Российское образование как "мягкая сила": образовательные стратегии монгольских студентов
Автор: Комбаев Алексей Викторович, Давыд Мунгуншагай
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 3, 2022 года.
Бесплатный доступ
На основе социологического исследования, проведенного среди обучающихся приграничных вузов таких регионов, как Республика Бурятия, Республика Тыва, Иркутская обл., авторы описывают восприятие монгольскими студентами российской системы образования и образа России в целом. Пытаясь понять мотивы выбора образовательного вектора монгольскими студентами, авторы делают вывод о возможности использования потенциала привлекательности российского образования для выстраивания и укрепления долгосрочных партнерских отношений с Монголией. В представленной статье авторы анализируют трудности, с которыми сталкиваются студенты из Монголии, рассказывают о наиболее популярных российских вузах и направлениях подготовки, раскрывают образовательные стратегии монгольских студентов.
«мягкая сила», университет, приграничное сотрудничество, абитуриенты, система образования, вузы, образ России
Короткий адрес: https://sciup.org/170194554
IDR: 170194554 | DOI: 10.31171/vlast.v30i3.9071
Текст научной статьи Российское образование как "мягкая сила": образовательные стратегии монгольских студентов
О бширность приграничных территорий России диктует необходимость пристального внимания ко всем процессам, происходящим на этих территориях, и это является необходимым условием, которое позволяет сохранить территориальную целостность страны и обеспечить условия для добрососедского приграничного сотрудничества России со своими географическими соседями.
Различные процессы и практики взаимодействия между людьми, протекающие на приграничных территориях, характеризуются синтезом культур, который обеспечивается в т.ч. и образовательной системой. На наш взгляд, привлекательность российского образования является значимым элементом «мягкой силы» России в вопросах приграничного сотрудничества. Чем привлекательней российское образование и условия его получения, тем больше шансов познакомить жителя другой страны с культурой и обычаями нашей страны и, в свою очередь, обогатиться культурой другой страны через общение с представителем государства-соседа [Nye 1991]. В таком синтезе отношений и рождается практика бесконфликтных решений различных вопросов, в т.ч. и на межгосударственном уровне.
В попытке проанализировать образовательные стратегии иностранных студентов и их отношение к российскому образованию авторы, используя социологические методы, преимущественно опросный метод и глубинное интервью, подвергли социологическому обследованию 122 респондентов; из них 102 респондента были опрошены с помощью авторской анкеты. В Республике Бурятия были опрошены 42 респондента, Республике Тыва и в Иркутской обл. – по 30 респондентов. Для получения более полной информации на территории Республики Бурятия были проведены 20 глубинных интервью с монгольскими студентами. Интервью проводились носителем монгольского языка по заранее заготовленным вопросам и имели вид полуформализованного интервью. Вся полученная информация была переведена на русский язык и проанализирована.
Мы попытались выяснить, что может быть причиной привлекательности российского образования или отсутствия таковой. Мы выяснили, что основными мотивами получения российского образования у студентов из Монголии выступает возможность выстроить после окончания учебы деловые связи. Такого мнения придерживаются 26% опрошенных. Также студенты из Монголии отметили, что им очень близка российская культура и менталитет (24%), многие иностранные студенты отметили престижность российского образования (21%).
Немаловажным фактором в выборе монгольскими студентами индивидуальных образовательных стратегий, связанных с российским образованием, является не только качество российского образования и возможность выстроить надежные деловые контакты в профессиональной сфере, но и территориальная близость выбранного учебного заведения к родине [Родионов 2009].
Приведем несколько ответов респондентов, раскрывающих некоторые причины выбора ими российского образования.
Мунгуншагай Давыд, аспирант Бурятского государственного университета, политолог: «Лично я выбрала вуз, опираясь на территориальную близость с Монголией. Поэтому начала изучать, какие города и вузы находятся рядом. Конечно, первым рассматривала город Иркутск, который хорошо известен многим монголам, но порог поступления там был выше, чем в Улан-Удэ».
Несмотря на то что многие наши респонденты отметили высокий уровень российского образования и относительно комфортные условия пребывания, начиная со схожего климата и привычного ландшафта до близких культурных и языковых практик, далеко не все готовы жить и работать в России. По результатам нашего опроса, таковых всего 11% опрошенных. После завершения обучения большинство хотят вернуться на родину и работать по специальности.
Доржнямын Бямбасурэн, магистрант Бурятской государственной сельскохозяйственной академии, агроном : «Для меня очень важен карьерный рост, в первую очередь я задаю себе вопрос: “если я выберу ту или иную страну и вуз этой страны, что мне это даст на практике в Монголии?” Поэтому, исходя из специфики моих интересов и планов на будущее, выбрал российский вуз. Прежде всего мой выбор связан с тем, что способы животноводства и хозяйствования в Бурятии, особенно в Селенгинском районе, очень схожи с таковыми в центральных аймаках Монголии. После окончания российского вуза я смогу применить на практике полученные знания у себя на родине».
Многие наши респонденты рассказали нам, что, несмотря на привлекательность в целом российского образования, есть достаточно серьезные трудности, с которыми они сталкиваются при поступлении, прежде всего это знание русского языка. 44% опрошенных отметили, что языковой барьер осложнил им поступление в российские университеты.
Практически все наши респонденты столкнулись с трудностями в оформлении документов на границе, с бюрократией на различных уровнях принятия решений российской стороной.
Несмотря на желание у монгольских абитуриентов обучаться в российских вузах, сегодня о них очень мало информации на монгольском языке. Так, наши респонденты отметили, что им приходилось самостоятельно искать информацию о желаемом направлении подготовки на сайте вузов и переводить ее.
Несмотря на отмеченную выше привлекательность приграничных территорий и российского образования в целом, есть серьезная конкуренция со стороны других зарубежных учебных заведений. Как отметили респонденты, открывающиеся возможности после получения европейского или азиатского образования не всегда сопоставимы с теми карьерными возможностями, которые открываются после получения российского образования. Наиболее популярные образовательные направления – это обучение в вузах Китая, Кореи, Японии, США, Германии, Англии. Монгольские абитуриенты выбирают эти страны из-за высоких стипендиальных программ, что позволяет сконцентрироваться только на учебе. Многие абитуриенты из Монголии выбирают альтернативы российскому образованию, потому что карьерные возможности, открывающиеся в будущем у выпускников вузов Китая, Кореи, Японии, США, Германии, Англии, выглядят более привлекательными, чем у выпускников российских вузов.
Амаргал, студент Бурятского государственного университета, специальность «туризм и сервис»: «По сравнению с образованием в высокоразвитых странах, не думаю, что российское образование конкурентно. В последние годы у работодателей в Монголии высокие требования к соискателям. Основным языком стал английский. ‹…› Могу назвать страны, которые монгольские студенты выбирают. Это Корея, Япония, США и, конечно же, Россия, Китай, Англия, Германия. Германию выбирают в основном для повышения квалификации.
Ижилбаяр, студент Бурятского государственного университета: «Популярные направления для обучения среди монгольской молодежи – это азиатские страны: Китай, Корея, Япония, среди европейских стран: Германия, Англия, но еще США, возможно, Россия. Все государственные вузы данных стран».
Многие студенты, обучающиеся в России, отметили, что их отношение к России в процессе обучения во многом изменилось в лучшую сторону. Больше половины респондентов (53%) отметили, что в России они ощущают себя комфортно и не испытывают каких-либо притеснений. Особенно комфортно себя ощущает монгольская молодежь в Бурятии, однако это не является определяющим фактором при выборе российского региона и вуза для обучения: «Я живу в Бурятии, здесь менталитет не такой, как в других городах. Много лиц с азиатской внешностью, мне комфортно».
Многие студенты из Монголии отметили существующую в вузах Бурятии атмосферу сотрудничества и поддержки.
Анхбаяр, студент Восточносибирского государственного технологического университета, инженер: «В моем университете не было каких-либо случаев притеснения, все поддерживали и помогали. Были, конечно, единичные эпизоды недопонимания, но и в других регионах страны они могли бы быть».
В целом большинство респондентов посоветовали бы своим друзьям и знакомым получить российское образование, из них посоветовали бы только бакалавриат и магистратуру – 59%; только аспирантуру – 35%; не посоветовали бы вообще учиться в России – 14%.
Мы постарались выяснить, каким образом и с помощью каких механизмов можно популяризировать российское образование и культуру в Монголии.
Наши респонденты отметили, что в первую очередь необходимо разработать механизмы доступности информации о России по всей территории Монголии.
В последние годы Россотрудничество активно проводит мероприятия для популяризации русской культуры в Монголии, в т.ч. и российского образования, но охват этих мероприятий в достаточной степени ограничен и направлен в основном на большие города, такие как Улан-Батор, Дархан, Эрдэнэт.
В 2021/2022 уч. году в старших, выпускных классах Монголии обучаются более 102 тыс. учеников, и больше половины из них обучаются в аймаках и сомонах. Только единицы из них знают об образовательных возможностях России и имеют возможность поступить в российские вузы. Поэтому необходимо усиливать информационную и иную работу по продвижению российской культуры и образования в отдаленных районах Монголии.
Отвечая на вопрос: « Как вы считаете, что нужно предпринять для того, чтобы популяризировать российское образование и российскую культуру в Монголии?» – наши респонденты высказали следующие мнения:
– «проводить информационную работу на всех уровнях, увеличить образовательные квоты, повысить стипендии, улучшить качество языковой подготовки»;
– «хорошо ознакомить выпускников средних школ в Монголии с вузами России, показать перспективы и возможности выбора в многообразии российского образования»;
– «нужно показать реальные результаты, например, тех, кто окончил российские вузы, показать, что эти люди работают в той сфере, где хотели»;
– «как можно больше рекламировать русский язык не только в столице, но и в отдаленных местностях».
На наш взгляд, для Бурятии стратегически важно развивать партнерские отношения со своим соседом. Ключевым фактором сотрудничества, наряду с экономическим и политическим сотрудничеством, должно выступать и сотрудничество в области образования, т.к. только через образование выстраивается надежная архитектура международного взаимодействия, появляются новые научные школы международного масштаба. Иностранные выпускники российских вузов приобретают навыки культурного взаимодействия и сотрудничества с Россией, становятся проводниками российской культуры в своих странах, укрепляя добрососедские отношения, что сегодня крайне важно.
Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта РФФИ–Министерства культуры, образования, науки и спорта Монголии «“Мягкая сила” в российско-монгольских отношениях: сравнительный анализ», проект № 19-514-44001.
Список литературы Российское образование как "мягкая сила": образовательные стратегии монгольских студентов
- Родионов В.А. 2009. Россия и Монголия: новая модель отношений в начале XXI века. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. 228 с.
- Nye J.S., Jr. 1991. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. N.Y.: Basic Books. 336 p.