Семантико-культурологический концепт дома в традиционном мировоззрении человека
Автор: Герасимова Р.Е.
Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka
Статья в выпуске: 11-1 (27), 2018 года.
Бесплатный доступ
В данной статье описано семантическое назначение предметов, как части ритуала. Выделены основные предметные функции и пространственная структура дома. Рассмотрен дом, как источник приоритетных ценностей, его связь с традиционным мировоззрением народа.
Ритуал, дом, символ, мировоззрение, защита
Короткий адрес: https://sciup.org/140280309
IDR: 140280309
Текст научной статьи Семантико-культурологический концепт дома в традиционном мировоззрении человека
Элементы традиционной культуры являются существенными факторами в национальном воспитании и духовном сплочении этноса, а также служат связующим звеном между поколениями. Передаваясь через традиции и обычаи, неразрывно связанные с социальной и хозяйственноэкономической деятельностью человека, они, в совокупности, образуют духовную связь, имеющую глубокие временные корни.
По большей части, современные предметы материальной культуры наделены функциональностью, серийны, стандартизированы, имя мастера неизвестно и они приобретены посредством купли-продажи.
Совершенно противоположное позиционирование вещей наблюдается в традиционной культуре. Главная отличительная особенность состоит в том, что большая часть материальных предметов произведена непосредственно их потребителем, либо получена в результате натурального обмена с конкретным лицом (ремесленником). Каждый из предметов является неотчуждаемой собственностью конкретной личности, по сути, составляет с ней одно целое, в то же время, воспринимаясь как одушевленное существо, обладающее определенным нравом, наклонностями, характером и некоторыми причудами.
Форма, материал изготовления, функциональное назначение создают богатый ассоциативный ряд, образующий комплексную систему разного рода семантических связей. Например, предметы печной утвари (ухват, хлебная лопата, кочерга, чапля) в русских обрядах являются воплощением стихии огня. С их помощью русские крестьяне пытались одолеть воду (разогнать тучи). Загадочная, темная, внутренняя полость посуды, ассоциируется с ночью, порядком мироздания, поэтому ее нельзя оставлять открытой.
Предметный символ характеризуется полисемией и активностью. Семантическое назначение предметов наиболее ярко прослеживается в ритуалах, которые являются неотъемлемой частью народного быта.
Значимым объектом человеческого бытия является дом, обладающий богатой символикой, служащий местом исполнения различных обрядов и ритуалов. В народной культуре он осмысливается как источник приоритетных ценностей таких как: единство общины, рода и семьи (включая живых и умерших предков), достатка, здоровья, счастья и т.д. На это направлена определенная совокупность табу. Например, с целью сохранения семейного счастья, удержания его в рамках жилища, у восточнославянских народов запрещалось давать в долг кому бы то ни было, предметы, концентрирующие в себе счастье: огонь и квашню (кадка для замешивания теста).
Аксиологическая составляющая концепта дома не является основным предназначением предметной ритуальной функции. Ритуальная функция суггестивна, направлена на человека и окружающий его мир, способствует психологической разрядке.
Одной из главных, считается защитная - символическая функция дома. Кресты, вырезанные или нарисованные на дверях, над оконными проемами, подоткнутые серпы и различные острые предметы из металла, травы, освященные в церкви, надежно защищали дом от демонического воздействия. В сознании русского человека знаковый символ «дома» -оберег (защита, охрана). Все компоненты, составляющие понятие «дом» (подпол - символизирующий нижний мир; крыша, чердак - верхний мир; составляющие среднего мира - стены, окна, печка, порог, красный угол и т.д.) имели важное семантическое значение.
Дом, возведенный руками владельца или его предков, олицетворяет целостность и органическое единение рода и семьи, бесконечно продолжающееся во времени, при этом прослеживается его четкое противопоставление с окружающим миром: внутреннее - внешнее, безопасное - опасное, закрытое - открытое. Конструктивная особенность дома является отражением мировоззренческой модели картины мира: четыре наружных стены направлены на четыре стороны света; трехуровневое вертикальное деление соотносится с мифологической картиной мира (основание дома, подпол – Преисподняя, сруб – Земля, чердак, крыша – Небо).
Нередко, в причитаниях луна, звезды, солнце, ветер и другие природные явления, непосредственно располагаются прямо над печной трубой, за окнами, при этом пространство внутри дома способно масштабно увеличиваться до необъятных размеров Вселенной. В свадебных и колядных песнях пара молодоженов или хозяев олицетворяются с небесными величинами, в гостях у них бывают ветер, месяц и солнце: «Как у месяца золоты рога. У Николеньки очи ясные. Очи ясные – распрекрасные»1. Сказки и легенды рассказывают о посещении жилища людей ангелами и апостолами во главе с Христом2.
Внешняя часть жилища обращена к внешнему миру, тогда как внутренняя часть его направлена к роду, семье, отдельной личности, при этом сакральное (мужское) и профанное (женское) взаимно дополняют и уравновешивают друг друга. Отражая модель мира, вся жизнь дома строится в соответствии с его законами, где двери (вход-выход), как вдох-выдох, внести-вынести, взять-отдать, являются олицетворением интегративных связей внутреннего мира с внешним.
Даже человеческое тело воспринимается, как «дом», в котором обитает душа. Она бессмертна и поэтому, пока находится внутри «дома», человек должен проявлять о нем заботу, чтобы, управляя им, душа могла реализовать добродетель, необходимую впоследствии в загробной жизни.
Свадебный обряд инициации, связанный со сменой статуса девушки, покидающей родной дом и входящей в дом жениха отождествляется со смертью, что нашло отражение в поговорках: «Свадьба и смерть – сестры». И, наоборот, в похоронных причитаниях домовина (гроб) представляется вечным, посмертным жилищем человека: «Уж состроили тебе новую горенку. Уж без дверей-то тебе срубили, без окошечек»3. Воплощением идеи посмертного жилища представляются и различные надмогильные памятники, конструктивно напоминающие образ дома, например, кресты, имеющие покрытия, по образу двускатной крыши. В эсхатологической мифологии селькупов потусторонний мир представляется в виде длинного коридора с большим количеством комнат, преодолевая который, душа человека наблюдает за страданиями грешников4.
Можно сказать, что дом в народной культуре представляет собой объемное понятие. Он и модель мира, и «строение для житья, жилое строение, хоромы, изба со всем хозяйством, палаты, дворец, хижина, лачуга, землянка, усадьба»5 , связанное непосредственно со строительством, имеющее аналогичные принципы и законы. В некоторых случаях наблюдается, параллель между домом и кораблем: «Третий брат тяп да ляп – выстроил корабль, как дом хороший»6. Однако во всех ситуациях дом представляется средоточием главных человеческих ценностей: непрерывная связь рода и семьи, благополучие, счастье и т.д., его внутренний «мир» в противопоставлении внешнему, является гарантом обеспечения необходимой безопасности.
Список литературы Семантико-культурологический концепт дома в традиционном мировоззрении человека
- Алексеевский М.Д. Похоронно-поминальные причитания Владимирской области: к вопросу о специфике фольклорной традиции Центральной России // Российская провинция: история, традиции, современность: Рождественский сборник. - Ковров, 2008. - С. 243-248.
- Афанасьев А. Н. Христов крестник // Народные русские сказки: - М.: Наука, - 1985. - Т. 3. -496 с.
- Афанасьев А.Н. Семь Симеонов // Народные русские сказки. - Красноярск: изд-во Красноярского университета, 1988. - С. 93.
- Пелих Г.И. Селькупская мифология. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1998. - 79 с.
- Свадьба в доме невесты / Песни свадьбы / Русские народные песни - (2) // сайт Горенка. - [Электронный ресурс]. URL: http://gorenka.org/index.php/sunduchok/7376-russkie-narodnye-pesni?showall=&start=7 (дата обращения 25.11.2018).
- Символика русского дома: пособие для учителя / сост. С.М.Авдеев / отвеств. ред. Евстафий, архиепископ Читинский и Краснокаменский. - Чита: Палитра, 2013. - 66 с.