Русская народная утопия, общественный уклад и религиозный мир народов Азии и Африки в контексте внешней политики Российской империи в конце XIX - начале XX в

Автор: Полунов Александр Юрьевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Философские науки

Статья в выпуске: 2 (97), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются внешнеполитические предприятия России конца XIX - начала XX в., касавшиеся ряда народов Азии и Африки - ассирийцев Северной Персии, эфиопов, этнических групп Дальнего Востока. Стремление установить контакт с отдаленными странами и регионами, диктовавшееся в первую очередь прагматическими (политическими, военными) мотивами, во многом определялось также факторами идеологического характера. В отдаленных землях рассчитывали найти нетронутый патриархальный уклад, средоточие истинной религиозности, соприкосновение с которыми в какой-то степени позволило бы решить духовно-нравственные проблемы России. Моральные качества жителей далеких земель, сложившийся в их странах общественный уклад и церковные порядки во многих случаях воспринимались как образец для подражания. Мотивы продвижения в далекие страны в известной мере перекликались с сюжетами утопических сказаний, распространенных в народной среде, - легендой о стране Беловодье, преданиями казаков-некрасовцев о «граде Игната».

Еще

Старообрядцы, утопия, внешняя политика, Беловодье, Дальний Восток, ассирийцы, Эфиопия, Н. И. Ашинов, «град Игната», Р. Ф. Унгерн

Короткий адрес: https://sciup.org/140257041

IDR: 140257041   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2021_2_181

Список литературы Русская народная утопия, общественный уклад и религиозный мир народов Азии и Африки в контексте внешней политики Российской империи в конце XIX - начале XX в

  • Артамонов (1979) — АртамоновЛ.К. Через Эфиопию к берегам Белого Нила. М.: Наука, 1979.
  • Белозерский (1887) — [Белозерский Е.] Что такое Абиссиния и чего хотят от нее итальянцы. М.: Университетская типографии, 1887.
  • Булатович (1971) — Булатович А.К. С войсками Менелика II. М.: Наука, 1971.
  • Булатович (1987) — Булатович А.К. Третье путешествие по Эфиопии. М.: Наука, 1987.
  • Бучинский, Балахнов (1900) — Бучинский Вл., Балахнов С. (сост.) Наши черные единоверцы. СПб.: Русский паломник, 1900.
  • Вуколов (1893) — Вуколов И., свящ. Рассказы абиссинца // Труды Киевской духовной академии. 1893. № 1.
  • ГА РФ — Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. Оп. 92 (3-е делопроизводство). Д. 598. Т. I. Л. 205, 248 об.- 249.
  • Долганев (1895-1896) — ДолганевЕ.Е. Современная Абиссиния // Богословский вестник. 1895. № 4 (2-я пагинация); № 5 (2-я пагинация); № 8 (2-я пагинация); № 12 (2-я пагинация); 1896. № 3 (2-я пагинация).
  • Елец (1898) — Елец Ю. Император Менелик и война его с Италией: по документам и походным дневникам Н. С. Леонтьева. СПб., 1898.
  • Ефрем Цветаев (1901) — Ефрем (Цветаев), архим. Поездка в Абиссинию. М.: Университетская типография, 1901.
  • ИВР СПб — Институт восточных рукописей (Санкт-Петербург), Архив. Разряд III. Оп. 3. Д. 36 (1). Л. 9, 24, 8: Воспоминания об Ашиновской экспедиции бывшего есаула в экспедиции капитана Нестерова.
  • Кохановский (1922) — [КохановскийАИ.] Абиссиния. Доклад министру иностранных дел С. Сазонову А. Кохановского, бывшего врача при императорской российской миссии в Абиссинии, 1 июня 1913 г. // Новый Восток. М., 1922. Кн. I.
  • Л.А. (1898) — Л.А. [Лопухин А.П.] Католикос востока и его народ. Очерки из жизни сирохалдеев-несториан в Персии и Турции // Христианское чтение. 1898. № 9.
  • Лопухин (1898) — Лопухин А. П. Новое поприще для миссии Св[ятой] православной церкви. Несторияне или сиро-халдейцы, их происхождение, история, теперешнее состояние и стремление у православию. Чтение на торжественном собрании С.-Петербургского Братства Пресвятой Богородицы 2 февраля 1898 г. СПб.: Тип. А. П. Лопухина, 1898.
  • РГИА — Российский государственный исторический архив. Ф.796. Оп.205. Д.518. Ч. 2. Л. 82-82 об.; Ф. 797. Оп. 79. Отд. 2. Ст. 3. Д. 501. Л. 21-21 об.; Оп. 83. Отд. 2. Ст. 3. Д. 425. Л. 17-18 об.
  • Российско-эфиопские отношения (1898) — Российско-эфиопские отношения в XIX — начале XX в.: Сборник документов. М.: Восточная литература, 1998.
  • Софония (Сокольский) (1876) — Софония (Сокольский), епископ Туркестанский и Ташкентский. Современный быт и литургия христиан инославных Иаковитов и Нестори-ан с кратким очерком их иерархического состава, церковности, богослужения и всего, что принадлежит к отправлению их церковных служб, особенно же их литургии. СПб.: Тип. дух. журнала «Странник», 1876.
  • Спасский (1898) — СпасскийА.А. Сиро-халдейские христиане и присоединение их к православной церкви // Богословский вестник. 1898. № 5.
  • Ухтомский (1904) — Ухтомский Э. Э. Из области ламаизма. К походу англичан в Тибет. СПб.: Паровая скоропечатня «Восток», 1904.
  • Хохлов (1903) — Хохлов Т.Г. Путешествие уральских казаков в «Беловодское царство». СПб.: Типо-литография «Герольд», 1903.
  • Агуреев (2011) — Агуреев С.А. Эфиопия в отражении российского общественного мнения в конце XIX — начале XX в. М.: РУДН, 2011. 264 с.
  • Григорьева (2003) — Григорьева С.В. Образ эфиопского императора Менелика II в российской мемуарной литературе рубежа XIX-XX вв. // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. Сер.: История. 2003. № 2. С. 43-52.
  • Григорьева (2014) — ГригорьеваС.В. Н.И.Ашинов: африканская эпопея // Слава и забвение. Парадоксы биографики. СПб.: Алетейя, 2014. С. 504-523.
  • Кузьмин (2011) — Кузьмин С.Л. История барона Унгерна: опыт реконструкции. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. 659 с.
  • Кычанов (1989) — КычановЕ.И. Сирийское несторианство в Китае и Центральной Азии // Палестинский сборник. Л.: Наука, 1989. Вып. 26 (89). С. 76-85.
  • Луночкин (1999) — ЛуночкинА.В. «Атаман вольных казаков» Николай Ашинов и его деятельность. Волгоград: Изд-во Волгоградского ун-та, 1999. 129 с.
  • Межуев (1999) — МежуевБ.В. Моделирование понятия «национальный интерес» на примере дальневосточной политики России конца XIX — начала XX в. // Полис. 1999. № 1. С. 26-39
  • Селезнев (2005а) — Селезнев Н. Старообрядцы XVIII в. и «асирские христиане» Японии // Волшебная гора. Традиция. Религия, Культура. М., 2005. Вып. 11. С. 160-165.
  • Селезнев (2005б) — Селезнев Н. Уйгуры-христиане и их религиозно-историческая судьба // Волшебная гора. Традиция. Религия, Культура. М., 2005. Вып. 11. С. 72-76.
  • Стефан Садо (1996) — Стефан (Садо), иеромонах. Русская православная миссия в Урмии (1898-1918) // Христианское чтение. 1996. № 13. С. 73-112.
  • Суворов (2005) — СуворовВ.В. Восточничество. Культурно-историческая концепция и имперская идеология. Саратов: Изд-во Саратовского гос. мед. ун-та, 2015. 105 с.
  • Схиммельпеннинк ван дер Ойе (2009) — Схиммельпеннинк ван дер Ойе Д. Навстречу Восходящему солнцу. Как имперское мифотворчество привело Россию к войне с Японией. М.: НЛО, 2009. 419 с.
  • Хренков (1992) — ХренковА.В. Россия и Эфиопия: развитие двусторонних связей (от первых контактов до 1917 г.). М.: Институт Африки РАН, 1992. 200 с.
  • Цыпкин, Ягья (1989) — Цыпкин Г.В., Ягья В. С. История Эфиопии в новое и новейшее время. М.: Наука, 1989. 404 с.
  • Чистов (2011) — Чистов К.В. Русская народная утопия (генезис и функции социально-утопических легенд). СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. 523 с.
  • Юзефович (2010) — Юзефович Л.А. Самодержец пустыни: барон Р.Ф. Унгерн-Штер-нберг и мир, в котором он жил. М.: Ad Marginem, 2010. 672 с.
  • Kurt (2013) — KurtA. The Search for Prester John, a Projected Crusade and the Eroding Prestige of Ethiopian Kings, c.1200 — c.1540 // Journal of Medieval History, 2013. Vol. 39. No. 3. P. 297-320.
  • Salvadore (2010) — Salvadore M. The Jesuit Mission to Ethiopia (1555-1634) and the Death of Prester John // World-Building and the Early Modern Imagination. New York: Palgrave Macmillan, 2010. Р. 141-171.
Еще
Статья научная