурное партнерство. В 2006 году проходит ряд мероприятий в обеих странах в рамках программы «Год России в Китае». В марте Владимир Путин посещает Пекин, где подписывает несколько меморандумов, направленных на понижение зависимости КНР от стран Запада в сфере энергетических ресурсов за счет импорта российских энергоносителей.

2007 год был ознаменован совместным выступлением России и Китая в Совете Безопасности ООН по вопросу притеснения мусульман в Мьянме. 25 августа Великобритания предложила резолюцию, призывающая Совет Безопасности разрешить доступ международным гуманитарным организациям в районы проживания мусульман для оказания помощи. Китайская Народная Республика и Российская Федерация воспользовались своим правом «вето» для блокирования резолюции, не давая ООН вмешаться в межконфессиональный конфликт на территории Азиатско-тихоокеанского региона. Непреклонная позиция по данному вопросу связана в первую очередь с непосредственными интересами Китая, находящегося на границах с Мьянмой и рассматривающего любые вмешательства в дела «соседей» как непосредственную угрозу. При этом защита мусульман в Мьянме могла бы иметь далеко идущие последствия, связанные положением уйгуров и других мусульманских меньшинств уже внутри Китая. Партийный истеблишмент КНР видел во вмешательстве гуманитарных организаций лишь повод к открытию новой «горячей точки», поэтому решение Китая по резолюции стало логичным подтверждением его геополитических интересов. Что касается России, то ее решение во многом было связано с надеждой на дальнейшее развитие российско-китайских отношений и перехода их на новый уровень - союзнический, путем демонстрации заинтересованности в защите сфер интересов КНР.

Руководствуясь принципами соблюдения суверенитета друг друга, защитой экономических интересов и сфер влияния, Российская Федерация и КНР в 2008 году вновь выступили «единым фронтом» в Совете Безопасности ООН. Новое столкновение интересов крупных держав сосредоточилось вокруг Зимбабве. На президентских выборах в этой стране, в ходе которых было совершено множество нарушений, был в шестой раз переизбран Роберт Мугабе. После этих событий, государства Запада во главе с Великобританией и США осудили исход выборов в стране и представили на рассмотрение Совета Безопасности ООН резолюцию, согласно которой на Зимбабве накладывалось международное эмбарго на поставки оружия и запрет на выезд за границу правящей элите. Китайская Народная Республика и Российская Федерация, воспользовавшись правом «вето» заблокировали этот проект. Причин для такого решения было достаточно. Во-первых, урегулирование данного вопроса по предложенному сценарию являлось грубым вмешательством в дела суверенного государства, что создавало опасный прецедент для дальнейших конфликтов. Во-вторых, у обеих стран инвестированы крупные капиталы в экономику Зимбабве. Наряду с этим, КНР заинтересована в африканских нефтяных месторождениях, а РФ - в долгосрочных дипломатических союзниках, которыми могут стать развивающиеся государства континента. Немаловажным является и геополитический аспект: незадолго до предложения резолюции по Зимбабве США подписали с Чехией договор о размещении противоракетной обороны на ее территории. В данном ключе действия России также можно трактовать как пример ограниченности американской дипломатии правом «вето» других держав.

Несмотря на поддержку России в Совете Безопасности и взаимовыгодные отношения в формате Шанхайской организации сотрудничества, Китай во время вооруженного конфликта в Южной Осетии дал понять своему стратегическому партнеру, что не готов жертвовать отношениями с Западом ради защиты российских интересов. В ходе военного столкновения премьер госсовета КНР Вэнь Цзябао призвал противоборствующие стороны сесть за стол приговоров. При этом он отметил, что Китай поддерживает суверенитет и территориальную целостность Грузии, а также готов оказать ей значительную гуманитарную поддержку. В рамках ООН КНР придерживалась нейтралитета, воздерживаясь от голосования по резолюциям, предлагаемым противоборствующими сторонами.

В июне 2009 года в Екатеринбурге состоялся первый саммит стран БРИК, в ходе которого лидеры Бразилии, России, Индии и Китая официально утвердили институты новой международной организации и определили цели, задачи и принципы. Основные направления деятельности БРИК сводились к укреплению экономического сотрудничества великих держав, но лидеры государств-участниц не отрицали возможности ведения совместной международной политики [5, с. 79]. Создание такого межгосударственного объединения отвечало интересам стран-участниц, заинтересованных в развитии собственного экономического потенциала. Нельзя отрицать, что для Российской Федерации наличие благожелательного нейтралитета таких держав как Китай, Индия и Бразилия создает пространство для маневра в отстаивании своих прав на международной арене. В 2010 году явный региональный лидер африканского континента Южноафриканская Республика становится полноправным членом организации БРИКС. Уже в новом составе на саммите в китайском городе Санья прошло обсуждение возможных проектов реформ ООН. Также страны договорились об экономическом взаимодействии с использованием национальных валют.

Начало 2011 года ознаменовалось падением ряда авторитарных режимов на Ближнем Востоке, которое политологи Арабской весной». Акции протеста охватили и Сирию -стратегического союзника Российской Федерации. В марте прошли забастовки и митинги против режима президента Башара Асада, которые в конце месяца вылились в полномасштабную гражданскую войну с привлечением незаконных военных формирований и наемников. 4 октября 2011 года западные державы выступили с проектом резолюции, согласно которой Башар Асад обвинялся в насильственных действиях по отношению к сирийскому населению, при этом всем странам предписывалось воздержаться от поставок оружия правительственным силам. Российская Федерация и Китайская Народная Республика единодушно наложили «вето» на предложенный вариант урегулирования кризиса в стране, считая его однобоким и отвечающим интересам лишь оппозиционных сил, поддерживаемых создателями резолюции. В случае падения режима Башара Асада Россия потеряла бы одного из главных союзников на Ближнем Востоке. Китайская сторона, заинтересованная в увеличении ресурсной независимости от крупных держав, с начала 2000-ых годов активно сотрудничала с Сирией, разрабатывая ее нефтяные месторождения. Перспектива появления прозападного лидера от оппозиции сводила все наработки Китая к нулю.

Во время обсуждений сирийской проблемы активно высказывались страны-участницы БРИКС, демонстрируя солидарность с Россией и Китаем. В результате блокирования проекта, предложенного в октябре, разработка новой резолюции продлилась пять месяцев. 4 февраля 2012 года страны Европейского Союза, Саудовская Аравия и США предложили новый проект, усиливающий военное присутствие и роль Лиги Арабских Государств в регионе, а также возможность использования вооруженных сил организации для «принуждения противоборствующих сторон к миру». Российская Федерация и КНР вновь блокировали резолюцию, объяснив это тем, что проект ставит суверенитет Сирии под вопрос, а появление новых заинтересованных сторон в конфликте может привести к его затягиванию и увеличению жертв среди мирного населения.

«Третий проект резолюции по Сирии, предложенный Западом, был представлен 19 июля 2012 года и вновь предусматривал наложение санкций на режим Башара Асада: в том случае, если правительственные войска продолжат использовать тяжелое вооружение. Наряду с этим, в очередной раз осуждалось насилие сирийских властей по отношению к местному населению [6, c. 122]. В ходе голосования за проект резолюции Россия и Китай в третий раз использовали право «вето», заявив, что проект стран Запада носит субъективный характер и направлен не на разрешение конфликта, а на ослабление одной из сторон.

Критика Российской Федерации странами Запада активизировалась после «Революции достоинства», произошедшей в Украине 21 ноября 2013 года. Российская поддержка президента Януковича вызвала волну неодобрения Европейского Союза и США. После победы восставших и смещения государства со своего поста на Украине начинается проводиться активная антироссийская политика, что приводит к провозглашению независимости Республикой Крым и ее добровольному вхождению в состав Российской

Федерации. Западные державы и их союзники осудили присоединение Крымского полуострова, назвав его аннексией и отказавшись признавать результаты референдума [5, с. 92].

На рассмотрение Совета Безопасности ООН была вынесена резолюция о «подтверждении суверенитета и территориальной целостности Украины в пределах ее международной признанных границ». Данная формулировка в проекте резолюции признавала результаты референдума недействительными, поэтому Российская Федерация использовала право «вето», сведя к нулю остальные результаты голосования. При этом Китай воздержался от выражения своей позиции, остальные члены Совбеза ООН поддержали инициативу Запада. Потерпев неудачу в Совете Безопасности, США и Европейский Союз вынесли данный вопрос на голосование Генеральной Ассамблеи ООН. Подавляющим числом голосов проект резолюции был принят, при этом все партнеры Российской Федерации по БРИКС и ШОС предпочли воздержаться от голосования. Стоит заметить, что лишь резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, носят обязательный характер и подлежат исполнению, в отличие от решений Генеральной Ассамблеи. Поскольку Россия является постоянным членом Совбеза ООН и обладает правом «вето», ни одна резолюция, противоречащая ее интересам, не может быть принята. Дальнейшие голосования в Генеральной Ассамблее ООН по вопросу принадлежности Крыма хоть и заканчивались успешно для Запада, увеличивали число воздержавшихся государств, утвердившихся в твердой позиции Российской Федерации.

На протяжении 2013-2014 годов на заседаниях Совета Безопасности ООН обсуждался вопрос о наличии неучтенного химического оружия в Сирии. 22 мая 2014 года представители Великобритании и США выступили с совместной резолюцией в Совбезе ООН, вновь осуждавшей широкомасштабные насильственные действия режима Асада по отношению к мирному населению и незаконное использование сирийскими вооруженными силами химического оружия. Российская Федерация и Китай совместно блокировали данный проект, ссылаясь на принятые ранее резолюции 2118 и 2139, согласно которым Сирия официально отказывалась от химического оружия и открывала страну для гуманитарной помощи.

В настоящее время многие региональные державы выражают заинтересованность в сотрудничестве с РФ. Так в 2015 году был инициирован процесс присоединения к Шанхайской организации сотрудничества Индии и Пакистана: уже 15 июля обе страны были официально приняты в состав ШОС. Наряду с этим, Китай и Российская Федерация активно взаимодействуют в ООН в сфере общих интересов. Так в период 2013-2015 гг. РФ и КНР разрабатывали проект резолюции для непредвзятого выяснения виновников и обстоятельств применения химического оружия в Сирии. Государства делают совместные заявления в адрес политики США, фактически признающих весь мир зоной своих интересов. Представители обоих государств придерживаются мнения о суверенном равенстве всех членов ООН вне зависимости от их размера и политического устройства.

Доказывая на деле свою приверженность основным принципам ООН, 15 ноября 2017 года на заседании Генеральной Ассамблеи Россия и Китай осудили принятые резолюции о нарушении прав человека в Сирии и Иране, предложенные Саудовской Аравией. Также на заседании была принята резолюция о передаче расследований по преступлениям властей КНДР в Международный суд с последующим вынесением обвинения всем виновным лицам. Несмотря на политику Ким Чен Ына, стремящегося к изоляции от мирового сообщества, Северная Корея является сферой интересов Китая, который осудил резолюцию, проголосовав против ее принятия. Российская Федерация поддержала стратегического партнера, высказав мнение, что передача дел в судебные инстанции лишь увеличит градус напряженности между отдельными членами мирового сообщества.

Анализируя взаимодействие России и Китая на международной арене, следует отметить, что наиболее тесное сотрудничество происходит по вопросам, отвечающим совместным интересам государств. Между странами сложилась неразрывная экономическая связь: реализуются совместные проекты комплексного развития Дальнего Востока и Сибири, наблюдается мощный приток рабочей силы из Китая в РФ. Китайская Народная Республика в отношениях с Россией делает ставку на увеличение экономического потенциала приграничных территорий и сохранение региональной безопасности в зонах своих интересов. Российская Федерация рассматривает Китай как долгосрочного геополитического союзника с колоссальными экономическими возможностями.

После вхождения Крымского полуострова в состав России наша страна столкнулась с противодействием со стороны государств Запада. В данном случае лучшим вариантом для нее представляется укреплять отношения с развивающимся Востоком. В связи с надеждами на альянс c КНР российские решения в ООН по положению мусульман в Мьянме, защите Ким Чен Ына от обвинения в нарушении прав человека выглядят вполне органичным выражением поддержки внешнеполитическому курсу Китая.

Тем не менее, фундамент российско-китайского союза зыбок, в основном, из-за недостатка точек соприкосновения по международным вопросам и нежелания Китая идти на открытую конфронтацию с Западом, жертвуя экономическими интересами. По мере возрастания взаимных мировых угроз и конкуренции Китая, США и Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе вероятность российско-китайского альянса будет увеличиваться. Наряду с этим, в распоряжении России и КНР два мощных международных объединения -

БРИКС и ШОС, способные перерасти в более влиятельные политические союзы. Соединенные Штаты Америки реалистично оценивают перспективы российско-китайского сближения, о чем красноречиво говорит Стратегия национальной безопасности США, в которой Россия и Китай были названы в числе главных угроз демократии. Таким образом, можно сказать, что для противодействия гегемонистской политике Белого Дома на Востоке Россия и КНР стремятся сформировать внушительный союз государств, способный противостоять Атлантическому альянсу.

Список литературы Российско-китайское сотрудничество в рамках международных организаций

  • Арбатов А. Г. Российская национальная идея и внешняя политика. - М.: МОНФ, 2002 - 180 с.
  • Воскресенский А. Д. Китай и Россия: теория и история межгосударственных отношений. - М.: Издательский центр научных и учебных программ, 2004. - 412 с.
  • Клименко А. Ф. Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития. - М.: Ин-т Дальн. Вост., 2008. - 400 с.
  • Маргелов М. А. Российско-китайские отношения на высшей точке развития // Международная жизнь. - 2008. - № 9. - С. 11-16.
  • Небренчин А. С., Небренчин С. М. КНР - сверхдержава XXI века: российско-китайские перспективы. - М.: АНО ЦСОиП, 2017. - 116 с.
  • Титаренко М. Л. Китай и Россия в современном мире. - М.: ИДВ РАН, 2013. - 180 с. EDN: TPFKNR
  • Чжао Хуашэн. Китай, Центральная Азия и Шанхайская организация сотрудничества. - М.: Московский Центр Карнеги, 2005. - 63 с.
Статья научная