Русская купеческая морская торговля при Петре I
Автор: Ярославцев В.Г.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 12-2 (31), 2016 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140117542
IDR: 140117542
Текст статьи Русская купеческая морская торговля при Петре I
Отправной точкой нового периода в истории русской торговли стало завоевание Петром берегов Балтийского моря и основание нового порта -Петербурга. «При самом начале сего благополучного порта, - повествует М.Д. Чулков в «Историческом описании российской коммерции при всех портах и границах», - как будто неким провидением приведен был голландский купеческий корабль в 1703 г. осенью, дабы, возвратясь, возвестил оной Европе, что имел щастие быть при новоначинающемся порте, который в глазах неприятельских, против всех чаяний и некоторых желаний, основывается, увеличивается и привлечет всю северо-западную коммерцию, что, наконец, и учинилось».
По свидетельству «Санкт-Петербургских ведомостей», в ноябре 1703 г. в устье Невы нечаянно зашло нидерландское судно с вином и солью, направлявшееся, вероятно, в Ниеншанц; капитан был приглашен к столу А.Д. Меншиковым (1673–1729) и ему выдали 500 золотых червонцев, а матросам - по 300 ефимков каждому; при всяком новом прибытии капитану обещано по 100 рублей, соответствующее вознаграждение гарантировалось и матросам. После завоевания Дерпта, Нарвы, Ивангорода и, следовательно, всей Ингерманландии Петр устроил адмиралтейство, верфь и объявил иностранным государствам через их посольства о новой русской гавани. Подобные оповещения, как и постройка кронштадтской крепости и Гостиного двора, не превращали Петербург в великий купеческий магазин: цены в столице были значительно выше, чем в Архангельске.
Это препятствие, затруднявшее провоз, Петр постарался устранить путем соединения Волги с Невою. Сразу же после взятия Азова в 1696 г. Петр I наметил строительство канала между Волгой и Доном. В 1701 г. работы прервались в связи с тем, что Петр и его советники решили соединить бассейны Дона и Волги по более северной трассе. В 1703 г. было принято решение о постройке Вышневолоцкой водной системы для соединения бассейна Волги (а значит, и Каспийского моря) с Балтийским морем. Трасса Вышневолоцкой системы шла от Волги через ее приток, р. Тверцу, далее по запроектированным искусственным Вышневолоцкому и Цнинскому каналам, р. Дне, через Мстинское озеро, р. Мету, Сиверсов и Вишерский каналы, Ильмень и Волхов, Ладожское озеро (Ладожские каналы) и р. Неву – к Финскому заливу. Общая длина системы от Петербурга до Рыбинска составляла 1309 верст.
После неудачных работ под руководством голландских мастеров перестройку Вышневолоцкой гидротехнической системы Петр I поручил Михаилу Ивановичу Сердюкову (1677-1754), по происхождению калмыку или монголу, купленному в Средней Азии и вывезенному оттуда купцом М.Г. Евреиновым. Сердюков обратил на себя внимание царя на рыбных промыслах в Астрахани вместе с другим приказчиком – П.П. Шафировым (1669–1739), которого Петр определил на службу в Посольский приказ. Доступ к государственной и предпринимательской деятельности отныне определялся лишь способностями и не зависел от случайностей рождения. Та же цель преследовалась и табелью о рангах, все чины которой постепенно проходил и сам царь, получая каждый чин за действительно оказанную услугу.
Сущность проекта Сердюкова, одобренного Петром, сводилась к тому, чтобы устранить основной недостаток Вышневолоцкой системы – маловодность. Работы должны были производиться Сердюковым за его счет (своим иждивением), для чего Петр сдал ему на откуп таможенные, канцелярские и некоторые другие сборы в Вышнем Волочке, предоставил взыскание платы с купеческих судов, проходивших по Вышневолоцкой системе, дал право новгородскому купецкому человеку (так именовался теперь М.И. Сердюков) владеть безоброчно 50 лет мельницами и другими заведениями. Опираясь на царскую поддержку, мастер-гидротехник за два года закончил главные работы и получил Вышневолоцкую систему в свое полное управление. Стоимость провоза по водной дороге оказалась примерно в десять раз ниже, чем стоимость перевозки гужом. Этим путем в Санкт-Петербург доставлялись уральское железо и поволжский хлеб1.
Употребив принуждение для собственной пользы купечества, Петр добился того, что число посещавших петербургский порт кораблей росло из года в год и достигло к 1724 г. 180 судов, тогда как число входивших в гавань Архангельска иностранных кораблей за тот же период уменьшилось со 126 до 34. Кроме дерева в деле, дегтя, ворвани и добываемых на берегах Белого моря продуктов, русских товаров в Архангельск не завозилось: остальные шли в столичную гавань. Торговля через Архангельск сократилась в 12 раз.
В 1726 г. объемы внешнеторговых операций Архангельского порта составили (в руб.): вывоз – 285 387 и ввоз – 35 846, а порта в Петербурге – соответственно 2 403 423 и 1 549 697 руб.
Петербург становился самым важным торгово-промышленным центром страны. Здесь сосредотачивались огромные массы товаров для экспорта и импорта. Растущий город нуждался в потребительских товарах, в сырье для промышленности и в сбыте готовой продукции. Все это вело к расширению торгово-промышленных связей, требовало сооружения усовершенствованных путей сообщения, искусственных каналов и морских портов.
Вторым по значению стал торговый Рижский порт, открывший ворота для потока товаров черноземных районов России, тяготеющих к Верхней Оке.
Морская торговля России почти исключительно сосредоточилась на Балтийском море, и это положение не менялось до начала XIX в., когда 85% привоза и 91% вывоза падало на порты Балтийского моря.
Задачу свою Петр связывал не только с выходом России к морю, но и с тем, чтобы, по словам современников, сделать из своих подданных настоящих купцов и подвигнуть их на то, чтобы отечественные товары отвозились и сбывались в чужих краях не посредством других мореплавательных народов, а на собственный счет и на своих судах.
В 1703 г. под кровом небесным, на Троицкой площади, была учреждена биржа как место регулярных собраний купечества для заключения торговых сделок, соглашений о найме кораблей, получения информации о ценах, товарах и курсах валют. К началу 1720 г. петербургская биржа, находившаяся под управлением и жестким контролем со стороны Коммерц-коллегии, была перенесена в новое здание на стрелку Васильевского острова. Коммерц-коллегией назначались маклеры, как правило, из числа иностранцев, знавших биржевую практику Европы, во главе с гоф-маклером. Маклеры приносили присягу биржевому комитету, состоящему из наиболее авторитетных предпринимателей и опытных маклеров. Первым гоф-маклером стал разорившийся английский купец С. Мюкс, назначенный на эту должность Петром I.
Список литературы Русская купеческая морская торговля при Петре I
- Ярославцев В.Г. История российского предпринимательства: учеб.пособие/Новосиб.гос.ун-т экономики и управления. -2-е изд., перераб. и доп. -Новосибирск, 2012