Семиотический парадокс улыбки в отечественном балете

Автор: Трунцова Анастасия Владимировна

Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki

Рубрика: Культурные процессы и явления

Статья в выпуске: 1 (48), 2023 года.

Бесплатный доступ

В данной статье балет рассматривается как семиотическая система повышенной сложности. Важную роль в нём играют знаки, в том числе выражение лица человека. При возникновении балета лицо было скрыто маской. До конца XIX века улыбка в балете была «нарисованной», учитывая технику нанесения грима, характером партии, сюжетной линией, индивидуальными особенностями исполнителя, его актёрской и пластической выразительностью. Внутреннее противоречие в осмыслении улыбки порождает семиотический парадокс как источник содержания и саморазвития пластического образа. По мере развития хореографического искусства сакральный смысл улыбки заменяется эстетическим, а затем образной и сюжетной нагрузкой. При перекодировании усиливается семиотическое многообразие улыбок, из которых формируются их разные виды. Сдержанная улыбка в отечественном балете совпадает с особенностями национального самосознания.

Еще

Балет, улыбка, культура, знак, семиотика, смысл, парадокс

Короткий адрес: https://sciup.org/144162742

IDR: 144162742   |   DOI: 10.2441/2310-1679-2023-148-27-34

Список литературы Семиотический парадокс улыбки в отечественном балете

  • Барт Р. Нулевая степень письма. // Семиотика: Антология / сост. Ю. С. Степанов. Москва: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. С.327-370.
  • Бондарева С. К., Колесов Т. В. Переживания (психология, семантика). Москва: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2007. 160 с.
  • Гачев Г. Д. Космо-Психо-Логос. Национальные образы мира. Москва: Академический проект, 2007. 511 с.
  • Гачев Г. Д. Ментальность народов мира. Москва: Эксмо, Алгоритм, 2008. 544 с.
  • Голейзовский К. Я. Касьян Голейзовский. Жизнь и творчество. Статьи, воспоминания, документы. Москва: ВТО, 1984. 576 с.
  • ДелёзЖ. Логика смысла. / пер. с фр. Я. И. Свирского. Москва: Академический Проект, 2011. 472 с.
  • Ильин Е. П. Психомоторная организация человека. Санкт-Петербург: Питер, 2003. 384 с.
  • Красовская В. М. Русский балетный театр начала ХХ века. Ч. 2: Танцовщики. Москва: Искусство, 1971. 456 с.
  • Кристева Ю. Семиотика: исследование по семанализу. Пер. с фр. Э. А. Орловой. Москва: Академический проект, 2015. 285 с.
  • Лифарь С. Танец: Основные течения академического танца. Москва: РУТИ-ГИТИЗ, 2014. 233 с.
  • Маслов В. А. Лингвокультурология. Москва: Академия, 2001. 208 с.
  • Почепцев Г. Г Русская семиотика. Москва: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2001. 768 с.
  • Садохин А. П. Межкультурная коммуникация. Москва: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. 288 с.
  • Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Москва: Академический проект. 2004. 992 с.
  • Трамбл Э. Краткая история улыбки. Москва: АСТ, Санкт-Петербург: Аст-рель-СПБ, 2007. 285 с.
  • Чернова Н. Ю. От Гельцер до Улановой. Москва: Искусство, 1972. 191 с.
Еще
Статья научная