Сетевые технологии конструирования мифологем идеологического пространства в современном информационном обществе
Автор: Одинцов Андрей Викторович
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Философские науки
Статья в выпуске: 12, 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются мифологемы идеологического пространства современного общества, выделяются основные аспекты использования сетевых технологий и эффективные механизмы создания и реализации мифологем. Обосновывается вывод о том, что в информационном обществе наблюдается увеличение числа мифологем, конструирующихся посредством сетевых технологий, которые являются действенной силой, организующей поведение человека и общества.
Информационное общество, социальный миф, политический миф, мифологема, политическая мифологема, сетевые технологии
Короткий адрес: https://sciup.org/14937229
IDR: 14937229
Текст научной статьи Сетевые технологии конструирования мифологем идеологического пространства в современном информационном обществе
The article analyzes the ideological myths of the modern society. The author highlights the main aspects of the network technologies and effective mechanisms for the creation and implementation of mythologems. It is concluded that in the information society the number of myths is increasing, they are constructed by means of network technologies that is an effective force organizing behavior of a person and a society.
Интенсивный информационно-идеологический процесс в современном обществе сопровождается созданием и развитием новых коммуникативных практик, широко распространяющихся среди пользователей и направленных на удовлетворение их потребностей [1, с. 314]. Это делает возможным использование новых практик в целях распространения социальных мифов и иллюзий в целях формирования идеологических ориентиров. Простота доступа в сеть, возможность гибкой перекомбинации и динамичного управления информационными потоками создают условия для ее эффективного использования в конкретных идеологических целях. В связи с этим актуализируется проблема изучения сетевых технологий формирования мифологем в идеологическом пространстве современного общества, оказывающих влияние на социально-политические настроения населения, ценностные и мировоззренческие установки различных социальных групп и общностей.
Для развития государства и нации значение символов и образов страны играет большую идеологическую роль. В.С. Полосин отмечает, что в России образ страны символизирует Родина-мать. Такая мифологема является центром притяжения и доминантой социального поведения людей. В Римской империи таким образом была волчица-мачеха, выкормившая младенцев, основавших затем великий город (колониальная сущность этой империи была тем самым изначально заложена в символике – мачеха вместо матери) [2, с. 78–80]. Например, одной из самых известных мифологем советской пропаганды является мифологема «За Родину, за Сталина!». Таким образом, вокруг мифологемных центров выстраиваются социальные или политические мифы. Социальный миф как совокупность архаично-традиционных преданий и исторически конструированных культурных текстов, отражающих актуальные для общества идеологические ориентиры, постоянно функционирует в общественном и индивидуальном сознании. В условиях культурно-исторических изменений, развития науки и техники, в частности формирования сетевой коммуникации, социальный миф эволюционирует. Следует отметить, что в современном информационном обществе сеть сама выступает элементом одного из наиболее распространенных мифов о всемогуществе современных техники и технологии, а мифы, формирующиеся в сети, в основном являются мифами массовой культуры в целом.
В идеологическом пространстве современной России процесс конструирования мифов и мифологем является высокодинамичным, так как осуществляются попытки сформулировать национальную идею и укрепить легитимность существующего режима. В связи с этим создаются различные «партийные» мифы и мифологемы, в которых часто соединяются символы и образы советской и современной культур. Политический миф является наиболее распространенной формой социальной мифологии, функционирующей в идеологическом пространстве общества за счет средств массовой коммуникации. По мнению Г.Г. Почепцова, политическая мифологема «представляет собой многократно апробированные схемы социальной интерпретации действительности» [3, с. 55]. Мифологемы как единицы мифологического дискурса образуются в результате эмоциональной рефлексии, психических процессов и возникающих социальных отношений и являются «ключевыми констатирующими формулами, в которых фиксируются субъект, противник, цели, антицели и адресат» [4, с. 48].
Одним из основных объектов мифологизации является прошлое данного социума, которое сохраняет свою актуальность для настоящего. Достаточно ярким примером является совокупность мифологем вокруг личности И.В. Сталина, например, «отец народов», «вождь», «учитель», и в то же время – «палач свободы», «тиран», «диктатор». Ж. Сорель одним из первых предложил использовать миф в качестве политического инструмента, он подчеркивал его воодушевляющую силу [5]. Одним из приемов манипуляции в этом аспекте является использование мифологических текстов, обладающих экспрессивностью и способностью «захватить аудиторию». В таком случае используются «вечные сюжеты», поднимающие рейтинг популярности определенного идеологического ориентира. Среди действенных мифологем можно выделить повествования о «золотом веке», катастрофах, мировом заговоре, борьбе героев-одиночек во имя добра и справедливости и т. д. Внутри таких мифологем обычно актуализируются вопросы, волнующие людей: власти и подчинения, добра и зла, зависимости и свободы, дружбы и предательства, любви и ненависти [6]. Также можно привести пример современных вербализаций, отражающих мифологемы, которые оправдывают снижение жизненного уровня: «потерпеть», «затянуть пояса», «переходное общество», «все страны должны пройти через “шоковую терапию”» и т. д.
Известный исследователь мифологии Э. Кассирер выделяет три основных приема «техники производства политических мифов»: изменение функций языка (магическое использование слова), обряды и пророчества, которые являются упрощенным изложением системы идеологической пропаганды и выведены из определенного исторического контекста [7]. Так, в России после распада СССР образовался мифологический вакуум, который стал заполняться политической мифологией, связанной с фигурой Б.Н. Ельцина. Впоследствии после неудачных социальнополитических реформ в массовом сознании наблюдался конфликт между мифическим образом власти и ее реальными делами. Новый президент в 2000 г. идентифицировался массовым сознанием как олицетворение архетипа «внезапного чуда», спасителя. В этот период для укрепления власти сформировались новые ритуалы, например, ежегодное обращение президента к народу посредством телемоста, «новояз», например, «лихие 90-е», «стабильные нулевые», «вертикаль власти», и т. д.
Для создания и реализации мифологемы и политического мифа важно: наличие идеи; наличие аксиомы, затрагивающей эмоционально-оценочную сферу общества; концепции внедрения идеи в массы; аргументирование данной идеи историческими фактами, которые подтверждают истинность идеи; согласованная деятельность социальных институтов в рамках заявленной идеи. Механизмом реализации таких компонентов в современном информационном обществе являются сетевые технологии.
Следует выделить аспекты применения современных сетевых технологий, конструирующих мифы и мифологемы.
Во-первых, когнитивный аспект. В связи с тем, что любой миф или мифологема направлены на массовое сознание, важным является целесообразное и грамотное использование сетевых ресурсов. Н.И. Шестов говорит о том, что на современном этапе развития общества политическое мифотворчество – это процесс целенаправленного воздействия на массы посредством мифов с целью формирования соответствующих образов, призванных служить своего рода недостижимым идеалом, с одной стороны, и направлением движения – с другой [8, с. 33]. Специфика механизма управления людьми посредством мифа состоит в его способности убеждать, заставлять людей искренне верить в идею. Одним из основных инструментов формирования политической мифологии является наличие информационного сайта партии или идеологической общественной организации. В настоящий момент Минюстом в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» от 11.07.2001 зарегистрировано 76 партий; практически каждая имеет свой сайт, на котором излагаются партийные программы. Например, название партии «Партия дела» уже является мифологемой. Но следует отметить, что официальный сайт не содержит на главной странице основного лозунга, символики, которая оказывает побудительные эффекты. Одна из рубрик называется «Что делать» без вопросительного знака. В данном случае, использование сайта в качестве технологии будет низкоэффективным.
Противоположное впечатление создают сайты партий «Родина» и «Патриоты России». Название партии «Родина» – одна из главных мифологем страны. На официальном сайте используются ярко-красный цвет, символ пятиконечной звезды, которые, как правило, не оставляют равнодушным население среднего и старшего возраста. Основной лозунг партии – «Россия! Родина! Победа». На главной странице транслируются цитаты представителей партии, в частности, председателя Алексея Журавлева: «Все больше людей в мире понимает, что правда на стороне России». Сайт партии «Патриоты России» насыщен мифологемами. Это использование символа георгиевской ленты, мотивационных лозунгов: «Справедливость для всех – счастье для каждого!»; «Патриотизм – это деятельная любовь к Родине!»; «Патриотизм выше политики!». Партия национально-освободительного движения «Национальный курс» на официальном сайте использует основные мифологемы страны: победу в Великой Отечественной войне, образы народных героев Минина и Пожарского. Партия «Гражданская инициатива» на сайте открыто мифологемы не использует. Сложно сразу увидеть информацию, которая бы лаконично отражала деятельность партии: «Наша главная цель – превратить Россию в современную, уважаемую в мире страну, в которой обеспечена комфортная, безопасная и достойная жизнь каждого человека». Такой информационный сайт, как и у «Партии дела», является нерезультативной сетевой технологией в конструировании мифологем идеологического пространства современного общества. Партия «Человека Труда» вообще не имеет сайта. Интересные мифологемы отражаются на сайте «Родной партии» «За Родину – за Родовые поместья!». Основным символом является кедровая ветвь и пояснение: «Основанием создания “Родной Партии” является ее образ из книг В.И. Мэгрэ серии “Звенящие кедры России”».
Таким образом, в когнитивном аспекте используются мотивационные механизмы функционирования мифологем в массовом сознании. Мотивационные факторы лежат в основе эмоционального отношения к историческим событиям прошлого, которое усиливается в период социального кризиса. Также важным элементом современных сетевых технологий является процесс создания имиджа, благодаря которому возвышаются или сакрализуются определенные личность или идея. Такая технология очень эффективна в современном информационно-идеологическом процессе, так как она использует мифологемы путем навязывания идеологических, эмоционально-ассоциативных клише с помощью PR-технологий. Зачастую в процессе создания имиджа используются деструктивные технологии, как, например, «сетевой троллинг» – неправомерное вторжение в сетевую коммуникацию с целью размещения в сети провокационной информации, создания конфликтных ситуаций и т. д.
Во-вторых, функциональный аспект. Сетевая технология направлена на то, чтобы миф и мифологема функционировали как средства поддержания социального порядка и осуществления социального контроля. В этом аспекте выделяются политические, экономические, социальные, контролирующие и другие сетевые технологии.
В-третьих, аксиологический аспект. Любая сетевая технология должна учитывать ценностную составляющую мифологемы, соответственно для ее эффективного использования необходимо обращаться к базовым ценностям, достоянию нации. Наиболее действенными в данном аспекте являются экзистенциальные механизмы трансформации мифологем, так как в условиях кризиса обостряются экзистенциальные проблемы в обществе: поиск смысла существования, сущность свободы и ответственности, отношение к праву и т. д. В связи с этим средствами массовой коммуникации особенно интенсивно создаются и реализуются мифологемы. Например, с помощью акции «Георгиевская ленточка» с 2005 г. победа над нацистской Германией выступает не только как историческое прошлое, но как духовное богатство страны: мы отмечаем День Победы как день нашей национальной памяти и национальной гордости. В аксиологическом аспекте современными сетевыми технологиями зачастую используется сочетание современных мифологем и мифологем СССР. Объясняется это тем, что мифологическое время находится в прошлом, которое сосуществует с настоящим; к нему, мифологическому времени, можно приобщиться путем некоторого ритуального действия либо, напротив, бездействия. Также с помощью средств массовой информации актуализируются образы советского мифа, например, в кинематографических работах последнего времени: «Брежнев», «Галина», «Охота на Берию», «Стиляги», «Оттепель», в музыкальных передачах «Достояние Республики», «Лучшие годы нашей жизни».
В-четвертых, психоэмоциональный аспект. Будучи сакральным, миф является психоэмоциональным ориентиром для человека и общества, поэтому использование сетевых технологий позволяет усилить экспрессивность специально созданных манипулятивных мифологем, а также обеспечить психологическую компенсацию и увеличить уровень социально-психологической адаптации к общественным трансформациям.
Таким образом, в современном информационном обществе наблюдается увеличение числа мифологем, что во многом определяется спецификой жизненного мира современного человека и идеологического пространства современного общества [9] . Современные мифологемы создаются и реализуются через средства сетевых технологий и массовых коммуникаций, являются действенной силой, которая организует поведение человека и общества. Основными аспектами использования сетевых технологий конструирования мифологем современного идеологического пространства являются: когнитивный, функциональный, аксиологический, психоэмоциональный и соответствующие им механизмы, позволяющие мифологемам выражаться в общественных ритуалах, укреплять социальные связи и выполнять функции социально-психологической адаптации и компенсации. Мифологемы детерминируются изменениями социокультурной ситуации, поэтому встроены в процессы модернизации и используются в качестве инструмента для эмоционально-идеологического манипулирования общественным сознанием.
Ссылки:
-
1. Лежебоков А.А. Игровые коммуникации в социальных медиа // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 6 (45). С. 311–314.
-
2. Полосин В.С. Миф. Религия. Государство. М., 1999. 440 с.
-
3. Почепцов Г.Г. Информационно-психологическая война. М., 2000. 180 с.
-
4. Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. Екатеринбург, 2003. 248 с.
-
5. Сорель Ж. Размышление о насилие. М., 2013. 293 с.
-
6. Яковлева Е.Л., Гайнуллина Л.Ф. Технологии манипуляции сознанием и современное мифотворчество // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3: Общественные науки. 2013. № 3 (118). С. 172–178.
-
7. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 1990. № 2. С. 160–166.
-
8. Шестов Н.И. Политический миф: теперь и прежде / под ред. проф. А.И. Демидова. М., 2005. 414 с.
-
9. Сергодеева Е.А. Подозрение как феномен современной культуры // Философские науки. 2013. № 6. С. 40–49.
Список литературы Сетевые технологии конструирования мифологем идеологического пространства в современном информационном обществе
- Лежебоков А.А. Игровые коммуникации в социальных медиа//Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 6 (45). С. 311-314.
- Полосин В.С. Миф. Религия. Государство. М., 1999. 440 с.
- Почепцов Г.Г. Информационно-психологическая война. М., 2000. 180 с.
- Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. Екатеринбург, 2003. 248 с.
- Сорель Ж. Размышление о насилие. М., 2013. 293 с.
- Яковлева Е.Л., Гайнуллина Л.Ф. Технологии манипуляции сознанием и современное мифотворчество//Известия Уральского федерального университета. Сер. 3: Общественные науки. 2013. № 3 (118). С. 172-178.
- Кассирер Э. Техника современных политических мифов//Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 1990. № 2. С. 160-166.
- Шестов Н.И. Политический миф: теперь и прежде/под ред. проф. А.И. Демидова. М., 2005. 414 с.
- Сергодеева Е.А. Подозрение как феномен современной культуры//Философские науки. 2013. № 6. С. 40-49.