Семантика атрибутов японской буддийской скульптуры

Бесплатный доступ

Статья посвящена описанию и анализу иконографических элементов, присущих буддийской культовой скульптуре. В данной работе их набор ограничивается теми атрибутами, которые божества держат в руках, а также коронами, венчающими головы божеств. Предметы, которыми наделены буддийские божества, в целом остаются неизменными. Как символы, благодаря которым образы божеств воспринимаются адептами веры, они способствуют рождению соответствующих ассоциаций. Воплощенные в буддийской скульптуре со свойственной им семантикой, атрибуты в качестве конвенционального образа помогают понять сущность учения Будды. Религиозное и эстетическое слились воедино в творениях выдающихся мастеров, которые уделили внимание иконографическим деталям, придав им художественную выразительность. В буддийской скульптуре используются символы с устоявшимися традиционными значениями - религиозные ценности, которые стали общекультурными. Смысловая структура символа апеллирует к опыту и знаниям прихожанина в храме или посетителя в музее, углубляя и расширяя его духовное и ментальное пространство. Этому способствует канонизированная система изобразительного языка, сложившаяся в течение веков.

Еще

Атрибут, корона, символ, знак, скульптура, будда, бодхисаттва

Короткий адрес: https://sciup.org/147239013

IDR: 147239013   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2022-21-10-89-101

Список литературы Семантика атрибутов японской буддийской скульптуры

  • Войтишек Е. Э., Яо С. Курильницы бошаньлу в ароматической культуре Китая: символика и социальные функции // Вестник СПбГУ. Востоковедение и африканистика. 2018. Т. 10, вып. 4. С. 510-524. https://doi.org/10.21638/spbu13.2018.408
  • Есипова М. В. Сокровенные смыслы музыкальной иконографии киотоского храма Сандзю-сангэндо // Япония. 2014. Ежегодник. М.: Аиро-XXI, 2014. С. 224-243.
  • Есипова М. В. Уникальный образ Гаруды-«музыканта» в японской буддийской иконографии // Японские исследования. 2018. № 3. С. 6-33. https://doi.org/10.24411/2500-2872-2018-10017
  • Кравцова М. Е. Иконографические принципы буддийского изобразительного искусства // Духовная культура Китая. М.: Вост. лит. РАН, 2010. Т. 4. С. 178-200.
  • Кужель Ю. Л. XII веков японской скульптуры. М.: Прогресс-Традиция. 2018. 455 с.
  • Розенберг О. О. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке. М.: Наука, 1991. 295 с.
  • Kobayashi Takeshi. Nara Buddhist Art: Todaiji. Tokyo, Heibonsha, 1975, vol. 5, 157 p.
  • Mizuno Seiichi. Asuka Buddhist Art. Horyu-ji. Tokyo, Heibonsha, 1974, vol. 4, 172 p.
  • Mori Hisashi. Sculpture of the Kamakura Period. Tokyo, Heibonsha, 1974, vol. 11, 174 p.
  • Mori Hisashi. Japanese Portrait Sculpture. Tokyo, Shibundо:, 1977, 150 p.
  • Буцудзо: тампо: [仏像探訪]. Исследования буддийской скульптуры. Токио: Эйсюппанся, 2011. 144 с. (на яп. яз.)
  • Кумада Юмико. Буцудзо:-но дзитэн [熊田由美子。仏像の辞典]. Энциклопедия буддийских скульптур. Токио: Сэйбидо:, 2006. 159 с. (на яп. яз.)
  • Мё:о:дзо:-но субэтэ [明王像のすべて]. Все скульптуры светлых царей. Токио: Эйсюппанся, 2014. 125 с. (на яп. яз.)
  • Нисимура Котё, Огава Кодзо. Буцудзо:-но мивакэката [西村公朝、小川光三。仏像の見分け方]. Изучение буддийской скульптуры. Токио: Синтёся, 2009. 119 с. (на яп. яз.)
  • Нёрайдзо:-но субэтэ [如来像のすべて]. Все скульптуры будд. Токио: Эйсюппанся, 2013. 144 с. (на яп. яз.)
  • Сакураи Мэгуму. Сикоку хэнро [桜井恵。四国遍路]. Паломники Сикоку. Токио: NHK сюппан, 2008. 290 с. (на яп. яз.)
  • Танака Ёсиясу. Буцудзо:-но сэкай [田中義恭。仏像の世界]. Мир буддийской скульптуры. Токио: Нихонбунгэйся, 2008. 255 с. (на яп. яз.)
  • Тэн-но буцудзо:-но субэтэ [天の仏像のすべて]. Все скульптуры небесных государей. Токио: Эйсюппанся, 2013. 123 с. (на яп. яз.)
Еще
Статья научная