Семантическая функция абашевского орнамента
Автор: Большов С.В.
Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук @izvestiya-ssc
Рубрика: Археология и этнография
Статья в выпуске: 6-1 т.11, 2009 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается семантическая функция орнамента средневолжской абашевской культуры. С появлением знака-символа в орнаментации посуды, кроме декоративной функции, орнамент приобретает и семантическую функцию. В эпоху бронзы абашевские племена в познании подходят к определению закономерностей, законов, управляющих природой и жизнью человека; знаки-символы выражают уже не только реальные объекты и образы окружающего мира, но и являются отражением психической деятельности человека, продуктом его мифотворчества. Духовная культура абашевских племен характеризуется достижением ими такого уровня знаний, когда в орнаментальных композициях получает выражение мифологическая модель мира.
Бронзовый век, абашевская культура, семантическая функция, орнамент, знак-символ, мифологическая модель мира, керамика
Короткий адрес: https://sciup.org/148198827
IDR: 148198827
Список литературы Семантическая функция абашевского орнамента
- Кузьмина О.В. Абашевская культура в лесостепном Волго-Уралье. -Самара, 1992.
- Пряхин А.Д., Сафонов И.Е. Орнаментация керамики доно-волжской абашевской культуры//Доно-волжская абашевская культура. -Воронеж, 2001.
- Большов С.В. Лесная полоса Среднего Поволжья в эпоху средней бронзы. -Йошкар-Ола, 2006.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. -М., 1976.
- Кочерженко О.В., Слонов В.Н. О семантике орнамента керамики срубной культуры//СА. -1993. № 3.
- Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX -начала XX в.). Народы Севера и Дальнего Востока. -М.-Л.: 1963.
- Брем А.Э. Жизнь животных. -СПб., 1902.
- Калевала. Перевод Л. Бельского.-М., 1977.
- Синюк А.Т. Бронзовый век бассейна Дона. -Воронеж, 1996.
- Шишлина Н.И. О змее в мифологических представлениях степных кочевников эпохи бронзы//Археологический сборник. -Тр. ГИМ. -Вып. 96. -М., 1998.
- Пряхин А.Д., Захарова Е.В. Сосуды со знаками доно-волжской абашевской культуры//Доно-волжская абашевская культура. -Воронеж, 2001.
- Матвеев Ю.П., Сафонов И.Е. Курган 2 у с. Советское//Пятьдесят полевых сезонов археологов Воронежского университета. АВЛ. Вып. 10. -Воронеж, 1997.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. -М., 1994.
- Дашковский П.К., Тишкин А.А. Структурно аналитическое изучение погребальных памятников Горного Алтая скифской эпохи//Структурно-семиотические исследования в археологии. -Т. I. -Донецк, 2002.
- Мерперт Н.Я. Абашевские курганы Северной Чувашии//Абашевская культура в Среднем Поволжье. -МИА. -№ 97. -М., 1961.
- Сальников К.В. Памятник абашевской культуры близ Магнитогорска//КСИИМК. -Вып. ХХХV. -М., 1950.
- Горбунов В.С. Классификация абашевских могильников Башкирии//Древности Южного Урала. -Уфа, 1976.
- Студзицкая С.В., Кузьминых С.В. Галичский клад (К проблеме становления шаманизма в бронзовом веке Северной Евразии)//Мировоззрение древнего населения Евразии. -М., 2001.
- Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Вып. XIII. -Чебоксары, 1937.
- Салмин А.К. Сказка -обряд -Действительность. Историко-типологическое изучение чувашского текста. -Чебоксары, 1989.
- Беседин В.И., Сафонов И.Е. Сосуды с календарной символикой из могильника поздняковской культуры Лебяжий Бор//Археологические памятники Среднего Поочья. -Рязань, 1996.
- Бадяева Т. Орнамент и современное народное искусство//Декоративное искусство. -№ 8. -М., 1986.