Российское дворянство накануне аграрных реформ начала ХХ века

Автор: Дунаева Наталья Алексеевна

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: История и историография

Статья в выпуске: 4 (18), 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается степень заинтересованности дворянства в проведении аграрных реформ начала ХХ века.

Дворянство, крестьянство, столыпинская реформа

Короткий адрес: https://sciup.org/14114028

IDR: 14114028

Текст научной статьи Российское дворянство накануне аграрных реформ начала ХХ века

N. A. Dunaeva

RUSSIAN NOBILITY BEFORE THE AGRICULTURAL REFORMSOF THE EARLY XX CENTURY

Дворянское сословие даже после отмены крепостного права являлось в дореволюционной России крупнейшим частным собственником земель. Ему, по статистике 1905 года, принадлежало 53 169 008 десятин земли, или 52,2 % всех угодий в 50 губерниях Европейской России. Поволжское дворянство, в частности, владело 3 138 240 десятинами (48,46 % всех земель своего региона) [8, с. 121, 123]. Законодательство Российской империи целиком и полностью стояло на страже интересов дворянского сословия в ущерб интересам крестьянства. Закон о найме на сельские работы от 12 июня 1886 года защищал дворянские интересы: если нанятые помещиком крестьяне самовольно уходили с работы, их разыскивали силами полиции, что, конечно, являлось пережитком крепостничества. По существу, в правовом положении крестьянства вплоть до 1905 года сохранялось множество таких пережитков: к крестьянам применялись телесные наказания, земские начальники имели право без суда налагать на крестьян штрафы и подвергать их аресту и т. п. [3, с. 19]. Согласно «Земскому положению от 12 июня 1890 г.» крестьяне (как и представители духовенства) лишались права участвовать в уездных избирательных собраниях и съездах. Избранные волостными сходами гласные от крестьян подлежали утверждению официальными властями. Общинное самоуправление тоже было поставлено под контроль земских участковых начальников (Закон от 12 июля 1889 года). Должность земских начальников имели право занимать только потомственные дворяне. Эта должность давала право штрафовать и брать под арест лиц волостного и сельского управления. Земские начальники имели право отменять решения крестьянских сходов и контролировать деятельность крестьян-общинников в области распоряжения надельной землей [2, c. 34]. Такое положение фактически отдавало местное самоуправление в руки дворянского сословия. Издается целый ряд законов с целью прекратить дробление дворянских имений и предотвратить процесс потери земли этим сословием [8, c. 121—122]. Постоянно возрастала финансовая поддержка дворянства со стороны государства. В 1885 году был основан Дворянский Земельный банк, дававший дворянам долгосрочные кредиты на льготных условиях. В 1889 году проценты, уплачиваемые по его ссудам, были снижены до 4,5 [6, c. 133]. К началу 1915 года дворяне получили кредитов в общей сложности на 3545,1 млн руб. [5, c. 56]. Однако средства эти, как правило, не вкладывались в капиталистическое развитие помещичьих латифундий, а тратились на непроизводственные цели.

В целом правительственная поддержка дворянского сословия имела обратный результат: «Поддерживая в дворянах сознание некой исключительности, «особенности», искусственно завышая их реальную значимость в тогдашнем российском обществе, правительство бессознательно мешало дворянству трезво оценить обстановку, не оказывало ему реальной помощи для успешного приспосабливания к рыночным отношениям» [6, с. 143]. Такая «охранительная», консервативная политика дорого обошлась дворянскому сословию.

Во-первых, происходит процесс обезземеливания дворянства. После отмены крепостного права и утраты даровой рабочей силы в лице крепостных многие дворянские хозяйства, не сумевшие адаптироваться к новым реалиям жизни, разоряются. «Землевладение утрачивает сословный характер, быстрыми темпами образовывается земельный рынок» [7, c. 20]. С 1863 по 1872 год ежегодно в среднем распродается по 600 тысяч десятин помещичьих земель, а начиная с 1873 года — примерно по 900 тысяч десятин. В итоге с 1863 по 1903 год было продано 34 миллиона десятин бывших дворянских владений [8, c. 124—125]. Удельный вес дворянского землевладения Европейской России с 1877 по 1905 год сокращается с 23,3 до 15,9 % [6, с. 149]. Удельный вес безземельных дворян постепенно увеличивается.

После событий революции 1905 года, вызвавших падение арендных цен на землю, распродажа дворянских владений еще более усиливается: «В эти годы на рынок поступает колоссальное количество частновладельческих имений. Крестьянский банк и землеустроительная комиссия оказывались буквально завалены предложениями о продаже. За первые 2 года деятельности этих комиссий (1907—1908) было рассмотрено 5 937 предложений о продаже 6 млн десятин земли, из которых 4,5 млн были признаны «целесообразным приобретением». В итоге мобилизация дворянского землевладения чрезвычайно усилилась. В течение 1906 года было продано и заявлено для продажи через Крестьянский банк сразу 7 596 000 десятин земли. Таким образом, за 40 лет дворянство потеряло 34 млн десятин, то есть более 2/5 земли, остававшейся в его владении после отмены крепостного права» [6, с. 124—125]. Земли постепенно переходят из рук дворянства во владение крестьян и купечества. Таким образом, участие помещичьего хозяйства в зерновом производстве постепенно сокращается. Если в 50-х гг. XIX века в целом по России на долю по- мещиков приходилось 21,9 % всех посевов, то в 1916 году — 11,3 % [4, с. 182].

В целом дворяне-помещики экономически скудели, сохраняли свои позиции лишь те из них, кто перестраивал хозяйство на новый лад. Однако способных адаптироваться к изменившимся условиям среди российского дворянства было меньшинство. Большая часть являла собою консервативно настроенную группу. Поведение этой части дворянского сословия определялось традиционным сознанием и нежеланием изменять привычный образ жизни. Взгляды этой части дворянства подразумевали непременное получение правительственной помощи [1, c. 360].

Немаловажным фактором является и то, что «в период крепостничества подавляющая часть помещиков, ведущих свое хозяйство и эксплуатировавших крестьян на барщине, не имела собственной производственно-технической базы (рабочий скот и сельскохозяйственные орудия) или она была крайне неразвитой. Помещики имели возможность пользоваться не только даровым трудом крепостных крестьян, но и их рабочим скотом, инвентарем и т. д. Тем самым не был накоплен опыт ведения хозяйства на основе собственной производственно-технической базы и эксплуатации лишенного средств производства крестьянства» [5, c. 55].

В первую очередь дворянское помещичье хозяйство, прежде традиционно ориентированное на «дармовую» рабочую силу крепостных, страдало от нехватки рабочих рук. В этой связи можно заметить, что столыпинская реформа, направленная на разрушение общины, подспудно имела своей целью создание армии обеззе-мелившихся крестьян, которые бы могли занять свободную нишу сельскохозяйственных рабочих в помещичьих хозяйствах.

Поволжская деревня в начале ХХ века находилась в состоянии перманентного кризиса и нуждалась в проведении скорейшей модернизации. Консервативная часть дворянства, которая заняла господствующее положение в корпоративных организациях и, по сути, стала выразителем интересов всего сословия, очевидно, в наименьшей степени была заинтересована в каких-либо преобразованиях в деревне. Происходило это в силу следующих причин:

  • —    во-первых, законодательство России в течение всего предшествующего реформам исторического периода стояло на страже интересов дворянства и постоянно корректировало взаимоотношения дворянства с государством и другими сословиями именно в своих интересах;

  • —    во-вторых, государство посредством Дворянского государственного банка оказывало значительную финансовую поддержку дворянским хозяйствам;

  • —    в-третьих, именно на дворянские хозяйства распространялся первоочередной государственный заказ на поставку продуктов в государственные фонды.

Нежелание дворянства проводить какие-либо аграрные преобразования, а тем более участвовать в них имело ряд последствий. Дворянское правительство старалось «не замечать» плачевного положения большинства крестьянских хозяйств, неудовлетворительной динамики развития аграрного сектора России, все более увеличивающегося отставания сельского хозяйства страны от аграрного сектора передовых европейских стран и США.

Стремление правительства под всевозможными предлогами «отсрочить» проведение аграрных реформ дорого обошлось и самому дворянству. Происходит процесс обезземеливания дворянского сословия. Дворянские хозяйства становятся главным объектом крестьянских погромов в годы Первой русской революции. Именно Первая русская революция стала «катализатором» сельской модернизации, именно в интересах дворян проводилась столыпинская реформа, а ее главной целью, с одной стороны, являлось «отвлечь» крестьян от дворянских погромов, сохранить преобладающее положение дворянских хозяйств, т. е. создать «кулаков» для того, чтобы они, как «сподвижники дворян», помогли «стабилизировать» внутреннее положение в стране, деревне, а также стали их помощниками в «закабалении» остальных крестьян; а с другой стороны — разрушение общины (которая, по сути, являлась гарантом от окончательного разорения крестьян), которое позволяло создать значительный рынок дешевых рабочих рук из числа обезземелившегося крестьянства.

  • 1.    Баринова Е. П. Власть и поместное дворянство России в начале XX века : дис  д-ра ист. наук. Самара, 2003. 409 с.

  • 2.    Бирюков А. В. Крестьянская община Самарской губернии в пореформенный период, 1861—1900 гг. : дис. … канд. ист. наук. Самара, 1999. 174 с.

  • 3.    Кабытов П. С. Русское крестьянство в начале XX века. Самара : Изд-во «Самарский университет», 1999. 156 с.

  • 4.    Ковальченко И. Д. Соотношение крестьянского и помещичьего хозяйства в земледельческом производстве капиталистической России // Проблемы социально-экономической истории СССР. М., 1971. С. 164—188.

  • 5.    Ковальченко И. Д. Столыпинская аграрная реформа (мифы и реальность) // История СССР. 1991. № 2. С. 45—56.

  • 6.    Курков К. Н. Российское дворянство в контексте модернизации в начале XX в.: экономический и социокультурный аспекты : дис  д-ра ист. наук. М., 2006. 434 с.

  • 7.    Пенькова О. П. Дворянство Тамбовской губернии: 1861—1906 гг. : автореф. дис.... канд. ист. наук. Самара, 2003. 24 с.

  • 8.    Рубакин Н. А. Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы. (опыт статистической характеристики сословно-классового состава населения). СПб. : Вестник Знания, 1912. 217 с.

Список литературы Российское дворянство накануне аграрных реформ начала ХХ века

  • Баринова Е П. Власть и поместное дворянство России в начале XX века: дис.. д-ра ист. наук. Самара, 2003. 409 с.
  • Бирюков А. В. Крестьянская община Самарской губернии в пореформенный период, 1861-1900 гг.: дис.. канд. ист. наук. Самара, 1999. 174 с.
  • Кабытов П. С. Русское крестьянство в начале XX века. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1999. 156 с.
  • Ковальченко И. Д. Соотношение крестьянского и помещичьего хозяйства в земледельческом производстве капиталистической России//Проблемы социально-экономической истории СССР. М., 1971. С. 164-188.
  • Ковальченко И. Д. Столыпинская аграрная реформа (мифы и реальность)//История СССР. 1991. № 2. С. 45-56.
  • Курков К. Н. Российское дворянство в контексте модернизации в начале XX в.: экономический и социокультурный аспекты: дис.. д-ра ист. наук. М., 2006. 434 с.
  • Пенькова О. П. Дворянство Тамбовской губернии: 1861-1906 гг.: автореф. дис.. канд. ист. наук. Самара, 2003. 24 с.
  • Рубакин Н. А. Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы. (опыт статистической характеристики сословно-классового состава населения). СПб.: Вестник Знания, 1912. 217 с.
Статья научная