Рождение жанра и риторические стратегии дневника писателя 1873 года

Бесплатный доступ

Рассматривается роль редакторской деятельности Достоевского в газете-журнале «Гражданин» в формировании жанровых особенностей и риторических стратегий Дневника писателя 1873 года. Автор статьи полагает, что новая форма, возникшая на пересечении публицистики и художественного вымысла, во многом обусловливалась противоречивыми установками редакционной политики и деятельностью Достоевского-редактора, пытавшегося сохранить консервативный облик журнала и вместе с тем расширить круг читателей, придерживающихся иной общественной ориентации.Создавая новую форму Дневника как литературного произведения, Достоевский начал активно использовать ресурсы риторики, сохраняя также прежние достижения в сфере поэтики. Это привело к обращению к таким риторическим приемам, как парадоксальность энтимемы, прием подразумеваемого слова, скрытое цитирование, использование метаязыковых и метатекстовых процедур, средств иронии и пародии. Автор Дневника активно использовал нехарактерные для прежних произведений мотивы: ложное забвение, игра с псевдонимами, масочность, наваждение и др. Целый ряд изменений можно обнаружить и в традиционных риторических жанрах - проповеди и исповеди. Оставив в начале 1874 г. пост редактора, Достоевский продолжил жанровые и риторические эксперименты в своем Дневнике, но теперь они уже не связывались с позицией «Гражданина» и предоставляли автору бо льшую свободу творческой мысли.

Еще

Риторика, коммуникативные стратегии, энтимема, пародия, ирония, метатекст

Короткий адрес: https://sciup.org/147241580

IDR: 147241580   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2023-22-6-21-28

Список литературы Рождение жанра и риторические стратегии дневника писателя 1873 года

  • Акелькина Е. А. Дневник писателя за 1876-1877 гг. // Достоевский. Сочинения. Письма, Документы: Словарь-справочник. СПб., 2008. С. 263-272.
  • Борисова В. В. «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского в фокусе современных интерпретаций // Идеи и идеалы. 2016. Т. 1, № 2 (38). С. 128-137.
  • Волгин И. Л. «Дневник писателя»: текст и контекст // Достоевский. Материалы и исследования. Л.: Наука, 1978. Т. 3. С. 151-158.
  • Габдуллина В. И. Литературно-критический дискурс в «Дневнике писателя». Барнаул, 2013. 149 с.
  • Достоевский Ф. М. Дневник писателя 1873 г. // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1980. Т. 21. 551 с.
  • Изер В. Акты вымысла, или Что фиктивного в фикциональном тексте // Немецкое философское литературоведение наших дней: Антология. СПб., 2001. С. 186-216.
  • Ковалёв О. А. Нарративные стратегии в творчестве Ф. М. Достоевского. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011. 316 с.
  • Мещерский В. П. Мои воспоминания. М.: Захаров И. В., 2003. 862 с.
  • Рубцова Е. В. Публицистика как основа «Дневника писателя» Достоевского // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 1 (30). С. 289-292.
  • Толстой Л. Н. Война и мир. Том второй // Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М.: Худож. лит., 1980. Т. 5. 429 с.
  • Туниманов В. А. Публицистика Достоевского. «Дневник писателя» // Достоевский - художник и мыслитель. М.: Худож. лит., 1972. С. 165-209.
  • Фокин П. Е. «Дневник писателя» как актуальный текст ХХ века // Достоевский и ХХ век. М.: ИМАИ РАН, 2007. Т. 1. С. 426-451.
  • Чебышев-Дмитриев А. И. Журналистика и библиография // Голос. 1872. № 8, 8 янв.
Еще
Статья научная