Сибирские каменные жезлы с головой медведя

Автор: Ковтун И.В.

Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran

Рубрика: Проблемы и материалы

Статья в выпуске: 229, 2013 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуются три каменных палочки, увенчанные скульптурными медведями. Объекты были обнаружены вблизи озера Иткул (Алтай) (рис.1, 1), на реке Ока, притоке Ангары в районе Братска (рис. 1, 2), а также на поселке Взвозы на острове Сергушкин Ангары (Красноярский край) (рис.1, 3). При обсуждении символического значения объектов автор устанавливает взаимосвязь между ритуальными практиками сибирских аборигенов, в которых культ медведя и его глава, в частности, были широко распространены. Обсуждаемые идеи объединены мотивом поднятия головы медведя / черелона высоты, что соответствует конструкции медведя. Функционально культ медведей рассматривается в контексте ведически-сибирских параллелей, особенно определенных сходств между функциями индо-арийского бога Варуны и социально-регулирующим смыслом медвежьего персонажа для сибирских народов.

Еще

Голова медведя, жезл, народы сибири, мифология, индоарии, сейминско-турбинская эпоха

Короткий адрес: https://sciup.org/14328527

IDR: 14328527

Список литературы Сибирские каменные жезлы с головой медведя

  • Айхенвальд А. Ю., Петрухин В. Я., Хелимский Е. А., 1981. К реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов//Балто-славянские исследования. М.
  • Анисимов А. Ф., 1958. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. М.; Л.
  • Бахрушин С. В., 1987. [Хозяйство и общественный строй якутов в XVII-XVIII вв.]//с. В. Бахрушин. Тр. по источниковедению, историографии и истории России эпохи феодализма: Научное наследие. М.
  • Бобров В. В., 1991. Особенности погребального обряда ирменской культуры в Кузнецкой котловине//Древние погребения Обь-Иртышья. Омск.
  • Бобров В. В., Чикишева Т. А., Михайлов Ю. И., 1993. Могильник эпохи поздней бронзы Журавлёво 4. Новосибирск.
  • Василевич Г. М., 1971. О культе медведя у эвенков//Религиозные представления и обряды у народов сибири в XIX -начале XX века. Л.
  • Герман П. В., Леонтьев С. Н., 2010. Результаты полевых исследований на памятниках Сергушкин 3 и Взвоз в северном Приангарье//Проблемы археологии, этнографии, антропологии сибири и сопредельных территорий. Новосибирск. Т. XVI.
  • Гиндин Л. А., 1972. Некоторые ареальные характеристики хеттского. I//Этимология. 1970. М.
  • Головнёв А. В., 1995. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург.
  • Гондатти Н. Л., 1888. следы язычества у инородцев северо-Западной сибири//Тр. Этнографическаго Отдела Императорскаго Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящаго при Императорском Московском университете. М. Кн. VIII.
  • Дандекар Р. Н., 2002. От вед к индуизму: Эволюционирующая мифология. М.
  • Дюмезиль Ж., 1986. Верховные боги индоевропейцев. М.
  • Иванов В. В., Топоров В. Н., 1974. Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М.
  • Кирюшин Ю. Ф., 2002. Энеолит и ранняя бронза юга Западной Сибири. Барнаул.
  • Ковтун И. В., 2008. Восточная периферия самусьской культуры и изображения медведей в западно-сибирской скульптурной миниатюре и металлопластике II тыс. до н. э.//Археология, этнография и антропология Евразии. № 3 (35).
  • Ковтун И. В., 2009. Каменные жезлы с фигурным зооморфным навершием эпохи бронзы Северо-Западной и Центральной Азии//Homo Eurasicus у врат искусства. СПб.
  • Кузьмина Е. Е., 1997. Финно-угры и индо-иранцы: динамика культурных связей//Балто-славянские исследования 1988-1996. М.
  • Кулемзин В. М., 2000. Культ медведя и шаманизм у обских угров//Народы Сибири: История и культура. Медведь в древних и современных культурах Сибири. Новосибирск.
  • Леонтьев Н. В., 1975. Каменные фигурные жезлы Сибири//Первобытная археология Сибири. Новосибирск.
  • Люцидарская А. А., 2000. Медвежьи песни как феномен культуры сибирских угров//Народы Сибири: История и культура. Медведь в древних и современных культурах Сибири. Новосибирск.
  • Мифы, предания, сказки хантов и манси. М., 1990.
  • Михайлов Ю. И., 1993. Семантика образа медведя на тепсейских плакетках//Современные проблемы исторического краеведения: К 375-летию основания Кузнецка и 50-летию образования Кемеровской области. Кемерово.
  • Михайлов Ю. И., 2001. Мировоззрение древних обществ юга Западной Сибири (эпоха бронзы). Кемерово.
  • Молодин В. И., 1977. Эпоха неолита и бронзы лесостепного Обь-Иртышья. Новосибирск.
  • Молодин В. И., 1985. Бараба в эпоху бронзы. Новосибирск.
  • Невелева С. Л., 1975. Мифология древнеиндийского эпоса (пантеон). М.
  • Огибенин Б. Л., 1968. Структура мифологических текстов «Ригведы» (Ведийская космогония). М.
  • Окладников А. П., 1950. Неолит и бронзовый век Прибайкалья: Историко-археологическое исследование. М.; Л. Ч. I, II.
  • Пелих Г. И., 1972. Происхождение селькупов. Томск.
  • Потанин Г. Н., 1883. Очерки Северо-Западной Монголии: Результаты путешествия, исполненнаго в 1879 году по поручению Императорскаго Русскаго Географическаго Общества членом-сотрудником онаго Г. Н. Потаниным. СПб. Вып. IV: Материалы этнографические, с 26-ю таблицами рисунков.
  • Прокофьева Е. Д., 1949. Костюм селькупского (остяко-самоедского) шамана//Сб. Музея антропологии и этнографии. М.; Л. Т. XI.
  • Ромбандеева Е. И., 1993. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут.
  • Соколова З. П., 2000. Культ медведя//Археология, этнография и антропология Евразии. № 2 (2).
  • Студзицкая С. В., 1987. Искусство Восточной Сибири в эпоху бронзы//Эпоха бронзы лесной полосы СССР М. (Археология СССР.)
  • Титова З. Д., 2003. Путешествие по указу Петра I: Из дневника Д. Г. Мессершмидта -исследователя народов Сибири. 1721-1725 гг.//Исторический архив. № 2.
  • Топоров В. Н., 1994. Варуна//Мифы народов мира. М. Т. 1.
  • Топоров В. Н., 1994. Риши//Мифы народов мира. М. Т. 2.
  • Ченченкова О. П., 2004. Каменная скульптура лесостепной Азии эпохи палеометалла. III-I тыс. до н. э. Екатеринбург.
  • Шухов И. Н., 1916. Из отчета о поездке весною 1914 года к казымским остякам//Сб. Музея Антропологии и Этнографии имени Петра Великаго при Императорской Академии Наук. Пг. Т. III.
  • Элиаде М, 1999. Очерки сравнительного религиоведения//М. Элиаде. Избранные сочинения. М.
  • Элиаде М., 2000. Шаманизм: архаические техники экстаза. Киев.
  • Этнографическия замечания и наблюдения Кастрена о лопарях, карелах, самоедах и остяках, извлеченныя из его путевых воспоминаний 1838-1844 г. (M. Alexander Castren's Reiseerinnerungen aus den Jahren 1838-1844 im Auftrage der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften herausgegeben der von A. Schiefner. St. Petersburg, 1853)//Этнографический сборник, издаваемый Императорским Русским географическим обществом. СПб., 1858. Вып. IV.
Еще
Статья научная