Серая ворона Corvus cornix использует «топанье» для добывания дождевых червей

Автор: Резанов А.Г.

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 366 т.16, 2007 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140150628

IDR: 140150628

Текст статьи Серая ворона Corvus cornix использует «топанье» для добывания дождевых червей

Вечером (в 20 ч 30 мин) 12 апреля 2007 на травяной лужайке по краю сквера у станции метро Каширская (Москва) одиночная серая ворона Corvus cornix использовала кормовой метод, известный как «топанье, или шлёпанье» («foot-paddling»). Производимые птицей действия выглядели следующим образом – ворона переваливалась с ноги на ногу и при этом, казалось, была распластана по траве. Странное, на первый взгляд, поведение продолжалось около 10 с. Затем птица стала зондировать клювом дернину и вытащила длинного (длиной от поднятого вверх клюва до земли) дождевого червя. Будучи вспугнутой, ворона взлетела с добычей в клюве и села на дерево. Через некоторое время она вернулась на тоже место, «топала» в течение 5-6 с, ничего не добыла и улетела. Бывая в этом районе не меньше нескольких раз в неделю, подобное поведение я не наблюдал ни до этого, ни в последующие дни апреля-июня 2007 г.

«Топанье» довольно широко распространено среди водоплавающих и околоводных птиц и используется, как правило, при разыскивании и добывании корма на мелководье (Crook 1953; Tinbergen 1962; Vernon 1972; Cramp, Simmons 1983; Резанов 1990а,б; 2003). В результате таких действий создаётся «локальный пищевой апвеллинг» – подъём пищевых объектов со дна к поверхности. Некоторые виды птиц используют «топанье» во время разыскивания корма на твёрдом субстрате. Так, у сизой Larus canus и озёрной L. ridibundus чаек «топанье» иногда наблюдается при наземной охоте на лугу. Предполагаемая функция «топанья» по твёрдому грунту – «вызывание» к поверхности дождевых червей, «обманутых» лёгкой вибрацией почвы, как во время дождя (Frieswiik, Bresser 1965 – цит. по: Cramp, Simmons 1983; Buckley 1966; Vernon 1972; King 1976; Frieswiik 1977).

Для ворон Corvus corone и C. cornix подобное поведение не описано (Goodwin 1976; Cramp et al . 1994). Не было включено данное поведение и в обзорную статью по кормовому поведению ворóн (Резанов 2001). В то же время есть данные об использовании «топанья» вóроном Corvus corax при добывании им из почвы дождевых червей (Ewins 1989 – цит. по: Cramp et al . 1994). Для других Corvidae “foot-paddling” не описано.

Исходя из этих данных, наблюдавшееся мною «топанье» серой вороны нельзя оценивать как аберрацию поведения, выполняемую на грани её морфологических возможностей. Совершенно очевидно, что ни морфологического, ни какого-либо иного «запрета» на подобное поведение у ворон нет. Вероятнее всего, можно говорить о некой индивидуальной, проявившейся в определённое время манере кормового поведения отдельной особи.

Статья