Общее и особенное в творчестве черкесских художников Адыгеи и черкесов Турции

Автор: Соколова Алла Николаевна

Журнал: Наследие веков @heritage-magazine

Рубрика: Чувство родины: к 150-летию И. А. Бунина

Статья в выпуске: 4 (24), 2020 года.

Бесплатный доступ

Исследование призвано выявить и проанализировать общие и особенные характеристики творчества черкесских художников Адыгеи их коллег из адыгской диаспоры Турции. Источниками послужили произведения изобразительного искусства, результаты исследований отечественных и турецких искусствоведов, критиков, социологов и историков. Методология опирается на сочетание компаративных приемов, применяемых в искусствоведении для анализа художественных объектов и систем (синхронный и диахронный методы, микро- и макросравнение). Изучена общественная функция мастеров живописи, живущих в разных социокультурных условиях, выявлены цели их творчества, проанализированы приоритетные жанры и приемы. Подчеркнуто значение адыгских художников, живших и живущих на Северном Кавказе, как представителей художественной элиты этноса, при этом их творчество направлено на сохранение мифопоэтических образов и этнической идентичности. Иные тенденции выявлены в творческом опыте черкесских художников Турции, которые стремились не только и не столько раскрывать культуру своего народа, сколько обращались к универсальным ценностям, пытаясь интегрироваться в систему европейского и мирового искусства. Автор выделяет два периода развития изобразительного искусства черкесских художников России и Турции: до распада СССР и после него. Выявляются характерные черты творчества представителей обеих групп художников на протяжении выделенных периодов. Особо выделена деятельность современных художников-рецептуалистов адыгского происхождения (Р. Цримова и А. Гучапшева и др.). Приведены основные художественные принципы рецептуализма, и в сравнительном аспекте выявлена степень известности этого направления в Кабардино-Балкарии и Адыгее. Делается вывод, что различия между адыгскими художниками России и Турции проявлялись в нескольких аспектах: в моменте формирования адыгских художественных сообществ в Турции и в России; в особенностях сформировавшейся и поддерживавшейся художественной традиции; в неравных условиях получения профессионального образования мастерами Кавказа и Турции; в социально-экономических обстоятельствах, определявших творческую деятельность и косвенно повлиявших на ценностные ориентации художников. Точки творческого пересечения лежат в плоскости этнических ценностей, знаков и символов, одинаково расшифрованных черкесами Северного Кавказа и диаспоры, а также в оценках исторического прошлого, особенно Кавказской войны, в особо почитаемом отношении к природе и красотам Кавказа.

Еще

Адыги, черкесы, столичные художники, диаспора, картина мира, роли художников, знаки и символы искусства, эстетические доминанты, приоритетные жанры, сходство и различие в творчестве черкесских художников

Короткий адрес: https://sciup.org/170175023

IDR: 170175023   |   DOI: 10.36343/SB.2020.24.4.003

Статья научная