Шоковая футурология или реальные угрозы России

Автор: Смолин Михаил Борисович

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Позиция

Статья в выпуске: 8, 2011 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются перспективы устройства будущего России и в этом контексте - актуальность доклада «Обретение будущего: Стратегия 2012».

Россия, безопасность, экономика, государство, власть, режим, общество

Короткий адрес: https://sciup.org/170165970

IDR: 170165970

Текст научной статьи Шоковая футурология или реальные угрозы России

В се исторически великие нации имели и имеют набор основополагающих стержневых мировоззренческих представлений, которые служат для них измерительными параметрами, критериями истины. Именно эти мировоззренческие представления (которые складываются раз и навсегда, когда нация входит в свое взрослое состояние) являются теми идеалами, которые нация культивирует в мирное время и защищает во времена посягательства на ее существование.

Сегодня, к сожалению, в нашей стране нет общепринятой на государственном уровне официальной (гражданской) идеологии, идеологии как системы взглядов, идей, отражающих отношение России как государства и русского гражданского общества к окружающему миру.

Свято место долго пусто не бывает, и если за ним не ухаживают, то оно зарастает сорняками. Если в обществе ощущается нехватка здравого консервативного государственного смысла, то начинают оживать всякие «не отпетые покойники»: всевозможные либералы, социальные мечтатели и прочие футурологи.

Вот и ИНСОР решил предложить России и будущему президенту «обрести будущее». Выпустил весьма пухлое руководство, как, собственно, это будущее обрести. Прямо-таки в стиле «физика – это просто», «интернет для чайников» или программа «500 дней» – обретение будущего всего на 322 страницах.

СМОЛИН

Михаил

Борисович – к.и.н., начальник гуманитарного отдела Российского

Как водится у либералов, будущее уже хорошо известно и давно прописано в странах Запада, стоит только отказаться от всяких туманов «самобытности» и перенять нужное, наиболее точно сверяясь с оригиналом. Естественно, футурологическое руководство от ИНСОРа, как всегда, полно сентенциями, что, мол, для нас «время упущено!», «время не ждет!», «время обязывает!» И если прямо сейчас не отдать (как в 90-е гг.) страну в управление «правильным людям» (либералам), то мы и дальше будем пробуксовывать в экономике, откатываться в политике и «явно не успевать в истории». Выражение об истории несколько туманно, но искрен- няя и глубоко заинтересованная тревога о власти и о возможности двигать государственные денежные потоки у «людей свободолюбивых» легко улавливается в тексте ИНСОРа.

С ходу на читателя обрушивают публицистические кошмары. В стране существует мнимая стабильность на основе «импортной современности», купленная за нефтедоллары, люди существуют «не приходя в сознание», страна «на грани холодной гражданской войны». То есть, практически весь набор ужасов, которые мы помним еще из 80-х гг. Правда, после двадцати пяти лет гласности это уже не производит должного впечатления. Реформы у нас стали проходить так часто, что, к счастью или к сожалению, мы не успеваем забыть те штампы, которыми нас загоняли в предыдущие реформы.

Очень правильно написал один из авторов ИНСОРа, что «модернизация становится перманентной», как и реформы, уже четверть века идущие в нашей стране. ИНСОР предлагает реформироваться всегда и модернизироваться перманентно, видимо, находя в перестановке всего и вся с одного места на другое свой немалый гешефт.

ИНСРом «предлагается проект “другой страны”». И это уже было, например у Марата Гельмана. Наши либералы могут думать только о другой стране, той «будущей» России, которой нет. Реально существующая Россия с ее экономикой и людьми как-то скучна для «людей, выбравших свободу».

«Сейчас модернизация в России, – утверждают наши либеральные футуро логи, – это прежде всего обновление государства». Читатель тут же задается вопросом, а что это значит – обновление государства? А авторы «нашего будущего» вместо того, чтобы углубиться в смысл оброненного невзначай понятия, тут же убивают всякую надежду, утверждая, что «это государство не может не то что провести, но даже начать».

Итак, диагноз ИНСОРа, поставленный нашей стране, – неспособность провести модернизацию при современном режиме. Что же в первую очередь мешает?

Как можно понять из работы ИНСОРа, «их счастью» глобально мешают три вещи – сам политический режим (читай – Путин), сырьевые энергоносители и ракетно-ядерное вооружение. Последнее вообще несет «серьезный вред российской модернизации». Наличие сырьевых экономических и ядерных военных возможностей для авторов доклада – это прямо проклятие России. Именно они не дают ей модернизироваться. Считается, что они успокаивают Россию своим наличием.

Вот если бы у нас не было ни военных, ни экономических «козырей», вот тогда бы, по мнению ИНСОРа, мы научились играть во внешнеполитический «преферанс», а так шансов нет никаких – «дураки».

И все же по счастливой случайности России повезло – в России есть ИНСОР, думающий о будущем. ИНСОР думает о нас, он нас не оставит… в покое.

Что же предлагают эксперты по российскому будущему?

В области социального развития нам предлагаются все те же рассуждения о том, что без мигрантов в России ничего не возможно. Что демографическая тенденция к вымиранию если и выправляется в другую сторону, то все равно – это временное явление и все пойдет по старому, безнадежному сценарию.

В череде уроков в сфере демографического развития, которые авторы ИНСОРа предлагают учесть руководству страны, считается необходимым отразить «расширяющееся многообразие форм семейной жизни». Предлагается обратить внимание на «неформальные союзы». Что здесь имеется в виду – многоженство на Кавказе? однополые браки? просто сожительство мужчины и женщины? Авторы не уточняют.

Так почему же современной России не обойтись, по мнению ИНСОРа, без мигрантов? «В условиях возрастающего дефицита трудовых ресурсов, – пишут эксперты ИНСОРа, – экономическое развитие России в ближайшие десятилетия невозможно без привлечения иностранной рабочей силы».

Когда говорят о привлечении иностранных трудовых ресурсов, всегда лукавят. В России не хватает не трудовых ресурсов, а дешевой (дешевле, чем российские работники) иностранной рабочей силы для эксплуатации ее в условиях, которые трудно назвать человеческими. Но и у этой сверхдешевой иностранной рабочей силы потенциал часто не столько трудовой, сколько преступный.

По версии Международной ассоциации труда, в России около 5 млн безработных, что составляет 7% экономически активного населения. И часть этой безработицы, безусловно, сформирована наличием иностранной трудовой миграции. Сами авторы доклада говорят о 5–10 млн незаконных мигрантов в России.

Одновременно с конкуренцией с российскими гражданами при занятии рабочих мест трудовые мигранты привносят в наше общество и межнациональное и межкультурное напряжение.

Интересно, что авторы ИНСОРа понимают, что «в массе своей россияне считают, что мигранты России не нужны», но настойчиво предлагают «смешение культурных норм и ценностей, изначально… противоречащих друг другу».

Наряду с проблемой мигрантов россиянам предлагается вернуться к все тем же программам планирования семьи, смысл которых сводится к ограничению рождаемости, пропаганде контрацепции и раннему сексуальному воспитанию. Деятельность основательницы программ планирования семьи и основательницы Американской лиги контроля рождаемости, анархистки Маргарет Сэнгер ( Margaret Sanger , 1879–1966), этого «ангела смерти», по определению одного ее биографа, в России уже набила оскомину.

По пенсионной системе ИНСОР додумался до увеличения с 2014 г. размеров «обязательного страхового платежа в накопительную часть – с нынешних 6% от заработной платы до 8, 10, возможно, даже 12%».

Наибольшее свободомыслие, конечно, проявилось в области обороны и безопасности. Нам предлагается к 2018 г. вновь попробовать перейти на добровольческую основу для формирования армии. Саму численность российской армии либералы определяют в 400–500 тыс. чел.

Военное министерство должно, по мнению ИНСОРа, состоять из гражданских чиновников, главной заботой которых будет «“перевод” задач Вооруженных сил, сформулированных политическим руководством страны, на язык военных приказов». От госкорпораций в ВПК надо отказаться и прекратить весь спектр выпуска вооружений «от пистолетов до баллистических ракет». Бюджет Вооруженных сил предлагается радикально открыть и детализировать и отправлять его, минуя Государственную Думу, прямо в ООН.

И только когда все предлагаемое будет реализовано, та, «другая» Россия может вздохнуть с облегчением: все получилось, поскольку «такая военная реформа будет представлять собой решительный разрыв не только с советской традицией строительства вооруженных сил, но и со всей сформировавшейся за три столетия российской военной культурой, которая основана на идее принудительной военной службы». Здесь можно смело говорить и о разрыве с русской традицией военной службы вообще за более чем тысячу лет.

Предложения ИНСОРа часто провокационны. Так, например, судя по предлагаемому расположению складов с тяжелым вооружением, наши потенциальные противники находятся за российско-казахстанской и российско-китайской границами и на Кавказе. То есть, нас, прежде всего, хотят направить на Китай и исламский мир.

В области безопасности опять-таки предполагается «решительная реформа всей системы правоохранительных органов».

ФСБ аналитиками ИНСОРа квалифицируется как независимое и «довольно агрессивное» «государство в государстве», которое по своим функциям практически есть возрожденное КГБ.

ИНСОР советует назначать на руководство силовыми ведомствами людей, не связанных с ними, типа Сердюкова. А для проведения самих реформ создать комиссию, состоящую из юристов и общественных деятелей, которая «в сравнительно короткий срок предлагает план реформ».

ФСБ предлагается расформировать, оставив только контрразведку. МВД – разделить на муниципальные органы охраны порядка и на региональные полицейские службы, подчиненные только местным органам власти. На федеральном уровне предполагается оставить Федеральную службу федеральной полиции, ГИБДД ликвидировать – их функции будут исполнять обычные полицейские, внутренние войска переименовать в национальную гвардию и т.д. и т.п. То есть, в очередной раз лихо перетряхнуть все органы безопасности в стране, и без того страдающей от нехватки безопасности.

В целом, ИНСОР не родил ничего нового для нашего будущего. Обо всех предложениях, как сделать нашу родину еще более «правильной» и похожей на

«нормальные» западные страны, мы неоднократно читали в подобных «обретениях будущего» как у ИНСОРа, так и у других достойных либеральных аналитических центров.

Так что приходится констатировать в очередной раз правоту древнего царя Соломона, сказавшего, что «нет ничего нового под солнцем. Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас».

А теперь от футурологических мечтаний перейдем к реальным угрозам России. Ожидаемое и одновременно потрясшее всех падение советской системы в 1991 г., кроме массы отрицательных моментов, дало нам, русским, потенциальный шанс на возрождение геополитической мощи России. В системе двуполярности на каждый враждебный шаг (а, по сути, всякий шаг рассматривался как враждебный) противоположная сторона должна была непременно отвечать адекватно, что было крайне утомительно для более слабой экономически советской стороны, в которой русские как нация несли самые большие издержки.

Сегодняшнее положение Российской Федерации, являющейся все еще очень сильной в военном отношении страной, но в экономическом плане находящейся среди многочисленной когорты среднеразвитых стран, дает возможность не перенапрягаться в прямом экономическом соревновании и политическом противостоянии с США. Сегодня валовой национальный продукт России составляет 5% валового национального продукта США и около 1% мирового валового продукта. Сегодня для США потенциально более опасными противниками являются консолидирующийся Европейский союз (экономико-политическая опасность), бурно развивающийся Китай (военнополитическая опасность), претендующий на лидерство в Юго-Восточной Азии, и террористическая угроза из мусульманского мира (цивилизационная опасность).

У России появилась очень короткая по историческим меркам передышка, когда мы можем попытаться на фоне военнополитической борьбы США и Китая, экономического противостояния США и ЕС, войны США с мусульманским экстремизмом решать свои, чисто русские проблемы возрождения государственности, развития промышленности и экономики в целом, замирения внутреннего (в РФ) и внешнего (в СНГ) политического и этнического сепаратизма, а также инициировать и начать заново ставший современным и жизненно важным процесс «собирания русских земель».

Однако для этого необходимо решить немало внутренних проблем, в большинстве своем заложенных еще во времена социалистические. Так, сегодняшнее Российское государство несет в своем федеративном устройстве взрывоопасное деление страны на национальные республики, каждая из которых более или менее стремится встать на путь советских республик СССР – отделение от центра и разрушение единства государства. Российской Федерации срочно нужна радикальная реформа государственного устройства, направленная на унификацию разношерстного федерального деления (национальные республики и автономии, края, губернии, мегаполисы Москва и Санкт-Петербург) в строгие рамки единообразного губернского деления. Пример унитарной политики – объединение Коми-Пермяцкого автономного округа с Пермской губернией – необходимо расширить до масштабов всей страны.

Современная политология давно уже анализирует войны, ведущиеся в пространстве массового сознания. Их принято называть консциентальными войнами, предметом которых является поражение или уничтожение определенных типов сознания. Часто во время подобных войн стремятся навязать новые толкования уже принятых массовым сознанием идеологем.

Поражение в таких войнах, приобретающих тотальный размах, особо опасно. Оно приводит к уничтожению национальных типов сознания, и вследствие этого происходит переорганизация целых территорий и общностей. Происходит разложение и переформирование национальной идентичности.

В связи с этим можно сформулировать целый ряд современных угроз идеологической безопасности России.

  • 1.    Слабая осознанность гражданской идентификации у граждан РФ, что подрывает устойчивость государства и общества. Отсутствие религиоведческого образования населения в установках традиционных религиозных движений России. Слабое, подражательное развитие обществовед-

  • ческих (политологических, социологических и исторических) наук в России.
  • 2.    Утрата локализации идентичности экономическими и научными элитами нашего общества. Работая в других странах, переезжая из страны в страну, представители элит почти полностью утрачивают локализацию своей идентичности в нашей стране. Формируется космополитическая, бинациональная или мультинациональная идентичность, и интересы, экономические и научные, не связываются более с Родиной.

  • 3.    Идейный сепаратизм. Над Россией нависла явственная угроза потери контроля со стороны государства над базовыми национальными идеологическими институтами (религиозными, образовательными, средствами массовой информации). Усиливается влияние политических идей, транслируемых западными идеологическими институтами, продолжается агрессия иностранных религиозных сект и т.д.

  • 4.    Идеологическая неопределенность правового и государственного статуса русского народа, в среде которого настроения в стиле «Россия для русских» разделяют уже 60% населения. Отсутствие такого особого статуса (в т.ч. и в Конституции) вызывает чувство отчужденности, обделенности, ненужности и даже враждебности.

  • 5.    Религиозный сепаратизм. Двадцать первый век многие политологи называют «реваншем Бога». Во всем мире, быть может, только кроме Западной Европы, идет религиозное возрождение. В связи с этим реальностью становится проблема «сверхнациональной» идентичности, когда христианские деноминации, иудейские, буддистские или мусульманские общины начинают идентифицировать себя с теми, кто живет далеко от нашей страны и разделяет их веру, отождествляясь со своими религиозными центрами в большей степени, чем со своими согражданами.

  • 6.    Гражданский сепаратизм. В национальных республиках в составе РФ

  • 7.    Культурный сепаратизм. Широкие массы молодых граждан России живут в культурном отношении интересами зарубежных культурных событий.

  • 8.    Нравственная угроза безопасности. Отсутствие государственного контроля за нравственностью в обществе. Сегодня 70% населения выступают за морально-этическую цензуру СМИ. Проблема перезрела и во многом стала вопиющей. Необходимо поставить под контроль общества продукцию средств массовой информации и коммуникации в сфере, касающейся нравственной безопасности.

(Якутия, Адыгея, Татарстан) в среднем 20% населения считают себя в первую очередь гражданами не России, а своих республик. В Чечне, Ингушетии, Дагестане этот процент значительно выше.

Широко распространено стремление встроиться в доминирующий политический курс и интерпретировать, часто исказив, его смысл в интересах политических и экономических элит регионов.

Подавляющее большинство мигрантов из бывших республик СССР, прибывая в Россию, не интегрируются в русскую культуру, а остаются носителями культур тех регионов, откуда они прибыли.

В заключение хочется сказать о, быть может, самом главном.

Хватит всевозможных социалистических и либеральных рывков, бесцельно надрывающих силы нашего общества. Модернизация и изменения должны проходить без шоковых терапий, без революций, они должны быть понятны и принимаемы страной, только тогда каждый человек будет готов участвовать в процессе как сознательно действующий гражданин.

Начните изучать российское общество, его психологию и желания. Перестаньте ломать нацию через колено и начните в любых государственных деяниях сообразовываться с исторической народной реальностью, и любые действительно нужные изменения будут проходить в нашей стране без потрясений.