Сельский туризм в постпандемийный период

Бесплатный доступ

Автором рассмотрено влияние пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19 на развитие туризма. На основе имеющихся количественных и качественных оценок показано, что наиболее пострадавшим сектором туризма является туризм международный. В условиях пандемии спад внутреннего туризма был менее значительным. В постпандемических условиях следует сделать акцент на его первоочередной поддержке. В том числе, автором показана важная роль, которая должна быть уделена поддержке сельского туризма, как наиболее резистентного к кризису виду внутреннего туризма.

Сельский туризм, пандемия Covid-19, внутренний туризм, государственная поддержка и стимулирование развития туризма

Короткий адрес: https://sciup.org/148320230

IDR: 148320230

Текст научной статьи Сельский туризм в постпандемийный период

В течение длительного периода времени туризм воспринимался как один из драйверов развития мировой, национальной и региональной экономики. Это определялось рядом обстоятельств: опережающим характером его развития, экологической чистотой туристской деятельности (в сравнении с развитием промышленности, транспорта и др.), наличием рекреационного потенциала практически у всех территорий (справедливости ради заметим, что этот потенциал на разных территориях по-разному выражен), общими структурными изменениями экономики в постиндустриальную эпоху и др. [2, 5, 6, 9, 10 и др.].

Как следствие, развитие туризма занимало и занимает заметное место в различных стратегиях и программах развития. А наиболее развитые в экономическом отношении страны мира, как правило, имеют и развитый туристический сектор. Так, по данным Всемирной туристической организации (UNWTO) мировыми лидерами въездного туризма в 2019 году стали Франция (90,2 млн иностранных туристов), Испания (83,8 млн) и США (78,7 млн) (см.: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/50372.html ).

ГРНТИ 06.71.57

Ариза Элдикаровна Гамидова – директор Махачкалинского представительства Московского финансовопромышленного университета «Синергия».

Контактные данные для связи с автором: 367027, г. Махачкала, просп. Али Гаджи Акушинского, 21 (Russia,

Статья поступила в редакцию 11.01.2021.

Однако, возникновение в конце 2019 года очага новой коронавирусной инфекции Covid-19 в Китае с последующим распространением ее на другие страны и объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии переломило в 2020 году тенденцию устойчивого развития туристской отрасли [7]. «Всемирная туристская организация прогнозирует, что в 2020 году число туристов по всему миру снизится на треть – с 1,4 до 1 млрд человек... Организация экономического сотрудничества и развития исходит из того, что количество туристов в мире в этом году может сократиться на 40-70 процентов» (цит. по: https://www.dw.com/ru/туризм-после-пандемии-как-коронавирус-изменит-путешествия/a-53225995 ). Аналогичные трудности переживает и российский туризм, «по оценке Ростуризма, недополученные ту-ротраслью доходы достигают 1,5 трлн рублей» (цит. по: https://expert.ru/2020/05/26/turizm-nachnet-vozrozhdatsya-iz-nichego ).

При этом, имеющиеся пессимистические оценки касаются туризма в целом, не рассматривая его видовую структуру. Между тем, туризм – сложное явление. Принято выделять множество его разновидностей. Очевидно, что влияние пандемии, как и любого другого негативного фактора, на туризм не может быть равномерным. Это влияние зависит от того, какой именно вид туризма мы будем анализировать. Именно такого рода структурный подход будет нами положен в основу исследования, результаты которого представлены в данной статье.

Материалы и методы

При проведении авторского исследования использовались стандартные методы системного, структурного, ретроспективного, сравнительного и институционального анализа применительно к экономике, переживающей внешний (пандемический) шок. Количественные исследования проведены с привлечением официальных данных UNWTO, Росстата, Ассоциации Туроператоров (АТОР) и других организаций, а также экспертных оценок развития отрасли, приводимых в научной и деловой литературе, а также на специализированных сайтах в сети Интернет.

Результаты и обсуждение

Туризм – сложное социально-экономическое явление. Согласно определению, приводимому в ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (последняя редакция, согласно федеральному закону от 08.06.2020 г. № 166-ФЗ), это – «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства … с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания».

В данном определении, через классификационный признак «цель выезда» указаны ряд видов туризма (лечебно-оздоровительный, рекреационный, познавательный и др.). В литературе приводятся и другие классификации. Так, например, Артёмова Е.Н. и Козлова В.А. выделяют классификацию туризма «по потребностям» (см.: https://tourlib.net/books_tourism/artemova7.htm ), в которую входят: культурно-познавательный, спортивный, приключенческий, деловой, экологический, лечебный (медицинский), сельский (деревенский, фермерский), религиозный туризм. И подобные примеры можно продолжить.

В силу разнообразия видов туризма, на их развитие влияют несколько отличающиеся факторы, т.к. круг потребителей разновидовых туристских услуг разный, разнятся и их запросы, для удовлетворения которых требуются разные туристские ресурсы. В том числе, разные виды туризма оказывают разное влияние на принимающие территории, их социально-экономическое развитие, и испытывают различное обратное влияние со стороны принимающих турпотоки социально-экономических систем.

Эти рассуждения особенно актуальны в свете потерь туриндустрии от пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19, на размах которых мы указывали выше. Очевидно, что в постпандемий-ных реалиях требуется поиск новых драйверов отраслевого развития. При этом, по мнению автора, это развитие должно быть селективным, учитывающим структурную организацию туризма. В частности, как показывают доступные данные, радикальный обвал произошел в сфере, прежде всего, международного туризма. Он связан с введенными рядом стран ограничениями на пересечение границ и отменой международного транспортного сообщения.

Это можно проиллюстрировать данными по Российской Федерации, которые представлены на официальном Интернет-сайте Ростуризма (см.: https://russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie- pokazateli-vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-inostrannykh-gosudarstv/ vyboro-chnaya-statisticheskaya-informatsiya-rasschitannaya-v-sootvetstvii-s-ofitsialnoy-statisticheskoy-metodolo-giey-otsenki-chisla-vezdnykh-i-vyezdnykh-turistskikh-poezdok). Соответствующие сравнительные результаты за январь-сентябрь 2019 и 2020 гг. приведены в таблице 1. Из них следует, что за январь-сентябрь 2020 года оборот международного туризма в России относительно предшествующего года сократился на 72,3%.

Таблица 1

Динамика международного туризма в России за январь-сентябрь

Показатель

2019

2020

Абсолютное сокращение

Процентное сокращение

Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию, тыс. чел.

19 064

5 147

13 917

73,0%

Число выездных туристских поездок граждан России в зарубежные страны, тыс. чел.

35 200

9 875

25 325

71,9%

Оборот международного туризма, тыс. чел.

54 264

15 022

39 242

72,3%

Составлено автором по данным Ростуризма.

Ситуация с внутренним туризмом на этом фоне – более оптимистичная. По данным Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, «введение карантинных ограничений ввиду распространения коронавирусной инфекции оказало значительное негативное воздействие на туристическую отрасль России... По данным Росстата, число ночевок в КСР [коллективные средства размещения – прим. авт. ] в январе-сентябре 2020 г. составило 122,5 млн, сократившись на 43,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Количество размещенных лиц в КСР также снизилось на 43,7% по сравнению с январем-сентябрем 2019 г., и в 2020 году составило 30,5 млн человек. При этом численность граждан России, размещенных в КСР, упала на 39,3% в годовом выражении, иностранцев – на 70,4%» (см.: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE/BRE_68.pdf ) (таблица 2).

Таблица 2

Показатели изменения загрузки коллективных средств размещения в России

Показатель

Янв.- сен. 2019

Янв.– сен. 2020

Изменение, %

Число ночевок в КСР, млн

217,1

122,5

–43,5

Численность размещенных лиц в КСР, млн чел., в т.ч.

54,2

30,5

–43,7

граждан России

46,5

28,2

–39,3

иностранных граждан

7,7

2,3

–70,4

Доля размещенных лиц в КСР, %, в т.ч.

100,0

100,0

граждан России

85,8

92,5

+6,7

иностранных граждан

14,2

7,5

–6,7

Составлено автором по данным Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

Как следует из данных, приведенных в таблице, доля граждан России в общем числе размещенных в КСР туристов выросла на 6,7% в связи с меньшим (почти в 2 раза) сокращением внутренних туристических потоков, по сравнению с въездным турпотоком. «Несмотря на карантинные ограничения и закрытие границ, российская туристическая отрасль смогла предложить гражданам ряд новых отечественных туристических направлений. Например, впервые были запущены чартерные рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга в республики Алтай и Хакасия, перелеты в Республику Бурятия с дальнейшим трансфером туристов на Байкал, а также в города-курорты на Балтийском море – Светлогорск, Зеле-ноградск, Янтарный» [там же].

На этом фоне значительной привлекательностью, по мнению автора, обладает сельский (называемый также «аграрным», мы рассматриваем эти категории как синонимы) туризм. На его достоинства неоднократно обращали внимание различные специалисты [1, 3, 8, 11, 13 и др.]. По мнению автора, «в "ковидной экономике" он обладает тем несомненным преимуществом, что позволяет сохранять социальное дистанцирование, что делает возможным его развитие даже в условиях довольно жестких противоэпидемических ограничений. Эта возможность обусловлена тем обстоятельством, что аграрный туризм осуществляется в дестинациях, обладающих меньшей плотностью населения и находящихся под воздействием естественных оздоравливающих факторов» [4].

В настоящее время «вторая волна» пандемии Covid-19 в России пошла на спад. Это означает, что требуется стимулирование активизации хозяйственной активности, особенно в тех отраслях, которые наиболее пострадали в ходе пандемии. К числу таких отраслей относится туризм. Но различные его виды, как указывалось ранее, в разной степени пострадали. И сельский туризм обладает хорошими перспективами для того, чтобы стать одним из драйверов постпандемийного восстановления отрасли. Ведь, несмотря на наличие объективных данных о снижении заболеваемости, значительная часть населения по-прежнему опасается заразиться.

Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за 2020 год «летний отдых … россияне планируют провести преимущественно дома – 61%. Каждый третий … собирается отдыхать на даче или в саду (31%), каждый десятый будет путешествовать по России, посетит другие города и сёла (11%). Доля планирующих отдых за границей … составила 4%... 29% россиян поменяли свои отпускные летние планы, главной причиной перемен они называют пандемию коронавируса – 70%» (цит. по: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/letnie-plany-2020-dom-dacha-i-vnutrennij-turizm ). Вероятно, и в 2021 году ситуация кардинально не изменится. При этом, на опасение заразиться наложится еще и сокращение реальных располагаемых денежных доходов населения, которые, по предварительной оценке Росстата, в 2020 году сократились на 3,5%.

К сожалению, до настоящего времени развитию сельского туризма не уделялось в Российской Федерации должного внимания. Как отмечено в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, доля сельского туризма составляет 1,5-2,0%, что крайне мало и не соответствует имеющемуся потенциалу. В постпандемийной реальности возникают дополнительные стимулы для его развития. И инструменты стимулирования такого рода ускоренного развития известны, они изложены в Стратегии.

Прежде всего, это «создание агротуристских кластеров; проведение образовательных мероприятий (курсы повышения квалификации, обучающие семинары, мастер-классы, тренинги) для владельцев сельских гостевых домов, представителей крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, сельских жителей, занятых в организации и предоставлении туристских услуг в сельской местности; освещение в средствах массовой информации лучшего опыта и наиболее успешных проектов по развитию сельского туризма» (цит. по тексту Стратегии). Сегодня речь идет о том, чтобы эти инструменты развития сельского туризма не оставались «на бумаге», а более действенно применялись на практике.

Заключение

Пандемия новой коронавирусной инфекции Covid-19 оказала существенное негативное влияние на развитие туризма в мире в целом и в России – в частности. В то же время, воздействие пандемии и вызванных ею социальных ограничений на разные виды туризма оказался неодинаковым. В этой связи, при разработке мер по стимулированию восстановления туриндустрии особое внимание должно быть уделено селективным мерам, ориентированным на конкретные виды туризма, которые способны оказать наибольшее мультипликативное влияние на экономику. К числу таких видов туризма относится сельский туризм. В этой связи, в постпандемических условиях следует сделать акцент на его первоочередной поддержке со стороны государственных и муниципальных властей .

Список литературы Сельский туризм в постпандемийный период

  • Абдалов А.М., Шарафанова Е.Е. Методические аспекты оценки рисков предпринимательской деятельности в области сельского туризма // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2014. № 1 (19). С. 140-145.
  • Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Теоретические аспекты учета динамических характеристик социально-экономических систем в управлении региональным развитием // Известия Русского географического общества. 2011. Т. 143. № 6. С. 42-50.
  • Гамидова А.Э. Перспективы развития аграрного сектора индустрии туризма в Республике Дагестан // Проблемы развития АПК региона. 2015. Т. 23. № 3 (23). С. 96-100.
  • Гамидова А.Э. Перспективы развития аграрного туризма в постпандемийный период // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. № 3. С. 31-34.
  • Карпова Г.А. Стратегические направления формирования и развития туристско-рекреационных зон в России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 4 (118). С. 85-89.
  • Крестьянинова О.Г. Механизм сопряженного развития медицинских услуг и туристской дестинации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 1. С. 29-32.
  • Лаврова Т.А. Анализ экономического состояния индустрии туризма Российской Федерации в условиях распространения сЬу1^19 // Вестник Национальной академии туризма. 2020. № 4 (56). С. 10-13.
  • Максанова Л.Б.Ж. Сельский туризм в Сибири // ЭКО. 2015. № 9 (495). С. 38-42.
  • Плотников В.А., Федотова Г.В. Индикаторы стратегического регионального планирования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 17 (203). С. 21-33.
  • Савельева Н.А., Шмелева Т.В., Топоров С.И. Экономические предпосылки развития медицинского туризма на Юге России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 10 (125). С. 32-38.
  • Скальская Е.С., Хорева Л.В. Сельский туризм: возможности использования сервисного потенциала гастрономии // Туризм на сельских территориях: опыт, проблемы, перспективы: V международная научно-практическая конференция. СПб., 2016. С. 106-110.
  • Федотова Г.В., Плотников В.А. Роль сельского туризма в возрождении регионов России // Туризм на сельских территориях: опыт, проблемы, перспективы. Сборник трудов III Международной научно-практической конференции. СПб., 2014. С. 149-153.
Еще
Статья научная