Самопрезентация Трейси Эмин в фотографиях

Бесплатный доступ

Трансформации в социальной сфере, политическом устройстве и культуре, произошедшие в ХХ в., выводят проблему идентичности человека на первый план. Современное общество предоставляет личности огромный выбор в поиске своей идентичности и путей и способов самопрезентации. Одной из ключевых представительниц постмодернизма является художница Трейси Эмин, чья самопрезентация во многом развивается в рамках, характерных для постиндустриальной эпохи и личных стратегий творческой личности постмодерна.

Самопрезентация, современное искусство, постмодернизм, трейси эмин

Короткий адрес: https://sciup.org/147228473

IDR: 147228473

Текст научной статьи Самопрезентация Трейси Эмин в фотографиях

Трансформации в социальной сфере, политическом устройстве и культуре, произошедшие в ХХ в., выводят проблему идентичности человека на первый план. Идентичность становится одним из центральных понятий гуманитарного знания. Современное общество предоставляет личности огромный выбор в поиске своей идентичности и путей и способов самопре-зентации. Термин «самопрезентация» используется как синоним понятия «самоподача», как способ представления себя другим людям, управление впечатлением о себе. Самопрезентация рассматривается как форма социального взаимодействия субъекта в ходе межличностного общения, «как намеренное и осознаваемое поведение, направленное на создание определенного впечатления о себе у окружающих» [1].

Одной из самых известных концепций самопрезентации, является так называемая «драматургическая» концепция Ирвинга Гофмана, которая наиболее полно разбирается в его книге «Представление себя другими в повседневной жизни» (1959).

Концепция самопрезентации в теории Гофмана такова: «[…] человек всегда и везде в той или иной мере играет некоторую роль… Мы познаем друг друга в этих ролях; в них мы познаем и самих себя. В том смысле, что маска представляет собой картину, которую мы создаем о себе, исполняемые нами роли тоже являются масками нашей истинной самости – той самости, которую мы желаем иметь. Мы приходим в этот мир индивидуумами, создаем свой характер и становимся личностями» [2]. Маска или презентация, которую выбирает человек в той или иной ситуации не случайна, это осознанный выбор так называемой «личины», которая лучшим образом показывает, кем мы можем быть. Исполнение своей роли по Гофману – это поведение человека, «разыгрываемое» перед другими и которое оказывает влияние на окружение «актера».

Общественно-политические и культурные изменения второй половины XX в.: сексуальная революция, культ вещей и «эпидемия» сверх-потребления, рост феминистических движений, критика экономических аспектов искусства, – оказали мощнейшее влияние на формирование особой художественной модели. Художники эпохи постмодернизма разрабатывали свои новые методы и приемы, как в поле своего творчества, так и в области взаимодействия со зрителем. Творцы постмодерна превращаются в художников-суперзвезд XXI в., в мировых знаменитостей и участников светских хроник, чья личная жизнь становится не менее интересной публике, чем художественная. Деятели искусства включаются в общую систему конструирования своей са-мопрезентации в непосредственном взаимодействии со зрителем через средства массовой информации в бесчисленном множестве интервью и авторских комментариев.

Одной из ключевых представительниц постмодернизма является художница Трейси Эмин. Работая в разных техниках и с различными материалами (живопись, инсталляции, лоскутное шитье, видео-арт, бронзовые скульптуры), Эмин через свое творчество делится со зрителями очень личными переживаниями и чувствами, затрагивает, часто табуированные обществом. А именно: ранее практически закрытые темы из жизни женщины, такие как материнство и аборты, секс, любовь и насилие, телесность и чувственность. Являясь коммерчески успешной и 218

признанной художницей, Трейси Эмин встраивает свой способ публичной самопрезентации в заданные арт-бизнесом рамки – она активно коммуницирует с журналистами, часто дает интервью, позирует фотографам.

Трейси Эмин являлась участником группы Молодые британские художники, сформировавшейся в конце 1980-х гг. в Лондоне. Основной костяк представителей этой группы составляли выпускники колледжа Голдсмит, в стенах которого упор в обучении делался не на развитии технических навыков, а на творческий рост личности студента, прививание основ концептуального искусства и желание создать нечто совершенно новое. У художников этой группы невозможно выявить какой-то характерной черты, художественный фактор, объединяющей их работы. Молодые британские художники – это группа единомышленников, связанная временем и географией; устраивая совместные выставки, на начальном этапе они стали неким флагманом концептуального и современного искусства.

В 1980–1982 гг. Эмин проходит обучение в колледже дизайна в Мидвее и начинает общаться с творческой молодежью, что по ее словам оказало на нее огромное влияние. Первое появление Трейси Эмин на телевидении было в 1984 г. в передаче о музыкальных гаражных группах Британии, в одной из которых играл Билли Чайлдиш, ее тогдашний возлюбленный. На фотографии 1987 г. (рис. 1) Эмин запечатлена с группой «поэты Мидвея» – сообщество молодых поэтов-перформансистов, ориентированных на панк-культуру. Справа от нее Билли Чайлдиш и Чарли Томпсон, будущие участники художественного движения под названием стакизм. Именно Билли Чайлдиш по воспоминаниям Эмин оказал на нее наибольшее воздействие как на художницу и на личность в период начала ее становления в области искусства. Эмин на снимке воплощает образ счастливой девушки, гордой за свою причастность к деятельности творчески активной английской молодежи.

В 1994 г. после своей первой персональной выставки Эмин отправляется в Нью-Йорк для участия в международной художественной ярмарке в Грамерси. На фотографии, сделанной во время открытия ярмарки, Эмин лежит на кровати, укрывшись своим одеялом «Отель Интернешинал», рядом с ней сидит ее арт-дилер 219

Джей Джоплинг (рис. 2). По словам художницы, после перелета из Лондона и бессонной ночи на вечеринке, она была настолько уставшей, что нечаянно уснула на кровати под своей собственной работой: «когда Грамерси открылся у меня не было сил, что бы встать с кровати, так что люди просто пришли и увидели меня, это действительно был случайный перфоманс» [3]. Неожиданная встреча посетителей ярмарки и художницы, широко обсуждалась в прессе и стала одной из «легенд» о Трейси Эмин. Был ли этот поступок преднамеренным или нет, но он показывает одно из основных характерных особенностей творчества Эмин – отсутствие четкого разделения между художественной и личной жизнью. Образ, реперезентуемый на этом снимке, подтверждает неразрывность фигуры Эмин и ее работ и взаимосвязь между ними. Она встраивает себя в ряд художников, чьи произведения невозможно осмыслить без знания биографических фактов их жизни.

Рис. 1. Трейси Эмин и «Поэты Мидлвея», 1987

Рис. 2. Трейси Эмин и Джей Джоплинг, 1994

В 2000 г. Мэт Коллишоу снял Эмин бегущей обнаженной по улице с английским флагом в руках – этот снимок спустя 11 лет станет афишей к ее персональной выставке «Любовь – это то, что ты хочешь». Фигура Эмин на этой фотографии является олицетворением ее искусства и подтверждением ее прозвища «безумной Трейси». Обнаженное тело художницы на безлюдной улице утреннего Лондона становится продолжением тем ее работ: сексуальность, уязвимость и одиночество. На снимке не видно лица Эмин, оно скрыто под развивающейся тканью – на ее месте может оказаться любая девушка, как и в ее работах, затрагивающих общечеловеческие, знакомые всем эмоции и чувства, которые может испытывать каждый. Одновременно образ Эмин прочитывается как провокация и бунтарство, что становится доказатель- ством ее «скандальной» репутации, а флаг в руках можно рассматривать как отсылку к ее успешности и статусу одной из главных звезд британского искусства.

Являясь медийной персоной, Трейси Эмин активно взаимодействует со средствами массовой информации, и огромное количество фотографических изображений Эмин, как правило, презентуют ее, в первую очередь, как художницу. Позируя в своей четырехэтажной студии в Лондоне среди бесчисленных полотен и рисунков, на фоне своих произведений или в пространстве художественных галерей Эмин конструирует свой образ успешного, состоявшегося деятеля искусства. Примером может служить фотография 2009 г., презентующая Эмин за работой в своей студии (рис. 3) – в белом фартуке, с кистью в руках, с множеством разложенных тюбиков краски на столе она запечатлена на фоне своего незаконченного полотна – все эти предметы становятся атрибутами активной художественной жизни.

Аналогичный образ выстраивается на фотографии Эмин, сидящей на стуле в своей студии (рис. 4). На нижней полке длинного стола за спиной художницы располагаются большие корзины с отрезами тканей, которые Эмин использует для создания своих текстильных работ. Над столом висит один из снимков из серии «Последнее, что я тебе сказала было – не оставляй меня здесь», снятой в домике на пляже, принадлежащем художнице. Слева от Эмин на деревянной конструкции весят пиджак с юбкой заполненный аппликацией красных птиц, на спине пиджака нашита надпись «Сара Лукас + Трейси Эмин». Костюм создан Эмин во времена, когда она вместе с художницей Сарой Лукас являлись владелицами магазина, в котором они продавали вещи, созданные своими руками, и становится отсылкой к прошлому, ко времени начала ее художественной карьеры. Многочисленные золотые украшения на Эмин являются атрибутами ее благосостояния и успешности, прямой взгляд и характерная полуулыбка – свидетельство уверенности модели в том, что она находится на «своем месте». Как и во множестве подобных этому снимков Эмин конструирует свою идентичность и понимание самой себя через свою творческую деятельность, подчеркивая значимость своего художественного опыта для себя «настоящей».

Рис 3. Трейси Эмин в студии, 2000

Рис. 4. Трейси Эмин в студии, 2009. Фотограф: Карен Робинсон

В 2008 г. Трейси Эмин позировала для фотографа Мери Маккартни в образе Фриды Кало (рис. 5). Идея сопоставления личности Эмин и Кало принадлежит фотографу, но, по словам Мери Маккартни, художница, не раздумывая согласилась на участие в проекте, что свидетельствует о близости образа Кало для Эмин. На снимке Эмин копирует атрибуты, указывающие на образ известной мексиканской художницы: подрисованные брови, цветы в заплетенных волосах, яркая помада и румяна, блуза с этнической вышивкой, красный лак на ногтях и множество массивных перстней. Эмин повторяет позу, прямоту и напряженность взгляда, характерную для многих снимков своей предшественницы. В изголовье кровати располагаются фотографические изображения с Фридой Кало и ее окружения. В этом снимке британская художница не только отдает дань работам Кало (в интервью Эмин лестно отзывается о ее произведениях) и ее личности, как одной из «икон» феминизма, но и проводит параллель между своим и ее творчеством – обе женщины выстраивают свой художественный образ, опираясь на события своей биографии и свои жизненный опыт. Через образ знаменитой мексиканской художницы Эмин встраивает себя и свое творчество в один ряд с состоявшимися и признанными мастерами в мире искусства.

Во многих своих интервью Эмин объясняет себя как художника, свой творческий путь и предназначение. Искусство для Эмин становится оправданием и причиной всего происходящего в ее жизни: бездетности, отсутствия семьи, одиночества, основным смыслом жизни и вопросом физического выживания, самой сутью ее жизни. Художница говорит об искусстве, как об единственно правильном для себя пути: «если я не занимаюсь искусством, я чувствую, что я умираю» [4]. Для Эмин возможность заниматься искусством становится не только способом самовыражения, поиска своей идентичности, инструментом для решения психологических травм и преодолением страхов, быть художником для Трейси Эмин значит иметь возможность жить: «искусство – мой возлюбленный, даже когда я пыталась убежать или уйти от него, оно всегда возвращалось ко мне и спасало меня, искусство никогда не покидало меня» [4].

Рис. 5. Трейси Эмин, 2008. Фотограф: Мери Маккартни

Самопрезентация Трейси Эмин во многом развивается в рамках, характерных для постиндустриальной эпохи и личных стратегий творческой личности постмодерна. «Новая искренность»

и эпатажная, порой скандальная, самопрезентация, «снятие покровов» и имитация жизни и образа в самопрезентации Трейси Эмин встраивается в игровой, карнавальный дух культуры постмодерна; и, одновременно становится одной из самых логичных стратегий презентации успешной творческой личности.

Логос, 2005. 304 с.

Come into my tent / The Independent. 1997. 16 Sept. URL:

http://www.independent.co.uk/life-style/visual-arts-as-tracey-emin-said-to-david-bowie-come-into-my-tent-1239467.html (accessed: 12.09.2017).

(accessed: 12.09.2017).

Список литературы Самопрезентация Трейси Эмин в фотографиях

  • Бауман З. Индивидуализированное общество. М: Логос, 2005. 390 с.
  • Гофман И. Представление себя другими в повседневной жизни. М: Логос, 2005. 304 с.
  • Bowie David and Tracey Emin. As Tracey Emin said to David Bowie: Come into my tent / The Independent. 1997. 16 Sept. URL: http://www.independent.co.uk/life-style/visual-arts-as-tracey-emin-said-to-david-bowie-come-into-my-tent-1239467.html (accessed: 12.09.2017).
  • Tracey Emin. What Do Artists Do All Day? URL: https://www.youtube.com/watch?v=WZBkxqNJC9g&t (accessed: 12.09.2017).
Статья научная