«Штосс» М. Ю. Лермонтова: обрыв текста или обрыв сюжета?

Автор: Кривонос Владислав Шаевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Статьи и сообщения. Прочтения

Статья в выпуске: 4 (15), 2010 года.

Бесплатный доступ

В статье пересматриваются устойчивые представления о структуре текста и сюжетной незавершенности считающегося неоконченным произведения Лермонтова. Специально ставится и подробно разбирается ключевой для понимания повести вопрос о смысле обрыва текста и обрыва сюжета «Штосса». Сопоставляются «устный» (ориентированный на определенный круг слушателей) и «письменный» (предназначенный для потенциальных читателей) варианты произведения. Изучается проблема границ текста повести и обосновывается важное для ее понимания понятие вероятностности.

М.ю. лермонтов,

Короткий адрес: https://sciup.org/14914737

IDR: 14914737

Список литературы «Штосс» М. Ю. Лермонтова: обрыв текста или обрыв сюжета?

  • Ростопчина Е.П. Из письма к Александру Дюма//М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989. С. 363.
  • Фантастическая повесть//Русская повесть XIX века: история и проблематика жанра. Л., 1973. С. 163.
  • Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: в 4 т. 2-е изд., испр. и доп. Т. IV. Л., 1981. С. 468.
  • Найдич Э.Э. Еще раз о «Штоссе»//Лермонтовский сборник. Л., 1985. С. 195.
  • Указ. соч. С. 163.
  • Абрамовских Е.В. Феномен креативной рецепции незаконченных произведений (на материале дописывания незаконченных произведений А.С. Пушкина). Челябинск, 2006. С. 133.
  • Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе: проблемы поэтики. М., 2002. С. 243.
  • Найдич Э.Э. Указ. соч. С. 212.
  • Вацуро В.Э. Последняя повесть Лермонтова//М.Ю. Лермонтов: материалы и исследования. Л., 1979. С. 251.
  • Там же. С. 252.
  • Там же. С. 237.
  • Курганов Е. Анекдот как жанр. СПб., 1997. С. 30-31.
  • Белоусов А.Ф. От составителя//Учебный материал по теории литературы: жанры словесного текста. Анекдот. Таллинн, 1989. С. 8.
  • Белоусов А.Ф. Городской фольклор: лекция для студентов-заочников. Таллин, 1987. С. 17-21.
  • Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города//Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Т. II. Таллинн, 1992. С. 15.
  • Вацуро В.Э. Указ. соч. С. 246.
  • Курган А.А. Феномен дежавю. СПб., 2010.
  • Курган А. Тайна феномена дежавю: опыт феноменологического анализа. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kurg/index.php (дата обращения 29.11.2010).
  • Лотман Ю.М. Указ. соч. С. 16.
  • Цивьян Т.В. «Рассказали страшное, дали точный адрес…» (к мифологической топографии Москвы)//Лотмановский сборник. Т. 2. М., 1997. С. 599-600.
  • Pavlina E. What is Deja Vu?/пер. С. Бирюкова. URL: http://sergeybiryukov.ru/2007/03/chto-takoe-dezhavyu (дата обращения 29.11.2010).
  • Щеблыкин И.П. К трактовке аллегорий символико-философской повести Лермонтова «Штосс»//Русская литература. 2004. № 3. С. 124.
  • Меднис Н.Е. Финалы микросюжетов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" // Поэтика финала. Новосибирск, 2009. С. 24.
  • Заславский О. «Сцены из рыцарских времен»: обрыв сюжета как признак завершенности текста//Toronto Slavic Quarterly. 2010. № 32. P. 165-166.
  • Заславский О. «Сцены из рыцарских времен»: обрыв сюжета как признак завершенности текста//Toronto Slavic Quarterly. 2010. № 32. URL: http://www.utoronto.ca/tsq/32/(дата обращения 29.11.2010).
  • Чумаков Ю.Н. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина: в мире стихотворного романа. М., 1999.
Еще
Статья научная