Российское лобби в США: проблемы и перспективы
Автор: Рудакова Екатерина Константиновна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Экспертиза
Статья в выпуске: 5, 2011 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются проблемы и перспективы российского лобби в США. Выявляются основные факторы, влияющие на процесс формирования имиджа России в США.
Национальный лоббизм, государственный лоббизм, государственный имидж
Короткий адрес: https://sciup.org/170165850
IDR: 170165850
Текст научной статьи Российское лобби в США: проблемы и перспективы
В США до сих пор нет лоббистской структуры, предоставляющей американским политикам и общественности полную и объективную информацию о происходящих в России событиях, способствующей созданию позитивного образа нашего государства и развитию деловых, научных, образовательных, культурных и других связей между обеими странами, преодолению русофобии, что является одним из серьезных упущений российского истеблишмента1.
Сегодня Россия наращивает официальную лоббистскую деятельность в США. В 2006–2007 гг. расходы администрации президента России на эти цели составили более 2,8 млн долл. США. Периодически к услугам американских лоббистов и консультантов прибегают российские партии и компании. Тем не менее масштабы российских расходов на лоббизм в США невелики2.
Например, бывшие советские республики тратят на лоббизм в США сопоставимые с Россией суммы. Многие другие этнические группы, в т.ч. из стран СНГ и Восточной Европы, в частности украинская, армянская, польская, уже давно и довольно успешно занимаются подобной деятельностью. Но, к сожалению, России здесь особенно похвастаться нечем3.
До сих пор не создана новая структура, которая бы занималась проблемами лоббизма. Официально зарегистрированная лоббистская деятельность еще непривычна для российского менталитета, многие российские политики и бизнесмены пытаются заниматься лоббистской деятельностью в США в обход официальных каналов4.
РУДАКОВА Екатерина Константиновна – к.полит.н., доцент кафедры политологии и международных отношений НГЛУ им.
Н.А. Добролюбова
В частных разговорах представители лоббистских фирм в США выражают недоумение отсутствием российского лобби в Вашингтоне. В Америке достаточно разумных людей, которые понимают, насколько важно для самих США интегрировать Россию в различные западные или прозападные структуры и коалиции. Есть такое понимание и в Белом доме, подавляющее число членов конгресса и госдепартамента США активно призывают к расширению сотрудничества двух стран. Если Россия действительно заинтересована в налаживании стратегического альянса с Америкой, то нужна постоянная работа в этом направлении со стороны серьезных лоббистских структур5.
Пророссийские группы в США. «Самой пророссийской страной в мире являются США» – эта гипотеза основывается на существовании многочисленных групп американского общества, которые можно охарактеризовать как пророссийские, на основе которых можно создать мощное российское лобби в США.
Первая группа – это соотечественники. В Америке проживает несколько миллионов российских соотечественников из различных волн эмиграции, сохранивших интерес своей исторической родине, ее языку и культуре. К этому следует добавить их детей, внуков, правнуков, которые, возможно, и не говорят по-русски, но знают и помнят о своих корнях. Кстати, многие представители последних волн эмиграции сохраняют российское гражданство и даже принимают участие в выборах президента или в Думу.
Переселение россиян в Америку совершалось по различным причинам – религиозным, политическим или экономическим, но, пожалуй, единственное, что объединяло всю эту разнородную массу, была их резко антисоветская и антикоммунистическая позиция. Однако после крушения коммунизма ситуация начала быстро меняться, и в настоящее время соотечественники в целом положительно восприняли демократические перемены в России.
К этому следует добавить, что российские эмигранты и их последующие поколения добились заметных успехов на новой земле. Около 64% русскоязычного населения Америки имеют научную степень бакалавра или выше. 80,3% имеют диплом об окончании средней школы, в то время как у остальной группы иностранных иммигрантов этот показатель не превышает 67%. Являясь высокообразованным обществом, большинство русскоязычных американцев претендуют на получение высокооплачиваемых должностей. Так, 67,5% из них – это представители руководящего звена, работники технических, юридических или торговых специальностей1.
Вторая группа – бизнесмены. Поскольку Россия обладает громадными сырьевыми ресурсами и высококвалифицированной рабочей силой, а также представляет собой огромный потенциальный рынок для сбыта товаров и услуг, то она является притягательной для многих бизнесменов и инвесторов, которые не прочь заработать здесь большие деньги. Эта группа также заинтересована в стабильности и экономическом процветании России.
Третья группа – прагматики. К ним относятся те, кто понимает, что в современном мире одержать победу над международным терроризмом и обеспечить безопасность в различных регионах мира без участия России будет невозможно. К этой точке зрения склоняются многие члены конгресса США, а также большое количество авторитетных экспертов.
Четвертая группа – представители различных конфессий. Многочисленные американские конфессии: евангелисты, католики, пресвитерианцы, баптисты восторженно приняли крушение атеистического коммунизма и возвращение России в лоно христианской цивилизации. Они проделывают большую работу по гуманитарной помощи, распространению религиозной литературы, ремонту и строительству церквей.
Пятая группа – русофилы. К этой группе относятсяте,ктонезависимоотсвоихэтни-ческих корней и деловых или религиозных интересов являются поклонниками великой русской культуры, ее музыки, балета, литературы и искусства. Достаточно проанализировать программы ведущих концертных залов Америки, чтобы убедиться в том, что в них преобладают русские композиторы или исполнители. Для многих американцев произведения Толстого, Достоевского, Чехова или Солженицына знакомы больше, чем Фолкнера, Капоте, Драйзера или Хемингуэя2.
Препятствия для российского лобби в США. Есть исследователи-пессимисты, которые считают перспективы российского лобби в США удручающими по следующим причинам3.
Во-первых, одной из основных причин, препятствующих формированию позитивного имиджа России в США, является русофобия. После стольких лет идеологической вражды двух государств не удивительно, что в сознании американцев Россия по-прежнему остается государством, несовместимым с интересами и ценностями американского общества. Мало кто из американцев верит, что за столь короткий срок страна, главной государственной целью которой было распространение коммунизма во всех странах, стала демократическим государством с рыночной экономикой1.
Во-вторых, в Америке много русских, но нет организованной российской диаспоры, следовательно, нет и возможности легально финансировать выборы, поскольку по закону 1938 г. «О регистрации иностранных агентов» нерезидентам запрещается делать взносы в предвыборные фонды кандидатов в органы исполнительной и законодательной власти.
В-третьих, нет объективной основы для реального лоббирования интересов российского бизнеса в США: торговый оборот между нашими странами ничтожно мал, по его объему Россия в списке внешнеторговых партнеров Америки стоит после Нигерии. Многие российские бизнесмены и крупнейшие российские компании, успешные на родине, терпят фиаско в США, что связано с различием законодательства и бизнес-культуры двух стран.
В-четвертых, российские компании по вышеуказанной причине не занимаются выстраиванием системы представительства своих интересов в США.
В-пятых, эффективное лоббирование государственных интересов в Америке возможно лишь в случае, если государство, занимающееся лоббизмом, не является пешкой в государственном департаменте США. В обратном случае госдепартамент и Белый дом не отдадут дело лоббирования интересов данного государства на откуп лоббистам – бывшим коллегам и друзьям. Госдепартамент в таких случаях старается проводить самостоятельную и осмысленную политику. А поскольку современная Россия в своей внешней политике сейчас активно играет на антиамериканизме, то нанимать лоббистские фирмы для лоббирования государственных интересов России в таких условиях – швырять деньги на ветер2.
В-шестых, по мнению околороссийс- ких кругов в Вашингтоне, в США сформировано очень мощное антироссийское лобби, финансируемое общеизвестными опальными олигархами. Они инвестируют значительные средства в проведение антироссийской пропаганды, включающей статьи и целые страницы антипре-зидентской рекламы в западной прессе, семинары в известных мозговых трестах, а также работу лоббистских фирм по проталкиванию в конгрессе антироссийских резолюций, подобных резолюции № 336. Данная резолюция призывала Джорджа Буша провести переговоры с руководителями стран «Большой восьмерки» и предпринять необходимые шаги для приостановления в ней членства России как страны, не соответствующей демократическим принципам3.
Модели этнического лоббизма в США применительно к России. России необходимо использовать особенности политической системы США для легального лоббирования своих политических и экономических интересов. По мнению некоторых исследователей, российскому руководству необходимо умерить антиамериканскую пропаганду на государственных каналах и начать с израильской модели лоббизма в США, развивая экономические отношения, чтобы постепенно перейти к японской или французской модели. Но для этого определенно следует скорректировать не только государственную пропаганду, но и внутриполитический курс4.
Первая, наиболее эффективная модель государственного лоббизма в Вашингтоне представлена израильским лобби, аналогичной модели придерживаются Украина, Грузия, Польша. Ее основные параметры – низкий товарооборот и отсутствие базы для значимого экономического взаимодействия.
Вторую модель представляет китайское лобби – гигантский товарооборот и политический диалог взаимных уступок. КНР – не только крупнейший кредитор США, финансирующий американский бюджетный дефицит, но и одна из основных причин беспрецедентного дефицита торгового баланса США.
Третья модель отчетливо видна на при- мере Японии и Великобритании, которые при значительном товарообороте, а значит, и существенной базе для экономического лоббизма, в силу разных исторических обстоятельств являются сателлитами США. Тут синтезируются черты израильской и китайской моделей – безропотная поддержка внешнеполитических инициатив Вашингтона, порой создающая серьезнейшие внутриполитические проблемы, сочетается с развитыми внешнеэкономическими связями.
Четвертая модель – Франция, Канада, Германия, где развитость экономической базы межгосударственных отношений сочетается с самостоятельной внешней политикой. Это, однако, требует больших финансовых затрат – по данным министра юстиции США, в 2000 г. лидером по объему лоббистских расходов была именно Франция, со времен де Голля известная своим фрондерством по отношению к Белому дому.
Однако поскольку российское лобби в США не носит этнический характер, нет организованной русской диаспоры, а соответственно, и возможности легально в больших масштабах финансировать всяческие выборы, то единственным каналом влияния остаются лоббистские фирмы, которым не запрещено вносить «свои личные» средства в предвыборные фонды кандидатов. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что при наличии выработанной политической позиции госдепартамент не обратит особого внимания на попытки лоббистских фирм изменить политический курс в отношении такого субъекта мировой политики, как Россия.
В 1960-е гг. в госдепартаменте США очень скверно относились к Израилю, который достиг вершин политического могущества в Вашингтоне не через узкую калитку Белого дома, а через широкие ворота Капитолия2.
Российско-американские отношения и закон о лоббизме в России. Некоторые исследователи полагают, что проблемы американо-российских отношений осложняются отсутствием в России закона о лоббизме, который, подобно своему американскому аналогу, обеспечил бы законное право гражданам России знать, кто, за какую сумму и в чьих интересах работает с представителями власти, включая президента и депутатов Государственной Думы.
Если же говорить о лоббировании российских интересов за рубежом, то принятие этого закона разрешит правовую проблему, которая заключается в том, что по американскому лоббистскому законодательству контракты лоббистов с клиентами обязаны стать достоянием общественности. В России нет законодательства с такими требованиями, поэтому защита коммерческой тайны противоречит принципу гласности лоббизма в США.
Кроме того, необходимо четко осознавать, что непременными условиями эффективного иностранного лоббизма в США являются не только тесные контакты по дипломатическим каналам с различными представителями политической элиты, но и длительные дружеские отношения со СМИ, академической элитой и различными «мозговыми центрами».
России необходимо влияние среди политической, деловой и интеллектуальной элиты США, формирующей политику США. Подобное влияние невозможно осуществить, например, через американский телеканал Russia Today, поскольку его целевая аудитория – это американские домохозяйки, безработные и фермеры.
В американской политической элите нам не хватает своего Збигнева Бжезинского, который бы консультировал президента США по вопросам, связанным с Россией.