Русское население Сибири: основные черты современного самосознания и культуры
Автор: Жигунова М.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: XVI, 2010 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521659
IDR: 14521659
Текст статьи Русское население Сибири: основные черты современного самосознания и культуры
Особенность современной социокультурной ситуации заключается в объективном противоречии между возросшим интересом к традиционной культуре и стремительным сужением сферы ее естественного бытования. В настоящее время требуется огромное и всестороннее внимание к проблемам восстановления культурной преемственности, восполнения дефицита информации по особенностям региональных и локальных этнокультурных традиций. Поскольку русские являются самым многочисленным этносом сибирского региона, то знание основ и современных тенденций их самосознания и историко-культурного развития является социально востребованным и необходимым условием для успешной реализации социально-экономической и региональной культурной политики, оптимизации межнациональных отношений.
Трудности исследования русского населения Сибири во многом обусловлены недостаточной изученностью и нехваткой конкретных материалов по доминирующим группам русских. Более 50 лет назад была опубликована первая обобщающая коллективная монография, посвященная этнографии народов Сибири. В ней отмечалось, что «…историкам, этнографам, литературоведам и представителям других специальностей предстоит изучить огромный фактический материал о культуре русского народа в Сибири, еще по существу никем не исследованный…» [Народы …, 1956]. С тех пор прошло немало лет, но культура русских в местах их позднего расселения по-прежнему остается слабоизученной. «Несомненно, что жизнь русских в Сибири была отмечена особой спецификой, она не стояла на месте, а постоянно развивалась. Но в каких формах происходило этническое развитие русского населения в этих местах, какие компоненты материальной и духовной культуры взаимодействовали сильнее, какие оставались без изменения и доминировали в создании той или иной этнографической группы? Пока эти вопросы остаются открытыми» [Болонев, 1998]. Основная часть опубликованных исследований, посвященных культуре русских в Сибири, характеризуется хронологическими рамками конца ХІХ – начала ХХ вв., исследования второй половины ХХ – начала ХХІ вв. пока довольно немногочисленны и фрагментарны [Томилов, Алисов, Жигунова, 2003]. Представленная работа является некоторым обобщением 25-летних научных историко-этнографических, этносо- циологических, культурологических и музееведческих изысканий автора. Эти исследования проводились на территории Алтайского края, Кемеровской, Омской, Новыосибирской, Томской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, республики Хакасии, Красноярского края, Северного Казахстана. Материалы собирались студентами омских университетов, сотрудниками Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН, Сибирского культурного центра и Омской областной общественной организации «Центр славянских традиций», а также - лично автором. Существенным источником послужили материалы, собранные в 2000-2010 гг. при чтении авторских лекционных курсов: «Русская культура в Сибири: традиции и современность», «Современные этнические процессы у русских Сибири», «Русские сибиряки: проблемы самосознания и культуры».
Исторически складывалось так, что в формировании русского населения Сибири приняли участие выходцы из различных губерний Европейской России и Урала, различные по своему социальному, конфессиональному и этническому составу. На первых этапах заселения преобладали выходцы из северно-русских и приуральских регионов, а с конца ХVІІІ в. возрос удельный вес переселенцев из южнорусских и поволжских губерний. С середины ХХ в. сюда устремились новые переселенческие потоки, связанные с ее промышленным освоением, разработкой нефтяных и газовых месторождений, целинных и залежных земель. После распада Советского Союза этническая мозаичность сибирского региона возросла не только за счет мигрантов из бывших советских республик, но и различных стран Дальнего Зарубежья. Поэтому современное русское население Сибири отличается довольно высокой гетерогенностью, а традиционнобытовая культура отдельных групп характеризуется значительным диапазоном вариативности.
В этнографической литературе неоднократно указывалось на тесную взаимосвязь самосознания и культуры этносов. Отдельные итоги наших многолетних исследований этнического, регионального и конфессионального самосознания русского населения Сибири уже опубликованы [Жигунова, 2009], поэтому мы остановимся на основных выводах. Отсутствие стабильности, неуверенность в завтрашнем дне, резкая дифференциация общества, усиление социальной стратификации, непонимание отдельной части населения социально-экономических и политических реформ середины 1980-х гг., вызвали активизацию усилий в поиске защитных механизмов человеческого существования. Это привело к всплеску этнического самосознания, определенному росту этнической консолидации, усилению интереса к истории и культуре своего народа. В ответах на вопрос о самоназвании, начиная с 1990-х гг., четко фиксируется рост вариативности. При опросах встречаются различные виды самоидентификации: биологическая, этническая (национальная, этногрупповая), конфессиональная, региональная, гражданская, социальная, гендерная и др.
Территория Сибири относится к зонам активных этнических взаимодействий. Наряду с русскими здесь проживают представители более 200 различных народов. Самыми многочисленными из них являются немцы, украинцы, казахи, татары, белорусы, чуваши. Для русских в целом характерны положительные установки на межнациональное общение и активные этнокультурные контакты с другими народами (примерно в 70 % семей встречаются родственники других национальностей) [Жигунова, 2010]. При этнической самоидентификации у многих возникают проблемы: «трудно сказать, много в нас всякой крови намешано», «метис», «полукровка», «полурусок» У многих респондентов возникают определенные трудности при самоопределении, зачастую не совпадают самоидентификация и реальная ситуация, языковая и этническая идентичности. Растет число лиц, затрудняющихся четко определить свою этническую и особенно - социальную принадлежность. Это напрямую связано с теми сложными и противоречивыми процессами, которые происходят в современном российском обществе. Активно декларируется религиозная идентичность, гражданская фиксируется слабо, все чаще (особенно – женщинами) используются гендерные характеристики. Региональная идентичность характеризуется положительной динамикой, а топоним «сибиряк» все чаще используется в качестве этнонима.
Специфической чертой для русских является значительный диапазон вариативности традиционно-бытовой культуры, обусловленный разнообразными историческими, политическими, социально-экономическими, природно-географическими, этническими и другими факторами. В связи с этим существует множество локальных региональных и специфических особенностей в культуре отдельных групп русского наеления Сибири. Ранее для каждой из этих многочисленных групп была характерна определенная замкнутость, ограниченность брачного круга. С первой трети ХХ в. началась активная ломка традиционных устоев, интенсивное смешение представителей различных групп (этнических, этнокультурных, социальных, конфессиональных). Далее мы остановимся не на отдельных специфических локальных этнокультурных характеристиках, а на наиболее общих чертах современной традиционно-бытовой культуры русских.
В сфере материальной культуры прослеживается наибольшее влияние процессов урбанизация и стандартизация быта. Одежда продолжает утрачивать свой ярко выраженный ранее знаковый характер и, практически уже утратила функцию этноразделителя, чему способствует повсеместное распространение одежды и обуви промышленного производства. Этническая специфика прослеживается преимущественно в зимней одежде и обуви. Традиционный народный костюм в обобщенной стилизованной форме используется в качестве сценической одежды фольклорно-этнографическими коллективами и работниками культуры. Наиболее этнически маркированной из материальной культуры оказалась традиционная пища (хотя и подверглась мощным инновационным потокам и поликультурным заимствованиям).
Развитие современной семьи идет по пути дальнейшего увеличения доли малых семей. Территориальная разобщенность, отдельное проживание детей и родителей приводят не только к ослаблению родственных связей, но и к нарушению основного, традиционного способа межпоколенной трансмиссии этнической культуры. Активизирует этот процесс прогрессирующая урбанизация, отток молодого поколения в городскую местность.
Изменение социально-экономических и политических условий привело к существенным сдвигам в обрядовой жизни. Процесс трансформации традиционных праздников, начавшийся с середины ХІХ в. и обусловленный развитием новых социально-экономических отношений, усилением влияния городских форм культуры, продолжался и в ХХ в. Он шел по двум основным направлениям: с одной стороны, происходило увеличение зрелищных, развлекательно-игровых форм праздников (соответственно -увеличение роли детей и молодежи), с другой - усиление официальной стороны праздников (церковной и светской). В начале ХХ в. большинство праздников сохраняли традиционную основу, сложившуюся на основе многовекового синтеза языческих, христианских и общественно-гражданских элементов [Русский народный праздник, 2006].
Современное состояние русской традиционно-бытовой культуры в Сибири характеризуется тесным переплетением традиционных и новых черт. Изменения традиционных форм трансляции культуры, увеличение роли технически опосредованных контактов приводят к усилению позиций профессиональной культуры, которая принимает на себя в настоящий период многие функции фольклорной. В настоящий период времени этническая специфика наиболее стойко сохраняется в области духовной культуры. Основными ее носителями являются сельские жители, а из половозрастных групп - женщины и старшее поколение в целом. Социальная стратификация и поляризация российского общества по уровню доходов и ориентацией на различные традиции – западные или восточные, религиозные и светские, традиционные народные, советские, массовые и т.д. породили существующее многообразие форм современной традиционно- бытовой культуры. Несмотря на это, а также – на разнообразие культурных процессов, наличие многослойных напластований и синкретизм различных традиций, основным направлением социокультурного развития в Сибири является процесс этнокультурной консолидации и выработки общесибирских форм культуры (в русле общенациональных русских традиций). В конце ХХ – начале ХХІ вв. усилились региональные исследования, совокупность которых может способствовать переходу к написанию обобщающего коллективного труда, посвященного этнографии русских в Сибири. Используя уже имеющийся положительный опыт, необходимо продолжить научно-исследовательскую, методическую, образовательную, воспитательную и культурно-просветительскую деятельность в данном направлении.