Рост численности и перераспределение репродуктивной нагрузки между лежбищами в популяции ларги залива Петра Великого
Автор: Трухин А.М.
Журнал: Региональные проблемы @regionalnye-problemy
Рубрика: Математическое моделирование. Биология
Статья в выпуске: 1 т.26, 2023 года.
Бесплатный доступ
Анализируются результаты учётов численности приплода в локальной популяции пятнистого тюленя, или ларги, населяющей залив Петра Великого (Японское море). Ежегодная численность щенков ларги, размножающейся на островах архипелага Римского-Корсакова, превысила 1 тыс. особей. На ряде островов плотность размножающихся тюленей достигла биологического оптимума и численность приплода стабилизировалась. Продолжается устойчивый прирост численности детёнышей на поздно вошедших в сферу репродукции местной популяции островах Большой Пелис и Стенина, репродуктивная нагрузка на которые из года в год увеличивается. Общее увеличение численности тюленей в популяции, происходящее на протяжении последней четверти века, послужило стимулом к расселению ларги и образованию новых репродуктивных лежбищ как в акватории залива, так и за его пределами. Результаты исследования могут быть положены в основу долговременного мониторинга популяции и способствовать её сохранению в условиях усиления техногенного воздействия на среду обитания тюленей.
Ларга, пятнистый тюлень, phoca largha, численность, репродуктивный ареал, залив петра великого, японское море
Короткий адрес: https://sciup.org/143179969
IDR: 143179969 | DOI: 10.31433/2618-9593-2023-26-1-45-51
Текст научной статьи Рост численности и перераспределение репродуктивной нагрузки между лежбищами в популяции ларги залива Петра Великого
ографически обособленных размножающихся популяций, ассоциирующихся с паковыми льдами, в числе которых названа и популяция залива Петра Великого [17].
Основанием для включения популяции лар-ги зал. Петра Великого в число пагофильных [17] послужили неоднократные случаи обнаружения новорождённых бельков ларг на льдах залива [5]. Однако в 1970-х гг. места массового размножения ларги в зал. П. Великого всё ещё не были известны. Не были они обнаружены и в середине 1980-х гг., когда в процессе наблюдения с судов и с воздуха (авиаучёты) отдельных новорождённых детёнышей или окровавленные льдины со следами произошедших родов (так называемые родовые пятна) вновь наблюдали исключительно в глубине ледовых полей на акватории залива [16]. Лишь в марте 1996 г. места массовой щенки были обнаружены на побережьях островов АР-К [11, 12].
Уникальность данной популяции ларги – береговое размножение, не свойственное этому в целом пагофильному виду [8, 18]. В границах ареала вида размножение ларги на берегу констатировано лишь в нескольких местах. К таковым относятся отдельные острова Малой Курильской гряды: Лисьи и Демина [1, 7, 9], о-ва Птичьи во Втором Курильском проливе, некоторые островки (Уташуд, Старичков, Моржовое Лежбище) у юго-восточных берегов п-ова Камчатка [2, 3]. Сообщалось о размножении ларги на некоторых мелких островках в Бохайском проливе [22]. Во всех случаях места береговой репродукции приурочены к тем участкам акватории, где ледовый режим не стабильный, площади льдов незначительны, и лёд сохраняется на акватории очень непродолжительное время года. Именно такая ледовая обстановка характерна для залива Петра Великого.
В 1978 г. при образовании в западной части Японского моря Дальневосточного морского заповедника, впоследствии неоднократно менявшего название и ведомственную принадлежность, в его состав был включен и АР-К, причём, как отмечено выше, в это время не было известно, что именно этот архипелаг – репродуктивный центр местной популяции ларги. Создание заповедного режима в акватории архипелага, как оказалось впоследствии, сыграло решающую роль в сохранении популяции ларги. На сегодняшний день ларга в Морском заповеднике – единственный вид ластоногих, встречающийся здесь круглогодично и размножающийся в его границах. Площадь акватории, на которой разбросаны о-ва Римского-Корсакова, являющиеся основным местом размножения мест- ной популяции, составляет около 60 км2. С одной стороны, сезон репродукции протекает на этих заповедных островах в условиях максимального покоя, что, безусловно, увеличивает шансы успешного выкармливания рождённого потомства, с другой – столь ограниченный пространственно район репродукции чрезвычайно уязвим в случае возникновения в заливе каких-либо чрезвычайных ситуаций, например техногенных катастроф, в результате чего популяция может оказаться на грани исчезновения. Это вызывающее тревогу обстоятельство требует проведения регулярного мониторинга тюленей и среды их обитания. Одной из задач мониторинга является контроль над динамикой численности. Целью данного исследования было установить, какие изменения претерпевает репродуктивный ареал популяции ларги в условиях происходящего роста численности тюленей в заливе Петра Великого.
Материал и методика
В основу сообщения положены результаты учёта приплода ларги, выполненного в заливе Петра Великого на АР-К 1–2 марта 2022 г. 1 марта учётом были охвачены о-ва Б. Пелис и Стенина, 2 марта – остальные острова АР-К. Подсчет детёнышей был проведен на каждом острове архипелага. При последующем анализе межгодовых изменений числа новорождённых тюленей на каждом репродуктивном лежбище все острова архипелага были объединены в три блока или кластера (западный, центральный и восточный). В основу такого деления были положены характер географического расположения островов (групп островов) в границах всего архипелага, а также время появления на отдельных островах первых репродуктивных агрегаций [14]. Западный кластер включает о-ва Де-Ливрона, Гильдебрандта и Дурново. В восточный кластер входят о-ва Б. Пелис и Стенина. Остальные острова архипелага, их большинство, представляют центральный кластер.
Детёнышей подсчитывали с борта моторной лодки без высадки на берег. Каждый год сроки учёта совпадают, соответствуя окончанию периода массовой щенки ларги на АР-К, что позволяет получать достаточно чёткое представление о межгодовой динамике рождаемости.
Результаты и обсуждение
1–2 марта 2022 г. на АР-К было подсчитано 996 живых щенков. Это на 34,8% больше количества (n=739), учтённого здесь в 2017 г. [19]. Незначительная часть рождённых в каждом сезоне сеголеток в число учтённых неизбежно не попадает. Происходит это по разным причинам [13], по- этому окончательные цифры, отражающие размер ежегодного приплода, всегда несколько выше. С учетом доли новорождённых, не попавших в число учтённых, приплод ларги в популяции в 2022 г. составил, по нашему мнению, не менее 1100 щенков. Принимая во внимание темпы воспроизводства вида [19], современную численность популяции ларги в заливе Петра Великого можно оценить примерно в 4 тыс. особей (без учёта приплода).
По итогам предыдущих учётов, выполненных в 2015–2017 гг., прогнозировалось замедление и даже прекращение роста численности приплода в последующие годы на некоторых лежбищах, расположенных на островах западного и центрального кластеров [14]. За истекший пятилетний период так и произошло: прирост численности щенков в центральном кластере произошёл преимущественно лишь за счёт острова Матвеева, а в западном кластере увеличение числа щенков наблюдалось только на о. Де-Ливрона. На лежбищах отдельных островов этих кластеров скорость воспроизводства заметно снизилась, а на большинстве островов показатели рождаемости остались на прежнем уровне, незначительно изменившись в ту или другую сторону (рис.).
Снижение темпов воспроизводства в традиционных местах размножения на лежбищах ряда островов АР-К, обусловленное достижением на них биологического оптимума плотности, сопровождается заселением тюленями других островов с образованием на них новых репродуктивных лежбищ. Как видно из представленного рисунка, на АР-К в целом продолжается рост численности щенков, но при этом существенный рост их числа за истекший пятилетний период произошёл лишь в восточном кластере: на о-вах Б. Пелис (87,7%) и Стенина (66,7%). Примечательно, что на этих двух островах в конце 1990-х годов щенились лишь единичные самки, к тому же не ежегодно [15], а в нынешних условиях именно на островах Б. Пелис и Стенина процесс воспроизводства популяции происходит наиболее активно, причём от года к

Рис. Учтённая численность и распределение приплода ларги на архипелаге Римского-Корсакова в 2017 и в 2022 гг. и вклад отдельных островов в общую репродукцию популяции.
Синие столбцы – 2017 г., красные столбцы – 2022 г. Справа внизу шкала численности
Fig. Recorded number and distribution of spotted seal offspring in the Rimsky-Korsakov archipelago in 2017 and in 2022 and individual islands contribution to the population overall reproduction.
The blue columns – 2017, the red columns – 2022. The scale of numbers is at the bottom right
году их значение как мест репродукции возрастает. Так, в 2022 г. суммарная численность приплода на лежбищах этих двух островов составила 38,3% от общей численности детёнышей, рождённых в данном сезоне на АР-К. Пятью годами раньше этот показатель был ниже и составлял 28,3%. Понятно, что такое увеличение новорождённых (и, соответственно, родящих самок) на о-вах Б. Пелис и Стенина нельзя объяснить лишь включением в репродуктивный цикл молодых самок, рождённых на этих двух островах. Безусловно, пополнение репродуктивных агрегаций на лежбищах этих двух островов происходит и за счёт иммиграции сюда молодых, преимущественно первородящих, самок, рождённых прежде на других лежбищах архипелага [14].
Существование в заливе Петра Великого малочисленной локальной популяции ларги с очень узким репродуктивным ареалом, поддерживающей своё существование за счёт внутренних резервов, – явление достаточно необычное. В норме для всех видов ластоногих характерно обитание в тех районах Мирового океана, которые расположены вдалеке от центров антропогенной активности, особенно это касается мест репродукции, на которые влияние человека снижено до минимума. Популяция ларги залива Петра Великого – исключение из общей закономерности. В нынешних условиях определяющую роль в сохранении этой локальной популяции играет Дальневосточный морской заповедник, в котором уровень охраны тюленей всегда был и остается достаточно высоким. Поэтому именно благодаря заповедному режиму в основных местах репродукции ларги в заливе Петра Великого нынешнее состояние её популяции можно оценивать как удовлетворительное.
Однако значительную часть годового цикла – до полугода – большая часть популяции проводит за пределами заповедных вод и залива Петра Великого в целом, обычно в местах, где какой-либо режим охраны морских акваторий полностью отсутствует. Начинается этот период сразу после окончания сезонов размножения и линьки, по окончании которых животные покидают акваторию залива. Подавляющее количество мигрантов уходят из залива в места летне-осеннего обитания, мигрируя в северном направлении вдоль материкового побережья Приморья, проникая в том числе и в Охотское море к юго-восточным берегам о. Сахалин [20, 21], где находятся наиболее крупные летне-осенние лежбища ларги, на которые в период нагула стекаются ларги из обширных ак- ваторий [6]. Значительно меньшая часть местной популяции мигрирует в южном направлении, достигая прибрежных вод Корейского п-ова [10]. На путях сезонных миграций и в местах нагульного питания, которые обычно приурочены к районам повышенной биопродуктивности, где процветает коммерческий промысел морепродуктов, нередки случаи гибели ларг в орудиях лова, особенно в местах прибрежного промысла лососей, например, в Татарском проливе или у берегов о. Хоккайдо [12, 20]. Уровень смертности тюленей в орудиях рыболовства из-за дефицита необходимой информации определить сложно, тем не менее, это негативное явление существует и оно должно рассматриваться в качестве одного из факторов, негативно влияющих на благополучие популяции.
Информация, полученная в результате выполненного исследования, является продолжением многолетнего мониторинга популяции с целью её сохранения в условиях усиления техногенного воздействия на среду обитания тюленей.
Заключение
Обитающая у южной границы ареала вида популяция ларги в заливе Петра Великого демонстрирует на протяжении последней четверти века стабильный рост численности. В 1990-х гг., по приблизительным оценкам, в заливе обитало около 1 тыс. тюленей [12], спустя два десятилетия численность популяции оценивалась уже в 3–3,2 тыс. особей [13]. В 2022 г. общий приплод ларги на АР-К составил не менее 1100 детёнышей, а общая численность популяции, вероятно, составляет порядка 4 тыс. тюленей (без учета численности приплода). На сегодняшний день численность популяции ларги в заливе достигла наивысших показателей со времени начала её изучения (начало 1960-х гг.). Увеличение численности и плотности тюленей в традиционных местах размножения привело к возникновению новых репродуктивных лежбищ на АР-К. В начале 2000-х гг. в сферу репродукции популяции вошли о-ва Б. Пелис и Стенина, на которые к настоящему времени приходится более трети всего ежегодного приплода, рождаемого на АР-К. Кроме того, репродуктивные агрегации тюленей появились в 2000-х гг. на сопредельных с АР-К участках акватории [4, 14]. Таким образом, продолжающийся рост численности популяции ларги залива Петра Великого сопровождается расширением её репродуктивного ареала. Одновременно интенсивность воспроизводства тюленей на некоторых традиционно используемых репродуктивных лежбищах снижается или прекратилась вовсе в результате достижения отдельными репродуктивными агрегациями оптимума плотности.
Учёт в 2022 г. выполнен при участии госин-спектора Морского заповедника А.В. Тарышкина, которому автор выражает искреннюю признательность.
Работа выполнена в ТОИ ДВО РАН в рамках темы государственного задания № ААА-АА17-117030110038-5.
Список литературы Рост численности и перераспределение репродуктивной нагрузки между лежбищами в популяции ларги залива Петра Великого
- Белкин А.Н., Косыгин Г.М., Панин К.И. Новые материалы по характеристике островного тюленя // Морские млекопитающие. М.: Наука, 1969. С.157-175.
- Бурканов В.Н. Ларга (Phoca largha) прикам-чатских вод и ее влияние на ресурсы лососей: дис. .. канд. биол. наук. М., 1990. 170 с.
- Вертянкин В.В., Никулин В.С. Ларга острова Уташуд // Сохранение биоразнообразия Камчатки и прилегающих морей: доклады IV науч. конф. / под ред. А.М. Токранова. Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2004. С. 25-32.
- Волошина И.В., Мысленков А.И. Мониторинг птиц и млекопитающих острова Опасный (Японское море) // Биота и среда заповедных территорий. 2019. № 2. С. 66-87.
- Косыгин Г.М., Тихомиров Э.А. Ларга (Phoca largha Pallas) залива Петра Великого // Известия ТИНРО. 1970. Т. 70. С. 114-137.
- Косыгин Г.М., Трухин А.М., Бурканов В.Н., Махнырь А.И. Лежбища ларги на берегах Охотского моря // Научно-исследовательские работы по морским млекопитающим северной части Тихого океана в 1984/85 гг. М.: ВНИРО, 1986. С. 60-70.
- Кузин А.Е., Маминов М.К., Тихомиров Э.А. Распределение и численность настоящих тюленей на Курильских островах // Известия ТИНРО. 1974. Т. 92. С 158-167.
- Морские млекопитающие Российской Арктики и Дальнего Востока: атлас / С.Е. Беликов, В.Н. Бурканов, М.И. Варенцов, и др. М.: Арктический научный центр, 2017. 311 с.
- Неведомская И.А. Морские млекопитающие Южных Курильских островов и их охрана: дис. ... канд. биол. наук. Владивосток, 2007. 233 с.
- Нестеренко В.А. Ларга (Phoca largha) в заливе Петра Великого / В.А.Нестеренко, И.О. Катин. Владивосток: Дальнаука, 2014. 219 с.
- Трухин А.М. Результаты исследований ларги в заливе Петра Великого в 1996 г. Архив ТИН-РО-центра. 1996. № 22168. 25 с.
- Трухин А.М. Ларга (Phoca largha Pall. 1811) дальневосточных морей (распределение, особенности биологии, перспективы промышленного использования): дис. ... канд. биол. наук. Владивосток, 1999. 176 с.
- Трухин А.М. Современная численность ларги (Phoca largha) в Дальневосточном морском заповеднике: неустойчивое равновесие или устойчивый рост? // Известия ТИНРО. 2015. Т. 182. С. 48-54.
- Трухин А.М. Изменение репродуктивного ареала ларги Phoca largha Pallas, 1811 (Carnivora, Pinnipedia) в западной части Японского моря: причины и следствие // Биология моря. 2022. Т. 48, № 2. С. 111-117. DOI: 10.31857/ S0134347522020103.
- Трухин А.М., Катин И.О. К вопросу о размножении ларги в заливе Петра Великого (Японское море) // Результаты исследований морских млекопитающих Дальнего Востока в 1991-2000 гг. М.: ВНИРО, 2001. С. 176-186.
- Трухин А.М., Косыгин Г.М. Материалы по распределению и численности ларги в заливе Петра Великого // Научно-исследовательские работы по морским млекопитающим северной части Тихого океана в 1986/87 г. М.: ВНИРО, 1988.С 97-103.
- Shaughnessy P.D., Fay F.H. A review of the taxonomy and nomenclature of North Pacific Harbour seals // Journal of Zoology. 1977. Vol. 182. P. 385-419.
- Status Review of the Spotted Seal (Phoca largha) / P.L. Boveng, J.L. Bengtson, T.W. Buckley et al. U.S. Dep. Commer. NOAA Tech. Memo. NMFS-AFSC-200. Seattle, 2009. 153 p.
- Trukhin A.M. Spotted seal (Phoca largha) population increase in the Peter the Great Bay, Sea of Japan // Marine Mammal Science. 2019. Vol. 35. P. 1183-1191. DOI: 10.1111/mms.12588.
- Trukhin A.M., Mizuno A.W. Distribution and abundance of the largha seal (Phoca largha Pall.) on the coast of Primorye Region (Russia): a literature review and survey report // Mammal Study. 2002. Vol. 27, N 1. P. 1-14. DOI: 10.3106/ mammalstudy.27.1.
- Trukhin A.M., Permyakov P.A., Ryazanov S.D., Lobanov V.B., Kim H.W., Choi Y.M., Sohn H. Migrations of young spotted seals (Phoca largha) from Peter the Great Bay, Sea of Japan/East Sea, and the pattern of their use of seasonal habitats // PLoS ONE. 2021. Vol. 16, N 1. P. e0244232. DOI: 10.1371/j ournal .pone .0244232.
- Wang P.C. Distribution, ecology and resourse conservation of the spotted seal in the Huanghai and Bohai seas // Acta Oceanologica Sinica. 1986. Vol. 5. N 1. P. 126-133.