Русский сибиряк в несовместимой совместимости Запада и Востока

Бесплатный доступ

История «российской Евразии» представляет вариант формирования социокультурного сообщества русских сибиряков в процессе адаптации населения к вызовам факторов новой среды. Природные, социальные, этнокультурные характеристики Сибирского края преобразовались под воздействием факторов русской материальной и духовной культуры. Одновременно внутри культуры первых русских поколений Сибири и в сознании ее носителей шли изменения соответствия со средой по принципу обратной связи малыми импульсами «микромутаций». В течение XVII-XVIII вв. результатами взаимного приспособления социума русских старожилов и среды стало формирование нового «месторазвития», субэтнической идентичности, самосознания и характера. Ментальность и традиции в процессе адаптации культуры в XVIII-XIX вв. закрепляются в культурных традициях в рекомбинации прошедших естественный отбор мутаций на уровне генетических программ и структуры этнических констант. Социум старожилов непрерывно социализировал в свою среду новых переселенцев. Поэтапная динамика адаптации содержала в себе этапы материального, социального и психологического «вживания» их в сообщество русских старожилов. Процесс полуторавековой адаптации в экстремальную среду трансформировал традиционное иррациональное, чувственно-эмоциональное «мировидение» в рациональную, прагматичную психологию «западного человека». Процесс, в котором рациональная «мысль рождала» стереотипы активного прагматичного преобразователя мира. Одновременно в ценностных установках православно-языческой мировоззренческой картины мира в старожилах компенсаторно возрастали установки совестливости, смирения, сочувствия, милосердия, сострадания. Данные ценностные факторы, согласно русским и в целом восточным традициям, определялись понятием «душа». В постулатах русской культуры данный фактор отразился в поговорке «Душа рождает характер». Отсюда суровые реалии физической адаптации старожилов формировали в них внешнюю поведенческую рациональность, истоки в психологических установок уходят в славяно-русскую этническую духовность. В результате этнопсихологического анализа автором статьи сделан инновационный вывод: несовместимость цивилизационных полюсов рациональности и духовности была преодолена формированием в характере российского сибиряка качества нравственной рациональности.

Еще

Освоение сибири, адаптация, факторы экстремальной сибири, факторы психологической адаптации, рациональное мышление, духовность (душа), сибирский характер, духовный рационализм

Короткий адрес: https://sciup.org/140305339

IDR: 140305339   |   DOI: 10.36718/2500-1825-2024-2-193-204

Список литературы Русский сибиряк в несовместимой совместимости Запада и Востока

  • Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. № 2. С. 81.
  • Там же. С. 81.
  • Маркарян Э.С. Культурная традиция и задача дифференциации ее общих и локальных проявлений // Методологические проблемы этнических культур: мат-лы симпозиума. Ереван, 1978. С. 86.
  • Записки Красноярского подотдела Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества по этнографии. Красноярск, 1902. Т. 1. Вып. 1.
  • Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М., 2000. С. 215.
  • Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. 1991. № 12. С. 32.
  • Щапов А.П. Собрание сочинений: Дополнит. том к изд. 1905-1908 гг. Иркутск: Вост.-Сиб. обл. изд-во, 1937. С. 149.
  • Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. М., 1994. С. 30-31.
  • Мельникова АА. Язык и национальный характер. Структуры языка и ментальности. СПб., 2003. С. 117.
  • О структуре диалектного языка. URL: https://studfile.net/preview/9537022/page:38.
  • Степанов А.П. Енисейская губерния. Красноярск: Горница, 1997. Ч. 2. С. 112.
  • Розен А.Е. Записки декабриста. Иркутск, 1984. С. 132.
  • ГАКК. Ф. 793. Оп. 1. Д. 2. Л. 36.
  • Автор дважды в жизни (в 1960-1980-х гг.) был свидетелем «передачи» пожилыми старожилками Красноярского края предметов пользования своим сравнительно умершим мужьям через «новоумерших» женщин.
  • Быличка со слов Баландина Андрея Викторовича, жителя с. Имисское Курагинского района. Красноярск: [б.и.], 2000.
  • Виноградов Г. Поверья и обряды крестьян-сибиряков // Сибирский архив. Иркутск, 1915. Кн. 3. С. 111.
  • Например, всестороней организации возможного выживания на ямщине до выезда на дорогу. Отсюда обычные сообщения: «В эту зиму на тракте от замерзания померло восемь российских ямщиков. Случаев замерзания местных, сибирских не отмечено».
  • История Сибири. Т. 2. Л.: Наука, 1968. С. 210; Свидетельства в итогах полевых исследований автора очерков.
  • СабуроваЛ.М. Культура и быт русского населения Приангарья. Л., 1967. С. 170.
  • Страна изгнания и Исчезнувшие люди: сиб. очерки С. Турбина и Старожила. СПб.: К.Н. Плотников, 1872. С. 163.
  • Попов И.И. Забытые иркутские страницы: Записки редактора. Иркутск, 1989. С. 17.
  • Крысько В.Г. Этническая психология. Англичане. URL: https://studme.org/61905/psihologiya/anglichane.
  • Крысько В.Г. Этническая психология. Русские. URL: https://studme.org/ 61893/psihologiya/psihologicheskie_osobennosti_predstaviteley_raznyh_natsiy.
  • Бердяев Н. Русская идея. СПб.: Азбука-классика, 2008.
  • Практическая психология. Ценностные ориентиры практической психологии. Гл. 17. URL: https://med-tutorial.ru/m-lib/b/book/3937883149/275.
  • Андюсев Б.Е. Традиционное сознание крестьян-старожилов Приенисейского края 60-х гг. XVIII - 90-х гг. XIX в.: Опыт реконструкции. Красноярск, 2004; Он же. Нравственно-духовный портрет русских старожилов Сибири. Красноярск, 2022; Его же. На Сибири мы сибиряки. Книга очерков. Красноярск, 2023 и др.
Еще
Статья научная