Рыночные отношения в высшем образовании и асимметрия информации

Бесплатный доступ

В статье рассматривается проблема асимметрии информации на рынке образовательных услуг высшего образования, анализируются ситуации, в которых возникает асимметрия информации, оцениваются ее современные особенности. Проведен обзор некоторых теоретических исследований информационной асимметрии, информационного общества и раскрыта сущность информации как экономической категории при оказании образовательных услуг.

Асимметрия информации, рыночные отношения в высшем образовании, причины асимметрии информации

Короткий адрес: https://sciup.org/142142925

IDR: 142142925

Текст научной статьи Рыночные отношения в высшем образовании и асимметрия информации

Выявление особенностей рыночных отношений в высшем образовании является актуальной задачей в силу его растущей массовизации, все большей ориентации на потребителя и усиливающейся конкуренции в данной сфере. Конкуренция в сфере образования носит всеобъемлющий характер, в том числе на международном уровне. Международная конкурентоспособность образовательных систем состоит в привлекательности национальных образовательных услуг для зарубежных студентов. В условиях свободного движения трудовых ресурсов, усиливается конкуренция стран за найм высококвалифицированных специалистов с качественным образованием (высоким интеллектуальным потенциалом). В свою очередь получение качественных знаний, умений и навыков происходит в рамках национальных образовательных систем. По причине того, что наиболее способные выпускники вузов будут стремиться прежде всего к максимальной реализации своих способностей, их человеческий капитал найдет свое применение там, где будут предложены наилучшие возможности для его реализации. Вместе с тем следует понимать, что на этапе выбора учебной специальности, выпускники российских общеобразовательных школ не во всех случаях знают и осознают свои способности и предпочтения, что доказывает исследование, проведенное автором настоящей статьи [2], и ряд исследований других авторов.

Выбор будущего места обучения автоматически означает выбор своей дальнейшей карьеры, но именно на этом этапе у абитуриентов возникает огромное количество так называемых информационных шумов, то есть ситуаций, когда затрудняется принятие рациональных решений из-за стремительного увеличения объема избыточной информации, что снижает эффективность ее использования [5, с. 27].

С другой стороны, влияние информационных технологий определяет увеличение скорости и объемов производства и передачи информации, что является балансирующим фактором существующих «информационных шумов» и в то же время увеличивает роль качества информационного канала, по которому передается информация, так как в ситуации избытка информации возникает необходимость выбора источника качественной информации. Российский исследователь экономики информации И.А. Стрелец выделяет новый тип асимметричности информации в современных условиях: «Если традиционное понимание асимметричности исходит из предположения о том, что не все заинтересованные лица имеют равный доступ к к необходимой информации, то асимметричность нового типа – это ситуация, когда не все заинтересованные лица имеют равный доступ к необходимой информации в условиях ее изобилия» [5, с. 29]. Развивая данное положение, уточним его относительно рынка высшего образования в России.

Во-первых, каждый вуз в нашей стране размещает информацию, которая имеет значение для осуществления абитуриентами выбора той или иной образовательной программы, но в то же время качество предоставления такой информации может различаться существенно по различным регионам. По нашим наблюдениям, некоторые региональные вузы размещают информацию о конкурсе на место и проходному баллу за несколько лет, а другие лишь по текущему конкурсу и предыдущему году. При этом из года в год могут существенно меняться как количество бюджетных мест по отдельным направлениям (уменьшение или увеличение), так и минимальные проходные баллы и, по нашему убеждению, чаще всего абитуриент практически не обращает внимания на динамику изменения цифр приема и проходных баллов. Таким образом, асимметрия информации в такой ситуации состоит в том, что со стороны производителей благ наблюдается неравномерность в полноте предоставления и качестве предоставления информации, существенно важной для принятия решения абитуриентом, а со стороны абитуриента неспособность в полной мере оценить предоставляемую вузами информацию.

Во вторых, с нашей точки зрения, в приемных кампаниях вузов так или иначе существует конкуренция между отдельными факультетами одного вуза в ситуации, когда каждый факультет старается «завлечь» выпускника школы именно на свои учебные специальности. Такая ситуация порождает внутреннюю асимметрию информации, ведь из теории и практики маркетинга известно, что акт принятия решения о покупке является во многом актом эмоциональным и процессу продажи товара или услуги во многом способствует упаковка (внешний вид) товара или способ преподнесения услуги.

На наш взгляд, это основные факторы, способствующие появлению асимметрии информации на рынке высшего образования со стороны производителя образовательных услуг. Следовательно, дело состоит не только в объеме и качестве информации, но и ее сопутствующим свойствам, таким как умение убедить потребителя в необходимости выбора именно этого варианта.

Противоположной ситуацией на рынке образовательных услуг было бы увеличение стандартизации в сфере информирования об учебных специальностях во время приемных кампаний вузов и требование к предоставлению максимально объективной информации о спросе на те или иные специальности по окончании обучения путем наложения ограничений на чересчур оптимистические прогнозы и оценки использования выбранных профессий.

Благодаря развитию информационного характера экономики с каждым годом растет потенциальное качество предоставляемой информации о востребованности тех или иных специальностей на рынке труда. В то же время развивается концепция lifelong learning , которая предполагает периодическое переобучение специалистов с отрывом и без отрыва от производства, в условиях, когда «адаптационные возможности системы образования не соответствуют темпу преобразований в структуре спроса на специалистов» [4, с. 300]. Таким образом, информация о востребованности той или иной специальности в каждый текущий момент может устареть и перестать быть актуальной за короткое время.

С философской точки зрения, «информация по своей природе нематериальна, но в то же время она содержится в любом материальном объекте» [3, c. 12]. Например, в экономическом контексте средства труда представляют собой овеществленную в них научнотехническую информацию. Что касается наличия информации в нематериальных объектах, таких как образовательная услуга, то следует обозначить само существование образователь- ной услуги в момент ее производства и потребления в виде информации, а также информацию о характеристиках производимых и потребляемых образовательных услуг, таких как востребованность или спрос со стороны потребителей, спрос со стороны работодателей на «потребителей» данной образовательной услуги, получаемый профиль образования, сложность образовательной программы, местонахождение образовательной организации, стоимость обучения и т.д.

Информация как объект изучения в социальных науках начала рассматриваться с определенного времени разными учеными как составляющая категория различных теорий информационного общества. Исследователь философии и методологии современных теорий информационного общества Ф. Уэбстер, выделяет несколько вариантов его определения: а) технологический подход; б) экономический подход; в) подход, связанный со сферой занятости населения; г) пространственный и д) культурный подходы [6, c. 14].

Экономический подход, например, к информационным относит следующие виды деятельности: образование, право, издательское дело, средства массовой информации и производство компьютеров [6, c. 18].

К наиболее ранним исследователям-экономистам, обратившим внимание на возрастающий информационный характер экономики, относят Ф. Махлупа и М. Пората. Позднее к исследованию информационного общества обратились и другие представители социальных наук. Однако Ф. Уэбстер выявляет отсутствие единства в понятийном аппарате исследователей, а также неточности и некорректные допущения в методологиях анализа информационного общества, как объекта социальных наук. Критикуется исходная предпосылка многих авторов теорий информационного общества о том, что «технологические инновации привели к социальным изменениям» [6, c. 360-373].

В 1973 г. американским экономистом К. Эрроу была прочитана лекция на тему «Информация и экономическое поведение», в которой было дано интересное с точки зрения теории информационной экономики определение: «Где существует неопределенность, имеется и возможность ее уменьшить, называемая информацией. Информация – понятие, прямо противоположное термину «неопределенность» [7, с. 98]. Один из аспектов существования информации в сфере образования как экономической категории обсуждается К. Эрроу в этой же лекции: «Система образования, проблемы которой часто рассматривались в экономических исследованиях, является отраслью, предназначенной для передачи индивидам знаний, то есть информации. Критерием успешного выполнения поставленных перед ней задач считается процесс проверки знаний учащихся. Если бы этот процесс был полностью объективен, то все хорошие ученики впоследствии становились бы хорошими работниками» [7, с. 103-104]. Здесь же отмечается, что «диплом о высшем образовании дает сигнал о сравнительных преимуществах студента, но не всегда – о его реальных знаниях, хотя образование предназначено именно для передачи знаний, а не рекламных целей». Также этим автором раскрываются понятия «неблагоприятного выбора (отбора)» и «морального риска», появляющиеся в результате информационного неравенства или информационной асимметрии.

Асимметрия информации, затрудняя рациональное поведение экономических агентов и порождая дополнительные трансакционные издержки (издержки поиска информации), приводит к снижению общественного благосостояния и неэффективному функционированию рынков, а также зачастую становится причиной ограничения конкуренции и появляения монопольной власти» [1, c. 110].

Выделяют следующие причины, вызывающие асимметрию информации:

  • 1.    Получение информации, как и любого другого редкого блага, сопряжено с альтернативными издержками.

  • 2.    Информация имеет свойство морального устаревания в силу изменения рыночной конъюнктуры.

  • 3.    Для того чтобы адекватно использовать необходимую информацию, любой экономический субъект должен уметь выбрать ее из всего доступного объема, осмыслить ее и переработать [1, c. 112].

Приводя пример с рынком подержанных автомобилей («лимонов»), Дж. Акерлоф показывает, что в условиях, когда информацией о качестве каждой единицы товара и покупатели оценивают качество товара с определенной долей вероятности, возникает ситуация, когда продавцу более выгодно продавать товары с низким качеством, так как продавая товары с высоким качеством цена будет ниже, чем необходимо продавцу товара с высоким качеством [1, c.113]. В результате с рынков подобного типа вытесняются продавцы качественных товаров, а цена устанавливается выше, чем должна быть для товаров низкого качества. Эта ситуация известна как «неблагоприятный отбор».

Если отнести некоторые особенности «рынка лимонов» к рынку образовательных услуг и поискать ответ на вопрос: «Существуют ли на рынке образовательных услуг такие услуги, качество которых ниже, чем ожидает потребитель или общество в целом, а также такие экономические ситуации, когда качество товара или услуги оценить невозможно в момент принятия решения?», то, согласно наблюдениям автора настоящей статьи и исследованиям, проведенным некоторыми известными авторами [7, c. 103], в ряде случаев студентам важнее сам документ, а не наличие компетенций, согласно получаемой учебной специальности и, следовательно, оценка качества получаемых образовательных услуг в принципе не происходит. В результате работодатель отчасти оказывается в ситуации покупателя на рынке «лимонов», так качество специалиста оценить фактически невозможно, ориентируясь на диплом о высшем образовании. С другой стороны, отмечается, что хороший студент не всегда оказывается хорошим специалистом (работником). Этот аспект усложняет проведение аналогии рынка образовательных услуг с рынком «лимонов», так как нерыночные механизмы в образовании (моральные ограничения) смягчают ситуации «неблагоприятного отбора» имеют большое значение даже в условиях полной коммерциализации.

Относительно рынка образовательных услуг на момент принятия решения о выборе учебной специальности, в ряде случаев имеют место эффекты «рынка лимонов», так как формальные требования к аккредитации образовательных программ относительно легко выполнить документально (де-юре), не выполняя фактически такие требования. Аналогично можно оценить и некоторые учебные курсы, являющиеся элементами образовательных программ, когда формально заявлено одно, а фактически преподается иное. Добросовестный абитуриент или студент, даже находясь в ситуации, когда оказывается услуга низкого качества, снова оказывается не в состоянии оценить объективно качество услуги, в силу отсутствия у него необходимых «критериев оценки» и навыков для такой оценки. Имеется некоторая вероятность со стороны преподавателей либо образовательных организаций и структур (факультетов, институтов) недобросовестного выполнения своих обязательств и проявления негативных последствий информационной асимметрии.

Исследование экономических эффектов в процессе оказания образовательных услуг является важным направлением экономики образования, один из аспектов которого – это информационный аспект, рассмотрение роли информации на рынке образовательных услуг и выработка путей преодоления информационных асимметрий. Решение недостатков на рынках и в ситуациях типа «рынка лимонов» большинством авторов видится в создании нерыночных механизмов, таких как «сигналы», в деятельности общественных организаций и прочих механизмах экономической координации.

Статья научная