Русский национализм и ислам

Автор: Малашенко Алексей Всеволодович

Журнал: Вестник Евразии @eavest

Рубрика: Безопасность

Статья в выпуске: 2, 1996 года.

Бесплатный доступ

По данным опроса, проведенного в 1993 году Всероссийским центром общественного мнения (ВЦИОМ), мусульманами считают себя лишь 2 процента населения России, что составляет около 3 млн. человек 1. Вроде бы немного (но и не так уж мало). Но вот министр иностранных дел РФ Андрей Козырев в том же году назвал на порядок большую цифру - 20 млн. мусульман. Глава Духовного управления мусульман Центральной России, имам Московской соборной мечети Равиль Гайнуддин и заместитель Председателя комитета по свободе совести и вероисповеданию Верховного совета РФ Мурад Заргишиев определили численность российских мусульман в 19 млн. человек 2. О 14-15 млн. говорил председатель Центрального Духовного управления (бывшее Духовное управление мусульман европейской России и Сибири) Талгат Таджуддин 3. Российский востоковед В. В. Наумкин предлагает цифру 11,5 млн. 4. Данные ВЦИОМа - экстраполяция результатов, полученных по опрошенной выборке. Все прочие цифры - сугубо оценочные. Как получаются эти оценки? Очевидно, что проще всего количество российских приверженцев ислама можно определить, сложив численность народов, традиционно исповедующих ислам. В этом случае a priori признается, что каждый, кто принадлежит к этим народам, является мусульманином (такого мнения, кстати, придерживается мусульманское духовенство). Приплюсовав к титульному населению входящих в РФ мусульманских республик рассеянную по Центральной России и Сибири диаспору соответствующих народов, получим цифру в 12-13,5 млн. человек. Как видим, она очень близка к оценкам Талгата Таджуддина и В. В. Наумкина. Добавим, что нельзя игнорировать мнение, что женщина, выходящая замуж за мусульманина, и дети от такого брака автоматически причисляются к мусульманам. Кроме того, исламские духовные деятели говорят о скрытых мусульманах - о тех, кто уже перешел в ислам душою, но еще не осознал этого и не исполнил соответствующего обряда посвящения (обрезания). Наконец, некоторые исламские идеологи, в частности один из лидеров созданной в 1990 году (ныне распавшейся) Исламской партии возрождения и директор центра Таухид Гейдар Джемаль утверждает, что официальная статистика всегда скрывала истинные данные о количественном составе мусульманских народов (на чем он настаивал во время беседы с автором в июне 1996 года). Таким образом счет российских граждан, исповедующих ислам, идет на миллионы, в России проживает многочисленное и в общем влиятельное мусульманское меньшинство. И в этом - первая причина, по которой свою позицию по отношению к исламу должны определить все политические силы России. Второй причиной является то, что в лоно ислама вернулись или возвращаются государства Центральной Азии и Азербайджан. В-третьих, Россия унаследовала от Советского Союза достаточно длительные и прочные отношения с мусульманскими государствами дальнего зарубежья, и эта часть наследства не может игнорироваться в процессе становления ее собственного внешнеполитического курса. И, наконец, хотя российские политики в большинстве своем скептически и даже с иронией относятся к пророчествам американского политолога Самуэля Хантингтона о столкновении (clash) цивилизаций, а центр тяжести глобальных противоречий по-прежнему видят в экономической и социально-политической сферах, они неизбежно сталкиваются с необходимостью рассматривать проблемы Татарстана, Чечни или Боснии в контексте дихотомии мусульманский мир - христианский мир, даже если публично об этом и не говорится. Косвенным доказательством признания воздействия конфессионального фактора на политическое противостояние являются непрестанные призывы не допустить превращения этнополитических конфликтов, вспыхивающих в зоне контакта двух миров, в религиозные. Все это в большей или меньшей мере осознается или, по крайней мере, ощущается основными политическими силами в России. В своей статье я постараюсь прояснить позиции по отношению к исламу, занимаемые одной из таких сил - русскими националистами.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14911676

IDR: 14911676

Список литературы Русский национализм и ислам

  • Московский комсомолец, 1993, 17 апреля.
  • Наумкин В. В. Россия и ислам//Современный ислам: культура и политика. М., 1994. С. 152.
  • Вече, 1993, № 50. С. 31.
  • Россия и мусульманский мир, 1994. № 6. С. 8.
  • Жириновский В. В. Последний бросок на юг. М., 1993. С. 74-75.
  • Известия, 1993, 23 августа.
  • Завтра, 1996. № 28.
  • Баркашов А. П. Азбука русского патриота. М., 1992. С. 30-38.
  • Пруссаков В., Широков А. Слава России! Фронт Национально-революционного действия. М., 1993.
  • Русский порядок, 1994. № 6-7.
  • Русаков И. Великодушной России пришло время измениться//Молодая гвардия, 1993. № 7.
  • Печенев С. И. Возвращение к Богу. М., [б.г.]
  • Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Будь верен до смерти. М., 1993. С. 4, 12.
  • День, 1991, 17-23 ноября.
  • Советская Россия, 1993, 13 мая.
  • Лимонка, 1996. № 49.
  • Программа Национал-большевистской партии. М., [б.г.].
  • Круглый стол Геополитика и ислам, сентябрь 1993. Стенограмма. С. 9-10.
Статья научная