Серые вороны Corvus cornix, галки C. monedula и рябинник Turdus pilaris кормятся зимой в саду на вытаявшей падалице яблок

Автор: Резанов Александр Геннадиевич

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 1002 т.23, 2014 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140153923

IDR: 140153923

Текст статьи Серые вороны Corvus cornix, галки C. monedula и рябинник Turdus pilaris кормятся зимой в саду на вытаявшей падалице яблок

В феврале 2014 года в Москве держалась аномально высокая температура воздуха. Начиная с 12 февраля дневная температура доходила до +3°С (24 февраля – до +4°) , в результате чего в обширном яблоневом саду (250×450 м), расположенном в Коломенском в районе храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, сначала образовались большие проталины, а к концу февраля в саду снега почти не оставалось. На обнажившейся земле, особенно в понижениях междурядий, стала видна падалица яблок, в огромном количестве оставшаяся на земле с осени. Яблоки были «червивыми» – заражены гусеницами яблоневой плодожорки Laspeyresia pomonella , что, очевидно, и привлекло сюда крупные скопления врановых птиц.

Следует отметить, что зимой в саду днём обычно держится не более десятка серых ворон Corvus cornix (т.н. «садовая» группировка). Начиная с раннего вечера сюда из окрестностей слетаются серые вороны и галки Corvus monedula, образуя т.н. предночёвочное скопление. Птицы располагаются на деревьях, а затем, уже в густых сумерках, улетают из сада. Значительную часть предночёвочного скопления составляет группировка «береговых» серых ворон (Резанов 2005), включая птиц с противоположного берега реки Москвы, и «кладбищенская» группировка галок, которые проводят день на церковном кладбище, приле- гающем к саду. В светлое время суток «береговые» вороны разыскивают корм на берегу реки Москвы, собираясь в местах массовой подкормки крякв Anas platyrhynchos, добывают пищевые объекты, намываемые водой на береговые отмели и забереги, а также выдалбливают вмёрзшие в лёд пищевые остатки.

Рис. 1. Серые вороны Corvus cornix и галки Corvus monedula кормятся в саду в местах концентрации падалицы яблок. Коломенское (Москва). 21 февраля 2014. Фото автора.

21-27 февраля 2014 по вечерам в яблоневом саду собирались большие кормовые скопления (в общей сложности до 200-300 особей) галок и ворон. Птицы осматривали сад поэтапно и на обследованных участках в последующие дни уже не кормились. Они образовывали как мо-новидовые, так и смешанные скопления (рис. 1). Наиболее крупные скопления (до 100 и более птиц) концентрировались на обширных проталинах и кормились на падалице яблок (рис. 2). Галки и вороны расклёвывали яблоки, разбрасывая во все стороны мякоть – видимо, с целью достать погибших, но сохранившихся в зимние морозы гусениц яблоневой плодожорки и, возможно, семена. Также птицы зондировали и разрывали клювом снег в поиске ещё не обработанных яблок.

С целью детализации кормовое поведение птиц фиксировалось при помощи видеокамеры Panasonic HDC-SD80 (Zoom 42×). В общей сложности сделано 23 записи продолжительностью около 21 мин. Анализ одной из записей, сделанной 24 февраля, показал, что выбранная для наблюдения серая ворона в течение 60 с обрабатывала только одно яблоко, сделав по нему в общей сложности 32 клевка. Птица придерживала яблоко лапой (то правой, то левой – всего 9 раз по 1-3 с, максимум в течение 5 с) и клювом вырывала по 1-2 больших кусков мякоти. Ворона не поедала мякоть, а отбрасывала её в сторону. Затем следовала серия клевков с проглатыванием содержимого (возможно, не только гусениц, но и семян).

Рис. 2. Серые вороны Corvus cornix расклёвывают падалицу яблок. Коломенское (Москва). 21 февраля 2014. Фото автора.

В нескольких случаях ворона зондировала яблоко, погружая в мякоть сомкнутый клюв, а затем раздвигала половинки клюва в стороны. Данное действие квалифицируется как «раздвигающее, или расклинивающее зондирование» (prying or open-bill probing), более известное для скворца Sturnus vulgaris при зондировании почвы, дёрна и пр. (Холодковский, Силантьев 1901; Рустамов 1954; Cramp et al . 1994; Резанов 2009) и описываемое как «погружение в почву сомкнутого клюва с последующим его раскрыванием для создания отверстия». В частности отмечается, что скворец при этом ориентирует свои глаза вперёд и использует бинокулярное поле зрения (Cramp et al . 1994). В рассматриваемом случае «раздвигающее зондирование» позволяло серой вороне увидеть и легко добраться до гусениц или семян, находящихся в сердцевине яблока.

Избегая попыток клептопаразитизма со стороны соседей, ворона дважды перетаскивала яблоко, держа его в клюве, на другое место. Настойчивых попыток преследования не было, и поэтому, отойдя с яблоком всего на несколько шагов, ворона продолжала его расклёвывать.

Анализ другой записи показал, что ворона обрабатывала яблоко в течение 25 с, сделав при этом 12 клевков. Птица также периодически прижимала яблоко к земле лапой (2 раза правой и 1 раз левой лапой), чтобы удобнее было вырывать большие куски мякоти.

На участке сада, где помимо падалицы были свежие кротовины (в одном месте я насчитал до 5 кротовин на 1 м2), серые вороны попутно обследовали и выбросы земли. Галки обычно осматривали яблоки уже частично обработанные серыми воронами и реже самостоятельно расклёвывали падалицу.

Рис. 3. Галки Corvus monedula и серые вороны Corvus cornix кормятся на проталинах в яблоневом саду. Коломенское (Москва). 21 февраля 2014. Фото автора.

24 февраля в саду отмечен эпизод кормёжки рябинника Turdus pilaris . В 17 ч 45 мин рядом с группой серых ворон стал кормиться только что прилетевший одиночный рябинник. Дрозд, как обычно во время наземной кормёжки, передвигался прыжками, периодически останавливаясь и принимая позу «столбика». Затем быстро приближался к обнаруженному яблоку (уже обработанному серыми воронами) и начинал его расклёвывать. За 54 с видеонаблюдения рябинник расклёвывал только одно яблоко. В отличие от серых ворон, дрозд активно выклёвывал и проглатывал кусочки мякоти (12 кусочков). Закончив расклёвывать яблоко, дрозд улетел. Общее время кормёжки рябинника не превысило 2 мин.

Серые вороны и галки также кормились на проталинах, где не было падалицы (рис. 3). Разыскивая корм среди опавших листьев, птицы постоянно совершали отбрасывающие движения клювом вбок (вправо и влево) и в ряде случаев тщательно зондировали эти участки и что-то выклёвывали. Просмотр видеозаписей не позволил определить добываемые пищевые объекты; но точно можно сказать, что это были не дождевые черви. С наступлением густых сумерек птицы улетали из сада на ночёвку.

Статья