Семейные роли в современной российской семье: традиции и современность
Автор: Кучмаева Оксана Викторовна
Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie
Рубрика: Культура повседневности
Статья в выпуске: 2, 2016 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу распределения ролей в современной российской семье. Исследование построено на результатах исследования «Изменение желаемого образа семьи в глазах различных поколений на постсоветском пространстве (на примере России и Белоруссии)», проведённого с участием автора в 2014 г. при поддержке РГНФ (грант 14-23-01551). В статье делается вывод о мозаичной структуре российских семей с точки зрения распределения семейных ролей и обязанностей; выделяются и традиционные, и эгалитарные семьи. При этом в идеале члены семьи в большей степени склонны к совместной деятельности в рамках семьи. Эта тенденция проявляется в оценках различных поколений.
Семья, семейная политика, ценность семьи, семейные роли, распределение ролей в семье
Короткий адрес: https://sciup.org/170173861
IDR: 170173861
Текст научной статьи Семейные роли в современной российской семье: традиции и современность
Главными параметрами ролевой структуры семьи являются характер главенства, определяющего систему отношений власти и подчинения, и распределение ролей в соответствии с теми задачами, которые решает семья на данной стадии своего жизненного цикла. Ролевая структура семьи обеспечивает выполнение функций семьи и удовлетворение потребностей всех её членов.
Несмотря на обозначившуюся в последнее время тенденцию к симметрии семейных ролей, между традиционными представлениями о «мужских» и «женских» семейных ролях и реальным распределением обязанностей в семье всё ещё сохраняется определённая дистанция.
Существующие объективные социокультурные различия и традиции накладывают свой отпечаток на распределение ролей и ответственности в семье в зависимости от типа сообщества (будь то государство, этнос или регион). Культурные традиции формируют у человека представления о мужских и женских ролях, то есть гендерах. Исследователи связывают это главным образом с различиями в гендерных ролях, зависящими от степени маскулинности или фемининности той или иной культуры. Так, на основании проведённых кросс-культурных исследований, Хофстед показал, что люди маскулинных культур имеют более высокую мотивацию достижения, смысл жизни видят в работе и способны много и на- пряжённо работать1. В ряде кросс-культурных исследований установлено также, что фемининные культуры, которые не делают акцента на лидерстве мужчины в семье, например, в странах Дании, Финляндии, Норвегии, Швеции, имеют личностно-ориентированные семьи, признают равенство в семье. В то время как культуры с ярко выраженной маскулинностью, признающие доминирующую роль мужчины, например, в таких странах, как Греция, Япония, Мексика — имеют семьи, ориентированные на жёсткие гендерные ролевые позиции, мужчина здесь выступает в роли лидера.
Среди основных тенденций изменения современной семьи, прежде всего, следует отметить разрушение старой системы внутрисемейной иерархии, которая распространялась как на отношения мужчин и женщин, так и на отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей, детей разного пола и возраста. Индивидуализация семейных ролей способствует постепенной симметрии мужских и женских моделей поведения в семье, ведёт к «совместности» или взаимозамещению членов семьи в выполнении многих семейных обязанностей.
Как показывают опросы ВЦИОМ2 сторонников полного равенства в семье (считающих, что главы семьи быть не должно, важные решения должны приниматься совместно всеми, а мелкие — в соответствии с существующим разделением обязанностей) несколько больше (38% респондентов), чем приверженцев патриархальных отношений (полагающих, что главой семьи должен быть старший в семье мужчина, если его нет, то старшая в семье женщина — 32%). По-прежнему мужчинам патриархальная модель импонирует больше, чем женщинам (её предпочитают 38% мужчин и 27% женщин). По мнению 14% россиян, важные решения должен принимать тот член семьи, кто лучше ориентируется в современной ситуации. И 12% опрошенных исходят из принципа «кто платит, тот и заказывает музыку», в данном случае — кто основной добытчик денег, тот и глава семьи.
В целом сегодня в России популярны две точки зрения на то, кто из супругов должен брать на себя материальное обеспечение семьи, а кто — ведение домашнего хозяйства. Согласно первой, традиционной, дело женщины — вести хозяйство, мужчина же должен зарабатывать. Согласно второй, эгалитарной, муж и жена должны принимать равное участие в финансовом обеспечении семьи и ведении хозяйства. В связи с этим хотелось бы отметить некоторое противоречие в стратегии реализации Концепции государственной семейной политики3, где утверждается необходимость утверждения традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, значимым элементом которых является традиционное распределение ролей, которое, как свидетельствуют опросы, не приветствуется значительной частью россиян.
Значимый аспект в характеристике роли матери и супруги — сочетание семейных и вне-семейных ролей. В ходе исследования «Семья и общество», проводимого Институтом семьи и воспитания в 2006 г. с участием автора, респондентам был задан вопрос: «Если бы позволили материальные возможности Вашей семьи, то какой вариант трудовой активности женщины Вам предоставляется наиболее предпочтительным?». Наиболее предпочтительным больше половины (55%) респондентов выбрали позицию — «женщина не работает, пока ребёнку не исполнится 3 года» (что созвучно с уже существующим законодательством), ещё 23% продлили бы срок пребывания матери дома с ребёнком до тех пор, пока ему не исполнится 7 лет, и лишь 18,6% респондентов считают, что «женщине вообще лучше оставить работу ради воспитания детей». Подобная структура ответов встречается и в ряде других исследований. Вместе с тем, по данным Выборочного наблюдения репродуктивных планов населения, проведённого Росстатом в 2012 г.,4 распределение женщин по степени использования отпуска по уходу за младшим ребёнком выглядит следующим образом: 43,9% вышло на работу до достижения ребёнком возраста 1,5 лет, и 16,2% — до достижении года. Вышли из отпуска по уходу за ребёнком, когда ребёнку исполнилось 1,5 года — 21,0% и 3 года — 20% женщин. Во многом это обусловлено экономическими причинами — нехваткой средств у семьи, а так же карьерными соображениями. По данным опроса ФОМ, проведённого в 2011 г., 49% женщин и 56% мужчин полагают, что большинство российских женщин предпочли бы не работать, если бы в семье было бы достаточно денег5. Подобные результаты опросов свидетельствуют о противоречиях в общественном мнении по поводу распределения семейных ролей, в том числе и в традиционном контексте.
В современной семье продолжается эволюция ролевых функций, в частности, серьёзные изменения происходят в реализации основных ролей мужа и жены (отца и матери). Включенность женщин в экономические, социальные и политические процессы за пределами семьи делает сочетание занятости и воспитания детей трудным и сложным периодом в их жизни. Наряду с другими историческими, культурными и психологическими факторами, отсутствие современной сбалансированной семейной политики, которая заключалась бы в комплексной разработке и внедрении мер по улучшению положения работающих матерей, вынуждает женщин делать нелёгкий выбор. Они либо полностью отказываются от карьерных и профессиональных устремлений, что случается нередко, либо от самого ребёнка.
Изменяются также роль отца в семье и представления о ней. Хотя, как показывают российские исследования, несмотря на то, что мать и отец имеют равные права и обязанности в отношении своих детей, данные обследования РиД-МиЖ6, опросы ВЦИОМ7 показывают, что муж- чины в российских семьях существенно реже женщин занимаются детьми. Так, по данным исследования ВЦИОМ, участие отца в уходе за детьми в большинстве случаев ограничивается лишь играми с ними: 70% мужчин утверждают, что они играют с детьми. Однако, по ответам женщин, доля таких отцов сокращается до 50%. Что касается других видов ухода (одевает детей, укладывает спать, сидит дома с заболевшими детьми, помогает делать уроки), то в 60–75% семей эти родительские обязанности лежат только на матери.
В результате глобальных трансформаций общества, переосмысления мужской и женской роли, роли отца и матери, изменений социального значения детства (из экономической ценности дети превратились в ценность эмоциональную) и усиления критики традиционных культурных идеалов семьи и лидерства, возникла модель «вовлечённого отцовства», в которой отцу предписывается быть не только защитником и добытчиком, но и заботливым воспитателем.
В ходе исследования «Изменение желаемого образа семьи в глазах различных поколений на постсоветском пространстве (на примере России и Белоруссии)», проведённого под руководством автора в 2014 г.8 были получены результаты, позволяющие оценить представление о реальном и идеальном распределении ролей в современной семье представителей различных поколений. В ходе реализации проекта было опрошено 337 человек поколения родителей, 229 представителей молодёжи и 162 подростка. Респонденты представляют Россию (Москву, Московскую область и Нижний Новгород) и Белоруссию (г. Брест).
Интересен с точки зрения анализа господствующего типа семьи ответ респондентов на вопрос о наличии главы семьи и то, кто им является (как показало исследование, для пятой части опрошенных наличие «сильного плеча» в доме является залогом семейного счастья, причём три четверти из них, как и следовало ожидать — женщины, предположительно предпочитающие патриархальный тип семейных отношений).
Инициативные всероссийские опросы ВЦИОМ, проведённые 17–18 июня 2008 г., 9–10 мая 2009 г., 30 июня — 1 июля 2012 г. Опрошено по 1600 человек. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Таблица 1
Мнения респондентов о том, кто является главой семьи (% от числа опрошенных)
Вариант ответа |
Подростки |
Молодёжь |
Родители |
Жена |
24,1 |
27.1 |
11,9 |
Муж |
24,7 |
26.6 |
28,8 |
Оба поровну |
29,0 |
25.8 |
31,2 |
Бабушка, дедушка |
0,6 |
2.6 |
2,4 |
Нет главы семьи |
3,1 |
4.4 |
7,4 |
Кто-то ещё |
1,2 |
0.4 |
0.0 |
Затрудняюсь ответить |
11,7 |
9.2 |
7,7 |
Нет ответа |
5,6 |
3,9 |
10,7 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Существуют определённые различия в представлениях взрослых и молодых респондентов о том, кто фактически является главой их семьи. Во всех случаях выбор происходил между тремя позициями: муж, жена или «оба поровну». Не так много респондентов, затруднившихся с ответом. Выбор ответа «кто-то ещё» оказался, прежде всего, шутливым выбором, несколько подростков указали «я», «кошка» и пр. В интерпретации результатов обращают на себя внимание следующие моменты. Родители чаще делают выбор в пользу варианта «оба поровну» (муж и жена), реже оставляют главенство женщине (руководствуясь либо желанием представить главой семьи именно супруга, либо стараясь разделить лидерство между обоими супругами). Видимо, аналогичными сомнениями обусловлен и тот факт, что около 11% не дали ответа на данный вопрос (табл. 1).
Ответы подростков и молодёжи весьма близки, различия в выборе мужа, жены или обоих супругов вместе главой семьи статистически незначимы. Распределение ответов демонстрирует определённое равенство в структуре ответов подростков и молодёжи. Вероятность того, что глава семьи муж, жена, или они совместно принимают решение практически по всем вопросам, одинакова.
Ответы свидетельствуют и о том, что в семьях невозможно выделить единственно принятую большинством стратегию распределения ролей. Семей, в которых глава семьи отсутствует, крайне мало — причём чаще всего такие ответы встречаются у поколения родителей — 7,4%, прежде всего из неполных семей.
Подростки и молодёжь видят в ком-то из родителей главу семьи. Очень интересен момент, что в ответах родителей мужчины чаще видят главой семьи — себя, женщины — себя, есть существенные различия по полу. Однако, подростки и молодёжь всё же намного чаще выдвигают на первые роли мать, то есть возможно, в реальности просматривается иной тип распределения внутри семьи. Или это следствие ситуации — мать больше времени проводит дома с детьми, они преимущественно сталкиваются с ней при принятии каких-либо решений, поэтому выдвигают её на первые роли значительно чаще, чем она сама себя или муж. Кроме того, главой неполной семьи для молодёжи и подростков тоже является мать, хотя сама она иногда и не видит себя в таком качестве, отвечая «нет главы семьи» или ставя на эту роль кого-то из своих родителей (подростки же бабушек или дедушек на роль главы семьи почти никогда не выдвигают).
Примерно 30% родителей и подростков и четверть из числа молодых людей считают, что главой семьи являются в одинаковой степени оба родителя, то есть прослеживается эгалитарный тип семьи, когда решения принимаются совместно родителями.
Крайне редкий случай в российских семьях, когда главой семьи является кто-то из старших родственников, преимущественно это неполные семьи. Значительная часть подростков и родителей либо не дали ответа на этот вопрос, либо затруднились с ответом.
Получить более объёмное представление о распределении ролей в современной семье позволяет анализ данных об ответах респондентов на вопросы о том, какие обязанности выполняет каждый из членов семьи, с одной стороны, и каким видится идеальное распределение, с другой.
Кроме того, сравнение реальной и идеальной структуры распределения обязанностей позволяет выявить отличия в том, как взаимодействуют
Таблица 2
Распределение ответов респондентов в семьях с детьми на вопрос: «Кто в основном занимается следующими делами в Вашей семье?», % к числу опрошенных
Большинство обязанностей в современной семье приходится на женщину. По мнению родительского поколения, в 46,3% семей жена осуществляет присмотр за детьми (22,3% муж и жена вместе), 49% — уборкой квартиры (22,3% — муж и жена вместе, 11,0% — дети), 37,7% — мытьём посуды (25,6% — муж и жена вместе, 16,0% — дети), 59,6% — стиркой, 47,5% — приготовлением пищи (26,1% — муж и жена вместе). На долю супруга приходится денежное обеспечение семьи (30,9%) и, в части семей, покупка продуктов и крупные покупки (по 11,9%). Помимо мытья посуды и уборки квартиры дети принимают участие в уходе за домашними животными (20,2%) и работе на приусадебном участке (11,9%). Значительная часть семейных обязанностей возлагается совместно на мужа и жену (табл. 29).
Однако сложившаяся в реальности ситуация не является идеальной, особенно для женщин. В идеале при распределении обязанностей гораздо в большей степени домашние обязан- ности должны выполняться совместно мужем и женой, меньше обязанностей возлагается на жену (табл. 3). Особенно бросается в глаза желание сократить масштаб занятости женщин вне семьи, связанной с денежным обеспечением семьи (15,1% в реальности и 0,6% в идеале). Родители, женщины прежде всего, желают видеть больше совместной деятельности супругов по выполнению домашних обязанностей, воспитанию детей. Перераспределение нагрузки в этом случае идёт в направлении совместной деятельности, снижения нагрузки женщин, но и не увеличивается нагрузка мужчин. Кроме того, родителям хотелось бы большего участия детей в домашних делах, в частности, в уходе за домашними животными.
Распределение ответов молодёжи на вопрос о том, каким образом распределяются обязанности в их семье, близки к ответам старшего поколения. Наблюдается определённый перевес в сторону роли супруги, матери в семье (так, по мнению молодёжи, в 27,5% семей ведущая роль в денежном обеспечении семьи принадлежит матери (по ответам родителей — 15,1%). Кроме того, в силу возраста отвечающих — в большинстве случаев они проживают с родителями — чаще отмечается участие детей в выполнении домашних обязанностей. Молодёжь так же по-
Таблица 3
Распределение ответов респондентов в семьях с детьми на вопрос: «Как должны распределяться обязанности в семье?», % к числу опрошенных
Пожелания молодёжи о распределении обязанностей в семье направлены на большее разделение обязанностей между супругами (молодёжь чаще родителей высказывает такие пожелания). Это особенно касается денежного обеспечения семьи (52,4%) и ухода за детьми (58,1%). Так же молодые люди чаще высказывают пожелания о привлечении детей к выполнению домашних обязанностей
Распределение ответов подростков на вопросы о том, как распределяются в их семьях семейные обязанности, какова роль различных членов семьи, близко к ответам молодёжи. Надо сказать, что дети (подросткового или молодёжного возраста) более высоко оценивают свою роль в выполнении семейных обязанностей. Так, родители в 11% случаев отвечают, что дети участвуют в уборке квартиры, молодёжь — в 41,9%, подростки — 36,7%.
В целом распределение обязанностей в значительной части российских семей довольно традиционно. Однако часть семей характеризует стремление к разделению обязанностей между членами семьи. Причём в идеале в большей степени, чем в реальности. Родители и дети по-разному оценивают вклад детей в домашние дела.
Период социализации современного подрастающего поколения протекает в сложных социально-экономических условиях, сопровождающихся ломкой традиционных ценностей. Формирование готовности молодёжи к брачно-семейным отношениям — неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Исходя из этого, семья должна стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения. В этой связи возрастает необходимость целенаправленной подготовки молодёжи к семейной жизни, поскольку это не только поспособствует всестороннему и гармоничному развитию личности, но и позволит разрешить проблему будущих конфликтов и распада семей, обусловленных различными представлениям о семейной жизни, распределении семейных ролей, не готовностью к компромиссу и взаимопониманию.
С учётом мозаичной системы ценностей, многообразия типов семей можно с уверенностью сказать, что в сфере распределения ролевых функций в российской семье и в дальнейшем будет наблюдаться многообразие типов семейных ролей: отца и матери, супругов, детей и родителей. Невозможно выделить для всех россиян единый тип распределения семейных ролей, характерный только для традиционной или эгалитарной модели семьи. Есть семьи, где традиционно семейные дела возложены на женщину. Роль мужчины в семье сводится к де- нежному обеспечению и покупке продуктов. В идеале представители всех поколений в большей степени ориентируются на совместную деятельность в семье, без жёсткого распределения обязанностей. Причём молодёжь в большей степени, чем родители.
Список литературы Семейные роли в современной российской семье: традиции и современность
- Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. N1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Гарант.Ру. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70627660/ (дата обращения 17 мая 2016 г.)
- Аналитический отчёт по результатам Выборочного наблюдения репродуктивных планов населения [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/ (дата обращения 17 мая 2016 г.)
- Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс] // URL: www.wciom.ru (дата обращения 17 мая 2016 г.)
- 17.03.2011. Опрос населения. Жизнь и семья: мужчины и женщины. [Электронный ресурс] // Фонд "Общественное мнение". URL: // http://bd.fom.ru/report/cat/home_fam/famil/d111119 (дата обращения 17 мая 2016 г.)
- Hofstede G. Culture’s consequences: international differences in work-related values. Beverly Hills, 1984