Рост ксенофобии и экстремистских настроений как следствие усиливающейся пассионарности современной молодежи

Автор: Бокарев Вячеслав Александрович

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Социологические науки

Статья в выпуске: 2, 2012 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируется трансформация менталитета современной молодежи в контексте социально-экономических изменений в обществе, нарастание межнациональных противоречий и пути их преодоления.

Ксенофобия, экстремизм, современная молодежь, общество, нравственные ориентиры, межнациональные противоречия

Короткий адрес: https://sciup.org/14934170

IDR: 14934170

Текст научной статьи Рост ксенофобии и экстремистских настроений как следствие усиливающейся пассионарности современной молодежи

Общеизвестно, что проблема регуляции социального поведения личности, особенно в период общественных изменений, занимает одно из центральных мест в социологии. Трансформационные процессы последних десятилетий, затронувшие практически все стороны общественно-политического, экономического и культурного уклада социальных взаимоотношений, коренным образом изменили сложившуюся систему ценностей. Нарабатываемый веками культурно-исторический опыт поколений, условно укладывающийся в парадигму «общества идеалов», начал быстро сменяться субкультурой «общества потребления» с безудержной погоней за материальной выгодой и благами нередко любой ценой. Многие морально-нравственные регуляторы, традиции и ценности либо ушли в прошлое или потеряли актуальность. В какой-то степени данная общественная ломка усугубилась бурным ростом научно-технического прогресса, модернизацией и глобализацией социально-экономических отношений. Развитие коммуникаций, Интернета привело к невиданному феномену разрыва межпоколенческих связей, нарушению привычной воспитательной системы передачи жизненного опыта, знаний, умений, навыков от старших к молодым, от отцов детям. Сегодня старшие поколения выступают своего рода социальным барьером на пути бурно наступающих новых технологий. Зрелые поколения в силу своего консерватизма, устоявшихся ценностей и дефицита свободного времени сложнее ориентируются в Интернете, усваивают виртуальное пространство, осваивают новые технологии. Молодежь же, напротив, отдает предпочтение виртуальной субкультуре, быстро увеличивая ценностный отрыв от своих отцов, отмечаются стереотипные попытки переноса виртуальных практик в константу действительности, что может привести к непрогнозируемым последствиям в силу неисследованности подобных феноменов. В этих условиях ослабления патернализма как на уровне горизонтальных семейных связей, так и вертикальных общественно-государственных воспитательных институтов в образовавшуюся лакуну начинают проникать семена экстремизма, ксенофобии, тоталитарных практик и т.д. Следует признать, на сегодняшний день большинство исследователей отмечают тенденции нарастания пассионарности молодых поколений в современной обществе. Необходимость прогнозирования и управления социальным поведением индивидуума в нестабильном обществе возрастает притом, что влияние общества, государства на формирование жизненных ценностей в нестабильной социокультурной системе чаще ограничено, а не усиленно, как принято считать, и, как следствие, традиционные культурные ценности, жизненные стратегии либо девальвируются полностью, либо начинают выступать в качестве подобия прежнего содержания, а значит и системы.

По мнению ряда исследователей, наибольшего накала межэтнические и межконфессиональные конфликты достигают или потенциально могут достичь на территории со сложным этническим и конфессиональным составом, а также на территориях с преобладанием какой-либо одной национальности, но являющихся притягательной для трудовых мигрантов [1].

Молодежь - одна из самых уязвимых для экстремистских проявлений социальных групп. Являясь, в известной степени, выразителями настроений своих отцов (то, о чем старшие поколения могут долго дискутировать тайно или гласно), молодые стремятся реализовать практически. Молодежный экстремизм обусловлен также и возрастными особенностями: недостаточная зрелость мышления и сознания, повышенная эмоциональная возбудимость легко переходящая в агрессию; повышенная потребность в самоутверждении любыми средствами, инстинкты подражания: подверженность влиянию референтной группы сверстников и т.п.

По мнению Ю.А. Зубок и В.И. Чупрова, молодежь характеризуется неполнотой социального статуса, маргинальностью социальных позиций, неопределенностью социальных идентификаций, что порождает противоречие в самосознании между «мы» и «они» и выливается в экстремальность поведения молодых людей [2].

Складывающаяся сегодня ситуация осложняется еще и ослаблением воспитательной работы с подростками и молодежью, снижением доступности социально-позитивных форм досуга и отдыха, отсутствием зримых перспектив социализации и уверенности в завтрашнем дне, манипулированием сознанием молодежи со стороны средств массовой информации, особенно в период предвыборных кампаний. Экстремизм опасен прежде всего тем, что направлен на разрушение целостности государства и общества, представляет собой реальную угрозу стабильности социальных взаимоотношений.

Как отмечает ряд исследователей, большую степень опасности национального и религиозного экстремизма ощущают коренные жители и работающая молодежь. При этом чем выше рост межнациональной напряженности среди молодежи, тем более спектр негативного отношения к ее носителям и больше претензий к властям, допускающим ее возрастание.

При этом рост напряженности в межнациональных отношениях приводит к тому, что в средствах массовой информации все чаще начинает звучать неизвестный ранее в нашей действительности термин «ксенофобия» - как одна из черт массового сознания, которая носит преимущественно стихийный характер, тогда как экстремизм – это целенаправленная, зачастую, деятельность организованных групп, реже отдельных людей [3].Ксенофобия является древнейшим, изначально присушим человеку, социальным инстинктом, в то время как понятие экстремизма как приверженности крайним взглядам и мерам возникло сравнительно недавно.

Фактором запуска роста ксенофобских настроений в современной России, как ранее в Европе, стала массовая неконтролируемая иммиграция, наложившаяся на депопуляцию коренного населения, а в России еще - на безудержный рост социального неравенства и расслоения в обществе. Причем, собственно ксенофобия вызывается не столько самой миграцией напрямую, сколько приостановлением процессов ассимиляции пришельцев, либо нежеланием вписываться в существующую субкультуру мигрантов, игнорирования ими традиционных ценностей и порядков, неуважения правил и норм поведения коренных жителей, попытках вытеснения принимающего населения из определенных сфер жизнедеятельности, вплоть до преступного прессинга.

Возникающий этнокультурный дисбаланс пробуждает защитные инстинкты ксенофобии, которая, в свою очередь, вызывает ответную реакцию в виде образования групп противодействия сначала «местечкового» национализма, образования диаспор и т.д., а это, в свою очередь, порождает рост более широких движений, развивающихся в русле общего подъема национального самосознания, иногда под общими лозунгами типа: «Хватит кормить Кавказ!» и т.п.

Начавшийся в конце ХХ в. процесс этнической мобилизации, охвативший вначале национальные меньшинства, а теперь и государствообразующий русский народ, составляющий около 80 % населения России. Попытки власти перенести вектор воздействия вместо причин, порождающих явление на его следствие, стали приводить склонную к протестной идеологии часть молодежи к переориентации своего протеста с «чужаков» на систему их защищающую, но позиционирующуюся в их глазах как антинациональную и антинародную, охраняющую прежде всего пришельцев. Формирующееся сейчас в среде радикальной молодежи недовольство государством, не обеспечивающим необходимую безопасность, самоидентификацию и уверенность в завтрашнем дне, допускающим развязное демонстративное поведение мигрантов, является еще одним качественным фактором в новейшей истории, опасность которого нельзя недооценивать. В то же время в ответ на эти достаточно серьезные угрозы со стороны власти продолжается прежняя риторика в сочетании с показательными примерами реагирования по ускоряющимся всплескам ксенофобии и экстремизма в обществе. Наблюдается парадоксальная ситуация попыток со стороны государства сдерживания подъема национального самосознания де-факто государствообразующего народа, прежде всего наиболее активной его части – молодежи, под предлогом декларирования сохранения стабильности и умиротворения в обществе и государстве. Такая стратегия представляется довольного спорной, так как не усматриваются причины, способные нейтрализовать базу экстремизма или устранить причины, вызывающие ксенофобию.

Необходимость выстраивания новых ценностных ориентиров в молодежной среде и обществе в целом, правильная оценка сложившейся ситуации, нейтрализация эскалации насилия и дискриминации, обеспечение доминирования традиционной культуры, законности и порядка, подконтрольность миграционных процессов, выстраивание новой стратегии управления межнациональными отношениями, - решение этих задач сегодня является приоритетным для всех уровней государственной власти в России.

Ссылки:

  • 1.    Исмаилов Б. Теоретические аспекты противодействия молодежному экстремизму и правоприменительная практика зарубежных государств. URL: http://www.portalus.ru.06.02.2011

  • 2.    Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления // Социс. 2008. № 5. С. 37-47.

  • 3.    Паин Э.А. Этнологический экстремизм в России: социально-культурные истоки и причины неэффективности применяемых противодействий.  URL:

Список литературы Рост ксенофобии и экстремистских настроений как следствие усиливающейся пассионарности современной молодежи

  • Исмаилов Б. Теоретические аспекты противодействия молодежному экстремизму и правоприменительная практика зарубежных государств. URL: http://www.portalus.ru.06.02.2011
  • Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления//Социс. 2008. № 5. С. 37-47.
  • Паин Э.А. Этнологический экстремизм в России: социально-культурные истоки и причины неэффективности применяемых противодействий. URL: http:www.demoscope.ru//weekly/2006/0231analit.php
Статья научная