Сайка в питании кайр и глупышей - массовых морских птиц Баренцева моря

Бесплатный доступ

В статье приведен анализ роли сайки - наиболее многочисленного представителя арктической ихтиофауны - в трофической сети экосистемы Баренцева моря. Показана степень и доля ее потребления наиболее многочисленными морскими птицами-ихтиофагами (толстоклювая кайра и глупыш). Приведены расчеты, которые могут служить основой при разработке прогнозов эксплуатации биоресурсов Баренцева моря с целью минимизации наносимого ущерба экосистеме и сохранения биологического разнообразия акватории.

Сайка, морские птицы, баренцево море, трофическая сеть, питание

Короткий адрес: https://sciup.org/14082099

IDR: 14082099

Текст научной статьи Сайка в питании кайр и глупышей - массовых морских птиц Баренцева моря

В силу своей многочисленности морские птицы Баренцева моря оказывают значительное влияние на функционирование водоема, особенно в прибрежных районах и на участках полярных фронтов [1, 2]. Некоторые виды, находясь на вершине пищевой пирамиды, в огромных количествах поедают рыбу, доступность которой определяется не только поведением и образом жизни птиц, но и эколого-биологическими параметрами их жертв [3–5].

В настоящей статье приводятся сведения о распределении наиболее массовых птиц-ихтиофагов – глупыша (Fulmarus glacialis) и кайры ( Uria spp. ) – в летне-осенний период (по данным авиасъемок) и количественном потреблении ими сайки (Boreogadus saida Lepechin).

Рассматривая же место сайки в сложившейся экосистеме Баренцева моря, трудно переоценить важность этого вида как кормового объекта. Поведение, распределение, миграции, а порой и существование многих высокоширотных видов находятся в неразрывной связи с этой рыбой, являющейся к тому же объектом промысла.

Цель исследований . Показать характер и степень воздействия морских птиц на популяцию сайки в пределах рассматриваемого региона.

Материал и методы. Основой для настоящей работы послужили материалы и наблюдения автора за многолетний период его работы в Полярном научно-исследовательском институте морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М.Книповича (ПИНРО, г. Мурманск) по сайке и морским птицам на акватории Баренцева моря, а также анализ и обобщение отечественных и зарубежных источников, прежде всего литературных и архивных данных ПИНРО.

Материал для настоящей статьи собирался автором не только в процессе его многочисленных морских экспедиций, но и в результате наблюдений с борта самолетов-исследователей ИЛ-18 ДОРР и Ан-26 «Арктика» во время проведения комплексных экологических авиасъемок Баренцева моря, одним из организаторов которых в 80-х годах прошлого столетия был он сам.

Для определения величин годового потребления пищи использовались известные сведения о суточных рационах морских птиц [1, 6, 7]. Весь первичный материал собирался в соответствии с методиками, принятыми в ПИНРО [8].

Результаты исследований и их обсуждение. Видовой состав и гнездовые колонии морских птиц в пределах Баренцева моря достаточно хорошо изучены, известна их ориентировочная численность, а также состав питания в период размножения [1, 6, 9]. Однако наши знания о пространственном распределении птиц, их пищевых связях и потреблении пищи во внегнездовой период весьма ограничены. Именно в этот период своей жизни, составляющий большую часть года, морские птицы распределены на огромных по площади акваториях – ото льдов на севере до побережья на юге, совершая длительные миграции и концентрируясь подчас в огромных количествах в богатых кормом районах.

Из известных в настоящее время для Баренцева моря свыше 40 видов морских птиц более 20 из них обитают и гнездятся на побережье и островах Баренцева моря [10]. Около десятка из них являются активными ихтиофагами или относительно постоянно используют в своем рационе рыбные объекты. Общая численность этой группы птиц составляет более 30 млн особей [7, 11].

Наиболее многочисленные колонии морских птиц располагаются на побережьях Норвегии и Мурмана, Шпицбергена и Новой Земли. Места их гнездования, как правило, приурочены к нерестилищам пелагических и донных видов рыб (мойва, сайка, сельдь, треска, пикша и др.) и к путям дрейфа их молоди, находящимся на расстояниях, позволяющих им с минимальными энергетическими затратами добывать необходимое количество пищи [12–15].

Состав рыбных объектов в питании птиц в значительной степени зависит от местообитания последних. Так, у птиц, гнездящихся на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа, в питании преобладает сайка, на Шпицбергене – мойва и сайка, на Мурманском и Норвежском побережье – в той или иной степени сельдь, мойва, песчанка, молодь трески и пикши.

Наиболее многочисленными рыбоядными являются толстоклювая кайра, добывающая пищу на глубинах до 100 м и более, и глупыш, чья пищевая ниша ограничена, как правило, поверхностным слоем до 1 м.

Толстоклювая кайра – один из наиболее массовых представителей чистиковых Северного полушария, распространена циркумполярно в Арктике и Субарктике [16]. Численность вида в Баренцевом море в разные годы по различным причинам существенно варьирует, однако в последнее десятилетие составляет ориентировочно 6 млн особей [17]. Основные гнездовья располагаются на Новой Земле и Шпицбергене (более 97 %), примерно в равных количествах.

Толстоклювая кайра является важным потребителем рыбной пищи, основу которой, как у Новой Земли, так и у Шпицбергена, составляет сайка (до 100 %, в среднем – 55–65 %), в меньшей степени бычки, люмпенусы, мойва и другие виды рыб [18–20]. Вместе с тем доля ракообразных (в основном – мизиды, эв-фаузииды и амфиподы) в питании нередко довольно значительна (30–50 %), что особенно характерно для севера Баренцева моря и вод Щпицбергена [21].

Кайры наиболее приспособлены для добывания рыбы на глубинах до 100–130 м [22] и создают массовые скопления непосредственно в местах распределения концентраций их кормовых организмов.

Исследования по распределению и учету морских птиц, проводившиеся Полярным институтом в 1991, 2001–2005 годах, показали, что в открытой части Баренцева моря встречаемость кайр составляет от 4,2 до 13,6 % от общего количества встреченных птиц [5, 11, 23].

Так, по материалам авианаблюдений 2003 г., при общем видовом разнообразии основу авиафауны региона составляли моевка (24,5 %), глупыши (48 %) и кайры (8,7 %). Причем наибольшие плотности этих птиц, как правило, были приурочены к фронтальным зонам, где распределялись скопления пелагических видов рыб.

Следует отметить, что во время авиасъемок всегда прослеживался значительный недоучет чистиковых, основной причиной чему был фактор тревожности – при приближении низколетящего и шумного самолета птицы часто и активно заныривали.

Основное сосредоточение толстоклювых кайр отмечалось к востоку от о. Надежды и в центральных районах моря, а также вдоль западного побережья Новой Земли – от Канинских банок на юге и Мелководий Гусиной Земли до района п-ова Адмиралтейства и севернее. При средней плотности распределения птиц 5– 20 особей на км2 на отдельных участках скопления кайр достигали 400–570 экз/км2, что, по материалам МВ ТАС [24], на востоке моря объяснялось наличием скоплений сайки, а на северо-западе было связано с распределением значительных концентраций нагульной мойвы и в меньшей степени – сайкой.

Исследования автора в 80–90-х гг. [25] показали, что на востоке моря за гнездовой сезон, который длится у кайр почти 100 дней, выедание сайки популяцией в 2 млн особей может достигать 60–100 тыс. т.

Большинство птиц остаются в тех же районах на зимовку и продолжают питаться, по нашему мнению, преимущественно сайкой. К сожалению, достоверные сведения по составу питания в этот период отсутствуют, однако по различным источникам другие массовые виды рыб зимой здесь практически не отмечаются. Принимая во внимание данный факт, по нашим осторожным подсчетам годовое потребление cайки толстоклювой кайрой новоземельского компонента в межгодовом аспекте может составлять не менее 120–200 тыс.т.

При суточном рационе (по разным данным) 200–300 г ежегодное потребление пищи баренцевомор-ской популяцией толстоклювой кайры составляет в среднем 457–550 тыс. т [17, 20]. Исходя из этого, при условии осторожного подхода к оценке возможной величины потребления рыбных кормов, по нашим расчетам, за десять месяцев обитания кайры в пределах Баренцева моря популяцией этого вида съедается не менее 274–329 тыс.т сайки (табл. 1).

Таблица 1

Годовое потребление рыбных кормов и значение сайки в питании морских птиц Баренцева моря

Вид

Численность птиц, млн экз.

Период обитания в регионе, месяц

Суточный рацион одной птицы, г

Годовое потребление пищи популяцией, тыс. т

Всего

Рыба (в том числе сайка)

Кайра толст.

6,11

фев.–нояб.

250–300

457-550

320-384 (274-329)

Глупыш

14,12

янв.–дек.

200–300

1030-1545

283-425 (170-255)

Итого

24,7

1487-2095

603 -809 (444-584)

Примечание:1 - [17]; 2 - [11].

Глупыш – самый крупный из трех видов трубконосых, гнездящихся в Баренцевоморском регионе, чья масса тела составляет в среднем 820 г.

На островах и архипелагах данного водоема в целом зарегистрировано около 145 колоний глупышей, которые насчитывают 0,5–1 млн гнездящихся пар [6, 26, 27]. Наибольшее количество птиц (96–99 %) гнездится на Шпицбергене и Медвежьем [28, 29].

Общая же численность, по данным норвежских исследователей, составляет примерно 1,7 млн особей [17], что, по нашему мнению, является заниженной величиной. По материалам отечественных авиаучетных наблюдений в открытой части моря, проводившихся ПИНРО в 1991, 2001–2005 годах, количество глупышей в разные годы варьировало от 4,6 до 14,1 млн экз. [11, 15, 23]. При этом было отмечено, что при общем видовом разнообразии в составе авиафауны всегда доминировали именно эти птицы, на долю которых приходилось 49–69 %.

В целом же основу питания птиц составляют пелагические беспозвоночные. Доля рыбных кормов варьирует от 10 до 91 %, в среднем 20–35 %, причем в основном это сайка, количество которой составляет 12– 21 %.

Поскольку приуроченность массовых скоплений птиц к концентрациям пищи является общеизвестной истиной [1, 2, 34], то аналогичная взаимосвязь глупышей с потребляемыми кормами исключения не составляет. С целью выявления степени этой зависимости нами были подробно проанализированы результаты авианаблюдений 2003–2004 гг., а также материалы международных многовидовых тралово-акустических съемок (МВ ТАС) – по оценке запасов промысловых рыб за этот же период [24, 35] .

Оказалось, что в оба года птицы встречались практически повсеместно на всей обследованной акватории. Наиболее часто скопления глупышей в 2003 г. отмечались в центральной части и на северо-западе моря в районах Надежды и Возвышенности Персея на участках сосредоточения мойвы. Плотность многочисленных стай периодически достигала 1–2 тыс. экз/10 км2, а на отдельных участках – 3,0–3,9 тыс. экз/10 км2. Менее плотные скопления наблюдались на юго-востоке моря у п-ова Канин и на востоке у Новой Земли, где распределялась и мойва, и сайка. В массе глупыши встречались также на акватории южной части Новоземель-ского мелководья у Новой Земли, где в течение сентября–октября стабильно удерживались плотные косяки сайки в стрежне холодного течения Литке.

В 2004 г. наиболее многочисленные стаи глупышей средней плотности широко распределялись в центральных районах моря и восточных акваториях, тяготеющих к прибрежью Новой Земли.

Сравнительный анализ плотностного распределения птиц и массовых видов пелагических рыб показал, что наибольшие скопления глупышей в 2003 г. отмечались в районах сосредоточения мойвы, основу популяции которой составляли двухлетки преобладающей длиной 8–11 см (79 %). В несколько меньшей степени эта взаимосвязь просматривалась с сайкой. В 2004 г., когда численность мойвы многократно снизилась, основные концентрации птиц наблюдались, как правило, на участках распределения плотных косяков нагульной сайки, состоящих преимущественно из двухлеток длиной 10–13 см (76 %).

Для оценки степени возможного воздействия глупышей на пелагические ихтиоценозы автором в 2005 г. были выполнены расчеты по определению объемов выедания рыбы, и прежде всего мойвы и сайки, в открытой части Баренцева моря [11]. Оказалось, что количество поедаемой рыбы с учетом суточного потребления пищи глупышом, по различным источникам, в объеме 200–300 г [1, 6, 7] и известном его качественном рационе может достигать значительных размеров. Так, в 2003 г. потребление рыбных кормов популяцией глупыша в среднем составило 257–376 тыс. т, в том числе сайки – 170–255 тыс. т (табл. 2). В 2004 г. соответственно – 83–125 тыс. т рыбы, в том числе сайки – 56–85 тыс. т.

Таблица 2

Количество рыбных кормов, потребленное глупышами и моевкой в открытой части Баренцева моря в 2003–2004 гг. [11]

Вид

Год

Численность птиц, тыс.экз.

Выедание в сутки

Выедание за год

одной птицей, г

популяцией, т

одной птицей, кг

популяцией, тыс. т

Глупыш

2003

14074

50-75

704-1056

18,3-27,4

256,9-375,8

2004

4555

50-75

228-342

18,3-27,4

83,1-124,7

Моевка

2003

3483

75-105

261-366

27,4-38,3

95,4-133,5

2004

499

75-105

37-53

27,4-38,3

13,7-19,1

Заключение. Таким образом, становится очевидным, что определяющим фактором высоких концентраций кайр и глупышей – наиболее многочисленных видов морских птиц в открытых районах Баренцева моря – является наличие корма в виде скоплений повышенной плотности, прежде всего стайных пелагических рыб – мойвы и сайки. Суммарное потребление рыбных кормов этими птицами при определенных условиях может достигать в пределах бассейна 603–809 тыс. т в год. При этом гибель сайки от хищничества составляет 444–584 тыс. т.

Принимая во внимание то, что общий запас сайки в последние 10–12 лет колеблется от 0,9 до 1,9 млн т [36], гибель последней от птиц-ихтиофагов представляется весьма значительной. В этих условиях крайне важно учитывать влияние хищников на состояние популяций промысловых видов рыб, поскольку излишний пресс промысла без должного учета пищевых потребностей основных потребителей может быстро привести эксплуатируемые запасы в депрессивное состояние. Данный факт необходимо учитывать при разработке программ рационального использования биоресурсов Баренцева моря с целью минимизации наносимого ущерба экосистеме в целом.

Статья научная