Самодетерминация преступности посредством ее организованных форм
Автор: Макаров Виктор Владимирович
Журнал: Поволжский педагогический поиск @journal-ppp-ulspu
Рубрика: Юриспруденция
Статья в выпуске: 4 (6), 2013 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена рассмотрению организованной преступности в качестве внутреннего источника воспроизводства преступности, приводящего к самодетерминации.
Организованная преступность, самодетерминация преступности, внутренний источник воспроизводства
Короткий адрес: https://sciup.org/14219314
IDR: 14219314
Текст научной статьи Самодетерминация преступности посредством ее организованных форм
Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 4(6). 2013
Преступность является закономерным для общества явлением. И такая закономерность вполне объективна, даже несмотря на негативный характер преступности. Следовательно, нужно признать, что и стимулирующие преступность процессы также закономерны для самой преступности. Такое же отношение должно быть и к процессам, сдерживающим преступность. В целом как стимулирующие, так и сдерживающие преступность процессы занимают самостоятельное место во всем многообразии общественных отношений и занимают свое место среди других процессов и явлений в обществе.
Механизм функционирования названных закономерностей (процессов) имеет свои исторически обусловленные особенности, но в целом остается единым и относительно стабильным. Это относится как к преступности, так и другим сферам общественной жизни. Представляется, что какими бы исторически обусловленными особенностями ни обладали механизмы, влияющие на преступность, они призваны сохранить, развить и даже сбалансировать ее. Речь идет о внутренних механизмах, которые являются предметом нашего исследования применительно к имеющим внутреннюю природу детерминантам преступности. Упомянутые внутренние механизмы, обусловливающие преступность, наряду с другими лежат в основе самодетерминации преступности.
Как представляется, внутренние механизмы влияния на преступность складываются путем взаимодействия внутренних источников воспроизводства (внутренних репродуктивных свойств) преступности и внешней благоприятной среды, которая способствует воспроизводству преступности.
Рассмотрим подробнее внутренние источники воспроизводства, приводящие к само-детерминации преступности.
Первый связан с закономерностью, согласно которой одно удачно совершенное и нераскрытое преступление зачастую приводит к совершению второго и последующих. Данная закономерность привела к возникновению и развитию таких явлений, как рецидивная (в криминологическом смысле) и профессиональная преступность.
Второй внутренний источник воспроизводства связан с закономерностью, согласно которой для обеспечения совершения основного преступления совершаются «сопутствующие». Их можно также назвать вспомогательными, или подсобными (например, приобретение лицом оружия для последующего совершения с его помощью убийства). Сюда относится и посткриминальная деятельность, которая обычно связана с совершением новых преступлений, таких как поджог дома для сокрытия следов преступления, убийство изнасилованной женщины, скупка краденого. Так одно преступление порождает совершение другого.
Третий внутренний источник воспроизводства связан с закономерностью, в соответствии с которой созданная организованная группа или преступное сообщество воспроизводят преступления, для совершения которых они созданы.
Четвертый внутренний источник воспроизводства связан с закономерностью, согласно которой криминальная субкультура является благоприятной питательной средой, в результате чего преступность получает «обоснование», идеологическую подпитку и формирует собственные, отличные от общепризнанных правила поведения и нормы.
К внешней благоприятной среде, способствующей самовоспроизводству преступности, относится целый ряд факторов. Один из них проявляется через психологию населения и сводится к универсальному правилу: если уровень преступности высок, а преступления часто остаются безнаказанными, то в обществе происходит изменение условных границ допустимого. Возникает состояние вседозволенности, «разрешенности» преступного поведения, развиваются представления о слабости, необязательности и ничтожности законов, увеличивается количество видов так называемых «социально одобряемых» преступлений. Такое состояние «безнормативности», когда нормы права и морали работают неэффективно, приводит к тому, что часть общества можно легко склонить к преступному поведению. Таким образом, расширение преступности вызывает ее дальнейший рост, и она становится привычной формой существования в обществе.
Из вышеизложенного следует, что само-детерминация, или способность к самовоспро-изводству, являющаяся одним из системных качеств преступности, представляет собой обусловленность преступности присущими ей внутренними репродуктивными свойствами, которые проявляются при наличии благоприятной внешней среды. Самодетерминация приводит к росту (расширению) преступности и поддержанию ее на определенном уровне.
Мы не претендуем на исчерпывающий и окончательный перечень закономерностей функционирования механизмов преступности, однако рассчитываем на раскрытие основных из них.
Рассмотрим организованную преступность в качестве внутреннего источника воспроизводства преступности, приводящего к ее самодетерминации.
Организованная преступность является наиболее опасным и разрушительным видом преступности как для государства, так и для общества, потому что оказывает ультранега-тивное воздействие на все сферы жизнедеятельности. Ее влияние распространяется как на процессы, происходящие в обществе, так и на процессы, происходящие внутри преступности.
Американские криминологи начали изучение организованной преступности еще в 50-х гг. ХХ в. и определили ее как «противозаконную деятельность членов высокоорганизованной и дисциплинированной организации, занимающейся поставкой запрещенных законом услуг, включая эксплуатацию азартных игр, проституцию, ростовщичество, распространение наркотиков и иную противозаконную деятельность подобного рода организаций» [1, с. 17].
Отечественная криминология начала изучать феномен организованной преступности позже – в конце 80-х гг. ХХ в. Эти исследования связаны с именами А. И. Гурова, В. В. Лу-неева, А. И. Долговой и др.
Остановимся на механизме, позволяющем воспроизводить новые преступления, быть «конвейером преступности», вовлекать в свои ряды новых членов. Попытаемся рассмотреть организованную преступность как один из внутренних источников воспроизводства, приводящий к росту (расширению) преступности.
С нашей точки зрения, организованная преступность – один из самых действенных обусловливающих преступность в целом факторов. Само по себе ее существование отрицательно и разлагающе влияет на общество, во- влекает в свою орбиту неустойчивых лиц. Организованная преступность использует методы прямого и грубого воздействия на человека путем инструктирования, внушения и, если надо, запугивания и давления. И это вполне закономерно, поскольку любому организованному преступному формированию (организованной группе или преступному сообществу) присуще криминальное развитие, установление новых и укрепление старых связей, в том числе коррупционных, вовлечение в свои ряды новых лиц, передача преступного опыта, круговая порука – все то, что направлено на единство и сплоченность группы (сообщества).
Перечисленное важно для понимания преступности как системы и организованной преступности – как ее подсистемы, обладающей такими ее признаками, как саморазвитие, устойчивость, динамизм и, конечно же, само-воспроизводство.
Хотелось бы подчеркнуть, что преступность обладает такими качествами не только благодаря складывающимся в обществе обстоятельствам, но и благодаря внутренним ресурсам.
Устойчивая способность организованной преступности к самовоспроизводству (са-модетерминации) обусловлена следующими ее особенностями:
-
1. Слиянием общеуголовной и экономической составляющей.
-
2. Наличием «общака» и непрерывного процесса легализации денежных средств, полученных преступным путем.
-
3. Коррумпированными связями.
-
4. Внедрением в политическую сферу.
-
5. Наличием международных криминальных связей.
-
6. Системностью преступной деятельности, связанной с наличием структуры, взаимозаменяемостью, распределением ролей и наличием конкретных функций в механизме преступной деятельности. Это позволяет совершать преступления с наименьшей зависимостью от роли личности, так как в системе главное – это функция, которая выполняется одним или несколькими членами группы. И если такие члены группы по тем или иным причинам оказываются выключенными из механизма преступной деятельности, например, в случае привлечения к уголовной ответственности или гибели, им сразу же находится замена. Таким образом обеспечиваются устойчивость и непрерывность функционирования системы.
Организованная преступность – это классический пример успешного функционирования таких качеств системы как саморазвитие и самовоспроизводство.
Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 4(6). 2013
Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 4(6). 2013
Саморазвитие включает в себя совершенствование преступной деятельности: освоение новых, ранее в такой степени не криминализированных сфер жизни общества (например, такой в конце 80-х гг. ХХ в. была кредитно-финансовая сфера); совершение общественно-опасных деяний в новых для общества сферах, например в сфере высоких технологий. Многие из таких деяний не подпадают под признаки ни одного преступления, предусмотренного УК РФ. Саморазвитие – необходимый атрибут функционирования организованной преступности, и государство подчас не успевает за его темпами, так как в ход идут самые передовые технологии, в том числе научные и технические.
Государство всячески пытается противодействовать тенденции организованной преступности к саморазвитию, самоорганизации и вообще к существованию. В ст. 35 УК РФ сформулированы понятия организованной группы и преступного сообщества, а совершение преступления в их составе в соответствие со ст. 63 УК РФ признается обстоятельством, отягчающим ответственность. В ст. 210 УК РФ установлена уголовная ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней).
К сожалению, зачастую остается лишь реагировать на проявления организованной преступности, предпринимать ответные шаги, тем самым оставаясь, по крайней мере, на одну позицию позади. Это мы можем наблюдать, например, в законотворчестве, когда те
Self-Determination of Criminality by Means of its Organizational Forms
или иные общественные отношения берутся под охрану после продолжительного негативного на них воздействия.
Самовоспроизводство – постоянный спутник организованной преступности. Перечисленные выше особенности как раз свидетельствуют о разнообразных средствах воспроизводства с помощью внутренних ресурсов.
Организованная преступность в криминологии понимается как один из признаков преступности, означающий свойство последней проявлять себя в упорядоченных формах. Организованная преступность – это высшее проявление криминальной упорядоченности [2, с. 544].
Как справедливо замечает Э. Ф. Побе-гайло, «организованная преступность есть обладающая высокой степенью общественной опасности форма социальной патологии, выражающаяся в постоянном и относительно массовом воспроизводстве и функционировании устойчивых преступных сообществ (преступных организаций)» [3, с. 17].
-
1. Organized crime. Report of the Task Force on Organized Crime. National Advisory Committee on Criminal Justice. Standards and Goals. Washington, 1976.
-
2. Долгова А. И. Криминология. 4-е изд. М. : Норма, 2010.
-
3. Побегайло Э. Ф. Тенденции современной преступности и совершенствование уголовно-правовой борьбы с нею. М., 1990.
Список литературы Самодетерминация преступности посредством ее организованных форм
- Organized crime. Report of the Task Force on Organized Crime. National Advisory Committee on Criminal Justice. Standards and Goals. Washington, 1976.
- Долгова А.И. Криминология. 4-е изд. М.: Норма, 2010.
- Побегайло Э.Ф. Тенденции современной преступности и совершенствование уголовно-правовой борьбы с нею. М., 1990.